Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М у ж ско й кост ю м. О сновн ы е особенност и кост юм а




14 3

О сновн ы е особенност и кост юм а

 

О де ж д а древни х славя н испытывал а влияни е кост юм а ски ф о в ка к п о ассорти м ент у (рубах а и ш та ны), та к и п о ф орм е и применяемы м укра ш ения м. Бр аслет ы, бус ы, серьги, колт ы (в исочны е подвески, прикрепляемы е к ж енско

м у голов ном у убору), грив н ы благодар я ис

кусств у славянски х ремесленнико в приобрета л и са мобы т ну ю ф орму, отличалис ь в ы сокоху до ж ественн ым и качествами.

В середин е I X в. с принятие м христианств а

н а Рус и е е связ и с Ви за н тие й стал и особенн о тес ными. Н а русски е м еха, воск, м е д и други е товар ы К иевски й княз ь и ег о дру жин а м енял и византийски е тка ни, золот ы е и серебрян ы е изделия. Е стественно, чт о в кост юм е княз я

и ег о дру жинни ко в в о мно го м повторялис ь византийски е ф орм ы, котор ы е н а древнерус ско й почв е приобретал и оригинальн ы й ха рактер.

 

О б ы тово й оде ж д е К иевско й Рус и да ю т пред ставлени е ф реск и и з С о фий ског о собор а в К иеве, рукописн ы е сборники, та к на з ы вае мы е

«лицев ы е книги», иконопись. В ни х наряд у с о свят ым и изображалис ь княз ь и член ы ег о се м ьи, горо ж ан е и други е б ы тов ы е фи гур ы.


 

 


 

 

К расочн ы й рисуно к и з рукопис и «И збор ни к С вятослава» 107 3 г. изображае т се м ь ю княз я С вятослав а Я рославича. Н а княз е ка ф та н киевский, ил и свита, зеле но г о цвет а с красно й каймо й п о ни з у и золот ым и зарукавья м и (т и н на ш и х м ан ж ет). Таки е ж е разноцветн ы е, под поясанны е ш ироки м в ыши т ы м поясо м ка ф та н ы

у ег о с ын овей. Э т о б ы л а накладна я верхня я оде ж д а различно й длин ы (о т колене й д о сере дин ы икр) с длинн ым и узки м и в ш ивным и рукавам и и прямым и проймами. К а ф та н з на т и изготовлялс я и з акса ми та, бархата, ш елка,

с узоро м и богато й в ыши вкой; ка ф та н про стонародь я б ы л и з грубог о сукна. П овер х ка ф та н а н а княз е наде т сини й пла щ корзн о (оде ж д а з на ти), отороченн ы й золото й каймой,

н а красно й подкладке. Н а голов е — кругла я ш апк а с м ехов ы м окол ыш е м и нау ш никами, н а но га х — зеле ны е са ф ьянов ы е сапог и (рис.

140).

К а ф та ны, корзн о и великокня ж ески е ш апк и можн о видет ь н а Н овгородско й икон е X II I в., изобража ющ е й князе й Бори с а и Глеба. И х корзн о и ка ф та н ы напомина ю т византийски е кост юм ы (рис. 141).

Ш апки, начина я с X I в., б ы л и нео тъе м ле мо й часть ю русског о м у ж ског о кост юм а и у з на ти, и у беднот ы (рис. 142). К рестьян е носил и кругл ы е колпак и и з войлока, грубог о сукн а с узко й м ехово й опу ш кой, л ю д и состоятель ны е — и з то нко г о сукн а ил и бархата, з на т ь — бархатн ы е ил и парчовы е с укра ш ения м и и з серебра, золота, драгоценн ы х камне й и с м ехо

в ы м окол ыш е м.

К орзно, набрасыва ющ еес я н а одн о плеч о и застег ну то е фи було й н а друго м, появилос ь в результат е римско-византийског о влияни я и б ы л о характерн о тольк о дл я период а К иевско й Руси. С переносо м об щ ественно-политическо й

ж и з н и Д ревне й Рус и н а север, в Н овгоро д и В лади мир, корзн о за м еняетс я нов городско й ш убо й — распа ш ны м прямы м изделие м с от ло жны м воротнико м и длинн ым и в ш ивным и рукавами, котор ы е игра ю т боль ш е декоратив ну ю, че м ф ункциональну ю роль, та к ка к ш уб у носил и внакидку. Таки е ш уб ы м ы види м н а икон е «М оля щ иес я нов городц ы» (X V в.). Здес ь повер х зеле ных, лилов ы х, голуб ы х, красн ы х ка ф та но в н а нов городца х накину т ы красная, зеле ная, ж елтая, голубая, лилова я ш уб ы н а ярки х и контрастн ы х п о цвет у подкладках. Воро т ник и у ш у б красн ы е (рис. 143).

Н ижне й оде ж до й з на т и и основно й у крестья н с древней ш и х вре м е н б ы л и рубах а и порт ы (рис. 144). К рестьянску ю рубах у делал и и з холста, набойки, пестряд и с подкладко й н а груд и и спине, котору ю при ш ивал и красн ым и ни тка ми. Ц ельнокроен ы й рука в дл я свобод ы


 

дви ж ени я име л ластовиц у и з красно й тка ни. Рубах и з на т и и з то нко г о полотн а отдел ы вал и красно й та ф то й п о ни зу, е ю ж е обтягивал и пуговиц ы и окантов ы вал и вс е ш в ы. Така я руба

х а представляе т собо й оди н и з д р е в н е й ш и х и интересней ш и х примеро в сов м е щ ени я кон структивн ы х и декоративн ы х лини й в оде ж де. Та к ка к тка н ь б ы л а узко й (о т 3 0 д о 6 0 с м), рубах у в ы краивал и и з нескольки х частей. В с е ш в ы подчеркивалис ь декоративно. Вм ест е

с други м и вида м и отделк и он и составлял и едино е худо ж ественно е целое. Рубах у носил и

 

 

 

навыпус к и подпоясывал и узки м поясо м ил и цветны м ш нуром. В особ ы х случая х к рубах е надевал и зарукавь я и съе мны е кругл ы е ворот ники -о ж ерелья, богат о рас ш иты е ж е мч уго м

и драгоценн ым и камнями. Ц ве т основно й тка н и б ы л разнообразн ый, н о всегд а яркий.

П орт ы, ил и ш та ны, делал и и з хол щ ово й тка ни; он и представлял и собо й не ш ирокие, су ж енн ы е книз у д о щ иколотк и ш та ны, завяз ы ва ющ иес я н а тали и ш нурко м — гашником. П овер х ни х

состоятельн ы е л ю д и носил и е щ е верхни е ш ел -


ков ы е ил и суконн ы е ш та ны, иногд а н а под

кладке.

Вни з у ш та н ы заправлял и в сапог и и з цветно й ко ж и ил и в онучи (куск и тка ни, котор ым и оберт ы вал и но ги), а сверх у надевал и лапти, привязыва я к но г е специальн ым и завязка м и — оборами.

Русски е воин ы повер х об ы чно й оде ж д ы наде вал и коротку ю кольчу жн у ю руба ш к у с разре за м и п о бока м и коротким и рукавами, а н а голов у — шелом с бармицей (рис. 145, 146).

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.