Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ж енски й кост ю м. О хабен ь и з атласа , бархата , парч и име л че т ы рехугольн ы й откидно й воротник , котор ы й доходи л д о Головин ы спин ы




15 7

15 2


О хабен ь и з атласа, бархата, парч и име л че т ы рехугольн ы й откидно й воротник, котор ы й доходи л д о Головин ы спин ы, и длинн ы е уз ки е рукава, котор ы е завяз ы валис ь сзади, н е име я никако г о практическог о з начени я (рис.

154).

О днорядка — оде ж д а бе з подкладки, с ш ита я и з одног о ряд а тка н и — ш ерстяно й ил и хлоп чатобума жн о й — играл а рол ь пла щ а в ненас т ну ю погоду.

О то м, наскольк о красочн ы м и декоративн ы м б ы л русски й кост юм, свидетельствуе т описани е кост юм а княз я В яземског о в роман е А. К. Тол стог о «К ня з ь С еребрян ый»: «Н а княз е б ы л бел ы й атласн ы й ка ф та н. И з-з а ни зк о в ы резан но г о ворот а виднелос ь ж е мч у жн о е о ж ерель е рубахи. Ж е мч у жны е запясть я плотн о стягивал и у кисте й ш ироки е рукав а ка ф та на, небрежн о подпоясанног о м алинов ы м ш елков ы м ку ш ако м

с в ып у щ енно й в дв а конц а золото й бахромой,

с затк ну т ым и п о бока м узорн ым и перчатками. Б архатн ы е м алинов ы е ш та н ы заправле н ы б ы л и в ж елт ы е са ф ьянн ы е сапог и с серебрян ым и скоба м и н а каблуках, с голе ни щ а ми, ш итым и

ж е мч уго м и спу щ енн ым и в част ы х складка х д о половин ы икр. П овер х ка ф та н а наде т б ы л внакидк у ш елков ы й легки й опа ш ен ь золотис тог о цвета, застег ну т ы й н а груд и двойно й ал м азно й запо ной. Голов у княз я покрывал а бела я

парчова я м ур мо лк а с гибки м ал м азн ы м

пером»*.

 

В ф орм е причесо к и голов ны х уборо в су щ ест венн ы х изменени й н е происходит, н о та к ж е, ка к в оде ж де, увеличиваетс я и х ассорти м ент: м ур мо лк и с отворотами, боярски е горлатные шапки и з соболя, куниц ы с бархатн ы м ил и парчовы м верхо м, м аленька я та ф ья, рас ш ита я ш елко м и драгоценностя ми, надеваема я по д верхни й голов но й убор.

О бувь ю слу жи л и сапог и и з са ф ьяна, бархат а (рис. 155). К аблук и к ни м прикреплялис ь серебрян ым и ил и ж елезн ым и скоба ми, по до ш в ы — гвоздя ми. Голени щ а сперед и срезал и угло м и спускал и складка м и д о середин ы икр. Н е м алу ю рол ь играл и в кост юм е пояс а и ку ш а ки, котор ым и подпоясывал и рубаху, зипу ны, неко тор ы е вид ы ка ф та нов. П о м атериалу, укра ш ения м, ф орм е и способ у но ш ени я он и б ы л и разнообразн ы. И х делал и и з ко жи, ш елка, пар

чи, бархата, просто й веревки; в ыши вал и золо то м, ж е мч уго м, драгоценн ым и камнями, м етал лически м и бляхами, галу ном; он и б ы л и ш иро кие, драпированн ы е ил и плоские, узки е тип а ш нура. Ч аст о к пояса м подве ш ивал и укра ш е ни я и неболь ш у ю су мк у-ко ш еле к калиту. Бл агодар я разно й м анер е но ш ени я пояс а и ку ш ак и подчеркивал и прям о противоположные

 

 

"Т олсто й А. К. Кн яэ ь С еребрян ый. П овест ь вре м е н И ван а

Гро з но го. М., Ш >6, с. 151.


 

качеств а фи гур ы. Н адет ы е н а уровн е тали и

«добр ым и мо лодца ми» и воина ми, он и подчер кивал и стройност ь фи гур ы; спу щ енн ы е н а лини ю беде р с боль ш и м напуско м верхне й част и оде ж д ы, пояс а акцентировал и полноту, дородность, в ы сок о ценимы е в эстетически х представления х боярства.

В условия х холодног о климата, особенн о север ны х областе й Руси, боль ш у ю рол ь в кост юм е все х сослови й играл и рукавиц ы. В оде ж д е боя р и дворя н он и имел и так ж е декоративно е зна чение. И зготовле нны е и з ко жи, са ф ьяна, барха та, ш елка, тка ны е и вязан ы е, он и богат о укра ш алис ь в ыши вкой, бахромой, м ере ж кой.


 

15 6

 

 


 

И скл ю чительн о красочн ы м и жи вописн ы м б ы л ж енски й кост ю м М осковско й Руси. В конструк тив но м ег о ре ш ени и б ы л о мно г о об щ и х чер т с м у ж ски м кост юм ом, хот я предпочтени е отда валос ь глухо м у накладном у тип у оде ж д ы. К он структивна я основ а ж енско й оде ж д ы состоял а и з полоче к и спинки, в ы резанн ы х и з прямы х куско в тка ни, рас ш иренны х книз у з а сче т клиньев. Ш ирин а ж енско й оде ж д ы внизу, ка к и м у ж ской, мо гл а доходит ь д о 6 м. Лини я прой м ы б ы л а прямая, рука в н е име л окат а и мо г по-разном у о ф ормлятьс я вниз у в различн ы х

вида х оде ж д ы.

Н ижне й (а у крестьяно к и верхней) оде ж до й по-прежнем у слу жи л а рубах а и з хлопчатобу

м а жн о й ил и ш елково й тка ни, прямая, собран на я п о горлови не, с узки м длинн ы м рукавом. П овер х рубах и надевал и сара ф ан, котор ы й п о лини и груд и подкраивалс я и б ы л боле е приле га ющ им. Ш ил и ег о и з холста, ш елк а ил и парчи. П о центр у перед а сара ф а н укра ш ал и верти кально й полосо й с позументам и ил и рядо м м едн ы х ил и оловянн ы х пуговиц. О н дер ж алс я н а узки х коротки х плечевы х ля мк а х и подпо яс ы валс я по д грудь ю (рис. 156).

К оротко й верхне й распа ш но й оде ж до й б ы л а

душегрея, которая, та к ж е ка к и сара ф ан, дер ж алас ь н а плечевы х ля мк ах. П олочк и ду ш егре и б ы л и прямые, спинк а зало ж ен а трубчат ым и за щ ипами, * вверх у имел а фи гур ны й в ы ре з мы со м, к котором у при ш ивалис ь ля мки. Д у ш е гре ю надевал и повер х сара ф ан а и рубахи, ш ил и и з дороги х узорчат ы х тка не й и об ш ивал и п о кра ю декоративно й каймо й (рис. 157).

Б удуч и са мобы т но й национально й оде ж дой, ду ш егре я част о возвра щ алас ь в мо д у боле е поздни х вре м ен. Х удо жни к и X I X и X X вв. част о изображал и ж ен щ и н в это й жи вописно й красочно й оде ж де.

 

В ерхне й накладно й оде ж дой, котору ю носил и в основно м состоятельн ы е ж ен щ ины, б ы л лет ник — сильн о раско ш енна я книз у длинна я оде ж д а с длинн ыми, очен ь ш ироким и вниз у рукавами. О сновно е декоративно е о ф ормлени е летник а располагалос ь н а ш ейно-плечево м пояс е и вниз у рукаво в (рис. 158). Рукав а укра ш ал и вошвами — треуголь ным и кускам и атлас а ил и бархата, рас ш итым и золото м, ж е м чугом, м еталлически м и бляхами, ш елко м. Ш ироки м концо м во ш в у прикреплял и у за пястья, остр ы й све ш ивалс я вниз. Рук и при ходилос ь дер ж ат ь согнут ым и в локте, чтоб ы во ш в ы н е мя лис ь и хоро ш о просматривались. Таки е ж е во ш в ы при ш ивал и к ворот у и спуска

л и н а грудь.

Л етни к укра ш ал и так ж е бобров ы м о ж ерелье м — накладно й кругло й м ехово й пелерино й с потай но й засте ж кой. М е х дл я таки х о ж ерели й под -


кра ш ивал и об ы чн о в черн ы й цвет, чтоб ы подчеркнут ь белизн у и румяне ц лица.

Ра з новиднос ть ю летник а б ы л а накладна я ш уб ка, котора я отличалас ь о т не г о покрое м рукава. Рукав а ш убк и б ы л и длинн ы е и узкие. П о лини и пройм ы делалс я проре з дл я продевани я ру к

(рис. 159). Таки м образом, рукав а в ып олнял и

чист о декоративну ю роль.

Телогрея п о силуэту, ф орм е деталей, тка ня м напоминал а ш убку, н о являлас ь распа ш но й оде ж до й с пуговицам и ил и завязка ми. Д л я ш убк и и телогре и использовал и парчу, бархат, атлас, м ех.

В ерхни м распа ш ны м платье м с засте ж ко й н а кругл ы е пуговиц ы и воротнико м -отворото м являетс я так ж е опа ш ень.

Бол ь ш о е з начени е в ж енско м кост юм е при

надлежал о голов ны м убора м и декоративно й косметике. Д еву ш к и носил и распу щ енн ы е волос ы ил и одн у косу, ни зк о заплете нну ю ре ш етко й н а зат ы лк е с вплетенн ым и лента ми, золот ым и и ж е мч у жным и ни тя ми, бахромо й и кисть ю н а конце. Вокр у г голов ы повязывал и ленту, богат о укра ш енну ю спереди. И но гд а лент у наклеивал и н а тверду ю прокладку, оди н е е кра й приподнимал и и в ы резал и зубья ми. Э то т убо р на з ы валс я чело кичное, ил и венец. О т не г о вдол ь щ е к спускалис ь рясы, а н а ло б — поднизь — пряд и и з ж е мч уг а с подве ска ми.

Заму жни е ж ен щ ин ы т щ ательн о укр ы вал и во лос ы повойнико м и з легко й ш елково й ил и хлопчатобу м а жн о й тка ни. П овер х не г о надева

л и убрус. Ч ел о кичное, укра ш енно е ж е мч у жны

м и поднизями, прикреплял и к ярко й атласно й мя гко й тулье. Тако й голов но й убо р на з ы валс я кика.

П арадн ым, богат о укра ш енн ы м голов ны м убо ро м н а каркас е б ы л кокошник. В холодно е вре м я год а ж ен щ ин ы носил и м ехов ы е ш апк и горлат ные, ил и колпак и с окол ыш е м.

Д л я состоятельно й з на т но й бояр ын и ил и дво рянк и считалос ь неприличны м появитьс я бе з густог о сло я бели л и румян, густ о начерненны х брове й и ресниц. Н е м ецки й истори к О леари й в свое м «П уте ш естви и в М оскови ю» рассказ ы вает, чт о бояр ын я Ч еркесска я отказалас ь бе литьс я и румяниться, та к ка к имел а очен ь красив ы й естественн ы й цве т лица. Ж ен ы други х боя р б ы л и воз м у щ ен ы эти м и угова ривал и е е н е пренебрегат ь народным и об ы чаями.

Н аиболе е распространенн ым и укра ш ения м и кост юм а б ы л и о ж ерель я в вид е богат о в ыши т ы х стоячи х и отло жны х воротников, серьги, перст ни, браслет ы, булавки.

Ж ен щ ин ы носил и ко ж ан ы е, са ф ьянов ы е, бар

хатн ы е, атласн ы е сапог и и ба ш м аки. Д о X V I I в. обув ь б ы л а бе з каблуков, зате м н а в ы соки х каблуках.


 

 

П ерчатк и применялис ь м ало.

Н еповтори м у ю красот у старинног о русског о ж енског о кост юм а, поиск и национально г о об раз а и ег о эстетическо е осм ы слени е м ы нахо ди м в произведения х изобразительног о искус ств а (Рябу ш ки н «Русски е ж ен щ ин ы X V I I сто летия», «С е м ь я купц а X V I I века», «М осков ска я деву ш к а X V I I века», С урико в «Боярын я М орозова», «У тр о стрелецко й казни», Репи н

«Ц аревн а С о ф ь я А лексеевн а в Н оводевичье м мон аст ы р е в 169 8 году» и мно ги е другие) и худо ж ественно й литератур ы. В роман е «К ня з ь С еребрян ый» А. К. Толсто й опис ы вае т кост ю м Е лен ы — ж ен ы боярин а М орозова: «Н а не й б ы л голубо й акса ми т ны й летни к с яхонтов ым и пуговицами. Ш ироки е кисейн ы е рукава, со -


бранн ы е в м елки е складки, перехватывалис ь повы ш е локт я ал м азн ым и запястья м и ил и зарукав никами. Таки е ж е серьг и висел и п о са мы е плечи; голов у покрыва л коко ш ни к с ж е мч у жным и наклонами, а са ф ьянн ы е сапо ж к и блестел и золото й на ш ивкой»*.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.