Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андрагогики 5 страница




Психология особенно важна для андрагогики, поскольку на основе результатов исследований сознания и поведения взрослой личности базируются процессы воспитания и образования взрослых.

Экономика и политика (государственная образовательная и эко­номическая политика) самым непосредственным образом влияют на процессы образования и воспитания взрослых через законодательство и инвестиции.

Физиология предоставляет андрагогам знания о функциониро­вании систем жизнедеятельности взрослых людей и особенностях их высшей нервной деятельности. Опираясь на эти данные, можно строить процессы образования и воспитания взрослых, оптимальным образом дозируя допустимые психофизиологические нагрузки.

Социология, исследуя социальную среду, социальные отношения, закономерности построения социальных групп и сообществ, позволяет планировать и осуществлять процесс социализации личности, регули­ровать взаимоотношения в учебной группе (коллективе) и пр.

Не менее значимы для андрагогики результаты исследований в культурологии, антропологии, акмеологии и др. Эти науки содей­ствуют полноценному функционированию и развитию, как теории, так и практики андрагогики.

Методология андрагогики. Методологическая компетентность позволяет андрагогу самостоятельно творчески решать мировоззренче­ские задачи теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Методологическая компетентность включает:

—современные представления о феномене Человека как слож­нейшей открытой космосоциоприродной системе, взаимодей­ствующей с миром в разных планах бытия;

—новое миропонимание, основанное на сопряжении «запад­ной» и «восточной» культур, взаимодействие которых дает интегративный, полифонический взгляд на мир и место в нем человека;

—представления о равноправности и равнозначности для куль­туры и индивидуального развития человека различных форм постижения действительности: науки, искусства, мифологии, философии, религии, народной культуры, техники и др.;

—представления о развитии культуры и образовательного про­цесса как сложнейшем феномене, построенном на диалоге культур;

— понимание образовательного процесса как открытой гибкой интегративной системы, развивающейся на основе теории деятельностного подхода, предполагающей развитие в образовательном процессе всех сфер личности: когнитивной, аксиологической, креативной, эмоциональной и др. Рассмотрим влияние философских моделей на методологию ан­драгогики.

Отечественная андрагогика традиционно привержена материали­стическим идеям (экономический детерминизм, материалистическая диалектика и пр.). Однако для науки, занимающейся развивающим влиянием на личность, более значимы новые методологические ре­шения, выработанные такими философскими направлениями, как прагматизм, позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм и др. Эти теории достаточно плодотворны, хотя и имеют отдельные спорные положения.

Гуманистические (от лат. humanus — человеческий), или органиче­ские, теории исходят из уникальности человека и нацелены на макси­мальное раскрытие и развитие генетически заданного потенциала. К ним причисляют философские направления прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Человек, даже будучи объектом воздействия, должен выступать как активный субъект, оценивающий ситуацию и выбирающий способ поведения, поскольку несет всю ответственность за то, что с ним происходит. В центре — проблемы личности, ее развития, ак­тивности, автономности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора, ответственности и стремления к высшим ценностям. Для данных теории характерны индивидуальные программы обучения, ориентированные на самообразование. Так, К. Роджерс определил в качестве условия обучения «свободу образования», обусловленную конкретной жизненной ситуацией индивида и его потребностью в об­разовании.

Прагматизм (от греч. pragma — деятельность, действие, дело) ис­ходит из практической полезности знания как источника и главного критерия его истинности. Процесс воспитания и обучения строится, как это предлагал еще американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859—1952), исходя из потребностей, интересов и способностей учаще­гося и на основе его практической деятельности. Цель обучения Дьюи видел в развитии общих и умственных способностей, разнообразных умений. Обучение — это не заучивание и воспроизведение готовых знаний, а их «открытие», «добывание» учащимся в ходе спонтанной деятельности. Структура процесса обучения воспроизводит исследо­вательское мышление. Основные постулаты: «заранее составленные учебные курсы не нужны»; «материал обучения нужно брать из опыта ребенка»; «ребенок должен определять как качество, так и количество обучения»; «обучение посредством делания». Подобные идеи активи­зируют познавательную деятельность и способствуют развитию мыш­ления, умения решать проблемы. Однако сведение обучения к узкому и основанному на интересах детей практицизму, переоценка роли их спонтанной деятельности и следование за их интересами чреваты утратой системности, случайным отбором содержания обучения. Эти достаточно серьезные для педагогики недостатки нивелируются в андра-гогике. Философия прагматизма реализуется в подготовке личности не к жизни (поскольку она изменчива и непредсказуема), а к росту в прак­тической сфере, развитию практического ума. Цель — создание условий свободного саморазвития индивидуальности, ее приспособляемости и выживаемости. При этом личность должна руководствоваться толь­ко своей пользой и выгодой, своими субъективными устремлениями. Любое мировоззрение может считаться истинным только в том случае, если оно кому-нибудь полезно.

К.Д. Ушинский также высказывал идеи относительно связи обучения с производственной деятельностью взрослых обучающихся, реальности и практичности целей обучения, использования в обучении жизненного опыта обучающихся, наглядности и индивидуализации обучения взрослых, развивающего и непрерывного его характера. Глав­ную задачу он видел в том, чтобы «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», «развить... желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые позна­ния» и «учиться всю жизнь».

После некоторого охлаждения ученых и практиков к идеям прагматизма в 1970-е гг. они вновь востребованы и дополнены новыми принципами, в основе которых лежит отождествление воспитания и со­циализации личности. Так, неопрагматисты сводят воспитание к само­утверждению личности посредством индивидуализации. А. Маслоу видел источники развития личности не в обществе, а исключительно в самой личности, утверждал, что ее активности и оптимизму способ­ствует свобода от контроля и критики со стороны окружения. Подобные идеи сохраняют сегодня лидирующее положение в педагогике и андрагогике передовых стран.

Позитивизм (от лат.positivus — положительный) придает исключи­тельное значение экспериментальному знанию («кредо объективизма»), использует методы естествоиспытателей, изучает факты, а не их при­чины, отказывается от ценностного подхода при анализе исследуемого материала. Представители неопозитивизма предлагают отделить вос­питание от мировоззренческих идей, якобы мешающих «рациональному мышлению», единственно необходимому в эпоху научно-технического прогресса.

Сегодня для андрагогики весьма значимы экзистенциалистские (от лат. existentia — существование) теории, которые исходят из приори­тета бессознательной установки личности, ее внутреннего бытия (экзи­стенции), понимания уникальности и высшей ценности своего «я». Со­временная среда приводит к изолированности и унификации личности, нанося непоправимый ущерб ее нравственности. Экзистенциалистские теории объединены общим отрицанием целенаправленного внешнего воспитания, превращающего человека в «стадное животное», подавля­ющего его «я». В представлении теоретиков экзистенциализма вос­питание нацелено на подсознание (настроение, чувства, импульсы, интуицию) человека, а сознание, интеллект, логика вторичны. Воспита­тель должен ориентировать личность не на общество, его достижения, какую-либо деятельность, а на собственное «я» и личную ответствен­ность за все принимаемые решения. Задача воспитателя — создать необходимые условия, помочь обучающемуся следовать собственным путем, отказаться от наставлений в пользу дружеского участия и пр.

Последователи неотомизма (от лат. Thomas — Фома) — философ­ского учения католицизма, основанного на взглядах Фомы Аквинского, — признавая объективность реальности, отказываются от научного познания мира как предопределенного Богом, ратуют за возвышение души над телесной оболочкой, считают приоритетным в воспитании духовное начало. Только познание Бога, утверждают они, дает «истин­ное образование» — приобщение к культуре, религиозные ценности. Не науке, а религии подвластно постичь цели воспитания. Основа воспитания, по французскому философу и педагогу Ж. Маритену (1882—1973), — общечеловеческие добродетели: гуманизм, честность, доброта, любовь к ближнему, самопожертвование и т.п., цель воспита­ния — смирение, терпение, непротивление Богу. Ближняя цель — хри­стианское совершенствование человека, дальняя — забота о его жизни в потустороннем мире, о спасении души.

Бихевиористическая (от англ. behavior — поведение) модель обра­щена на формирование посредством выработки поведенческих реакций «управляемого индивида» — гражданина, патриота, человека ответ­ственного и дисциплинированного. Обязательным является наличие четких целей воспитания. Это позволяет с помощью учебных курсов вырабатывать определенные качества личности. Необихевиористы по­лагают необходимым создание атмосферы напряженной умственной деятельности, управляемой рациональными алгоритмами, стимулиро­вание индивидуальной деятельности, конкуренции. «Индустриальный человек» должен обладать такими качествами, как деловитость, органи­зованность, дисциплинированность, предприимчивость.

Каждая из философских теорий имеет право на существование и использование в соответствии с конкретными условиями.

Методы исследований в андрагогике опираются на методы обще­научные:

—теоретические методы обработки эмпирических данных, по­строения и обоснования научных теорий (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование, мысленный эксперимент);

—эмпирические способы сбора данных, получения и фиксации научных фактов (наблюдение, изучение продуктов деятельно­сти, документов, опросы, социометрия, научный эксперимент и др.).

К специальным научным методам исследования, также исполь­зуемым в андрагогике, относятся математические методы, устанав­ливающие зависимость между явлениями посредством регистрации, ранжирования, шкалирования и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.