Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации в образовании взрослых




СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Содержание образования взрослых должно быть вариативным и разноплановым. Этому содействует его стандартизация.

Правовую и нормативную основу для разработки и введения государственных образовательных стандартов создают Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», другие законодательные акты об об­разовании, а также соответствующие стандарты Российской Федерации о Государственной системе стандартизации. Частично они приведены в соответствие с международными образовательными стандартами. Стандарты законодательно устанавливают нормы (образцы, мерила) оценки объекта стандартизации и подлежат обновлению каждые десять лет. Они исчерпывающе точно, диагностично отражают конечные цели и качество образования, базовый уровень подготовки, максимальный объем учебной нагрузки, а также позволяют совершенствовать контроль уровня и качества подготовки, обеспечить продолжение образования и преемственность различных уровней, конвертируемость образо­вания как внутри, так и за пределами государства. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт, устанавливающий минимум содержания каждой программы.

Вместе с тем стандартизация не обеспечила в полном объеме еди­ные требования к качеству и уровню профессионального образования. Это позволяет получить один и тот же уровень квалификации (разряд, класс, категорию) в самых различных учебных заведениях, непосред­ственно на производстве, на различных курсах, а также на различной образовательной базе (общей, специальной, общетехнической и даже без нее), в самые различные сроки (от нескольких месяцев до несколь­ких лет).

Системность содержания образования обеспечивается последо­вательностью раскрытия основных научных принципов современного производства; постепенным усложнением формируемых навыков и уме­ний; отбором знаний и умений на основе анализа трудовой деятельности и профессионально-квалификационной характеристики; учетом пер­спективы, значимости и широты распространения данной профессии в различных отраслях народного хозяйства; преемственностью между подготовкой рабочих и специалистов начального, среднего и высшего уровня квалификации.

Образовательные программы задают уровень и направленность содержания образования и подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и до­полнительные). Нормативные сроки освоения основных образователь­ных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом РФ «Об образовании» и (или) положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Раз­личаются программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Подготовка новых рабочих представляет собой первоначальное профессиональное обучение людей, ранее не имевших профессии, и осуществляется, как правило, по достаточно узкопрофильным рабо­чим специальностям.

Переподготовка (переобучение) рабочих организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, а также же­лающими сменить профессию с учетом потребностей производства.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям — это обучение уже имеющих профессию с целью получения ими новой профессии либо

более высокого уровня квалификации. Оно расширяет профессиональ­ный профиль, готовит к применению прогрессивных форм организации труда, а также к работе по совмещаемым профессиям.

Повышение квалификации направлено на последовательное со­вершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям/специаль­ностям.

Формы обучения на всех направлениях аналогичны и могут осу­ществляться как с отрывом, так и без отрыва от работы.

Дополнительные образовательные программы реализуются в обще­образовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами основных образовательных программ, определяющих их статус; в образовательных учреждениях дополнительного образова­ния (имеющих соответствующую лицензию учреждениях повышения квалификации, курсах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств и пр.); посредством инди­видуальной педагогической деятельности.

Непрерывность обучения, а также конкретные образовательные цели на каждом этапе достигаются периодичностью и последователь­ностью прохождения стажерами различных видов, форм обучения, их этапностью (ступенчатостью) и сочетанием личных интересов работ­ника и производственной необходимости.

Дистанционное образование является одной из перспективных форм образования взрослых, предоставляющей равные возможности в обучении школьникам, гражданским и военным специалистам, безра­ботным в любых районах страны и за рубежом в результате более актив­ного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, отраслевых центров подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров, а также других образовательных учреждений. Дистанционное образование позволяет получить любой вид образования, не прекращая основной деятель­ности. Оно не противопоставляется существующим очным и заочным системам образования, а естественным образом интегрируется в эти системы, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной образовательной среды.

С 1995 года в России разрабатывается идея внедрения единой системы дистанционного образования. Это система для всех, на про­тяжении всей жизни она не ограничивает доступ к среднему профес­сиональному и особенно высшему образованию.

Система дистанционного образования предполагает единство:

—организационных, учебно-методических и других принципов в целях обеспечения наиболее полной реализации интересов граждан и государства;

—сети государственных региональных и отраслевых центров дистанционного образования, обеспечивающей проведение государственной политики в создании системы дистанционного образования в отраслях и регионах;

—доступа для всей системы дистанционного образования к феде­ральному банку учебных курсов, имеющих единую сертифика­цию, авторское и учебно-методическое сопровождение.

Система дистанционного образования России открыто предостав­ляет свои индустриальные, технические и образовательные возмож­ности всему мировому сообществу и приглашает все страны к равно­правному сотрудничеству.

К дистанционному образованию предъявляют жесткие, но вполне выполнимые требования:

—осуществлять широкомасштабную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов различных отраслей народного хозяйства;

—предоставлять образовательные услуги, адекватные потребно­стям и населения, и рынка труда;

—создавать условия для академической мобильности обучающих­ся — смены образовательной программы либо образовательного учреждения, продолжения образования либо одновременного обучения в различных учебных заведениях (в том числе за­рубежных);

—предоставлять возможность получения образования по месту жительства, преодолевая диспропорции в размещении высших учебных заведений на территории России и СНГ;

—реализововывать требования стандартов для достижения высо­кого качества образования через комплексные образовательные программы, разработанные в лучших традициях отечественного образования и международного опыта, а также на основе передо­вых педагогических, информационных и других технологий;

—обеспечивать тесное и непрерывное взаимодействие образова­ния, производства и науки;

—привлекать преподавателей, авторов курсов и экспертов из раз­личных сфер деятельности;

—развивать путем экспорта образовательных услуг экономиче­скую базу российской профессиональной школы.

Привлекательность дистанционного образования обусловливают следующие факторы:

—ориентация учебной программы на самостоятельное индивиду­альное обучение, не требующее ежедневного посещения лекций, семинаров, практикумов;

—снижение стоимости обучения и одновременно повышение его качества и эффективности в результате концентрации интел­лектуальных и финансовых ресурсов, использования широ­чайшим кругом обучающихся высококачественных учебных программ, материалов, информационных ресурсов;

—большое число стажеров, одновременно занимающихся с одним тьютором;

—возможность совмещения производственной деятельности и обучения;

—значительное снижение транспортных расходов стажеров и тьюторов;

—отказ от создания сложных учебных инфраструктур;

—ненужность учебных зданий и общежитий, а следовательно, и расходов на их содержание;

—доступность в регионах любой отдаленности.

В условиях недостаточного финансирования дистанционное об­разование становится эффективным средством реализации единой государственной политики. Речь идет, как правило, о перераспределе­нии затрат в пользу качества обучения.

Развитие дистанционного образования стало возможным только с появлением гибко реагирующей на спрос и достаточно мощной по­лиграфической базы, персональной компьютерной техники, банков данных, специального программного обеспечения.

Несмотря на быстрый рост в России числа учреждений дис­танционного образования, их состояние оставляет желать лучшего. Распространению дистанционного образования препятствуют неадек­ватность основных нормативов и понятий (срок обучения, величина класса, число обучающихся на каждого учителя и т.д.), затрудняющая расчет его эффективности, а также высокие первоначальные вложения в организацию, планирование и маркетинг. Созданные учебные заве­дения, как правило, не имеют ни соответствующей технической базы, ни достаточного финансирования. Практически отсутствует система подготовки тьюторов. Еще одно препятствие — ограниченность перечня профессий, которые можно освоить в дистанционной форме. Так, легче организовать обучение менеджеров или переводчиков, чем по рабочим профессиям. Однако сочетание традиционного и дистанционного обуче­ния позволяет справиться с частью этих проблем.

В ведущих зарубежных странах дистанционное образование широко распространено уже не одно десятилетие. Например, в США уже в 1990-е гг. по дистанционной форме единовременно обучалось до 1 млн. человек, а ведущая организация в области дистанционного образо­вания — Technological University — выдавала дипломов магистров боль­ше, чем все университеты США, обучающие по традиционной форме; дистанционно обучались до четырех тысяч военнослужащих на военных базах и кораблях; в Университете штата Нью-Йорк по дистанционной форме преподавалось свыше ста дисциплин. Дистанционные курсы позволяют получить первую научную степень (например, бакалавра); приобрести дополнительные профессиональные знания и практиче­ские навыки (курсы повышения квалификации, иностранного языка, машинописи, фельдшерские курсы и т.п.); усвоить правила поведения в экстремальной ситуации, а также ликвидировать безграмотность пред­ставителям этнических меньшинств. Основной упор делался на само­стоятельную работу обучающихся с учебными пособиями, специальной литературой, аудио- и видеокассетами, компакт-дисками, компьютерны­ми программами и на обеспечение общения стажера с тьютором и друг с другом по телефону и компьютерным сетям. Широко практикуются также выездные школы и групповые семинары.

В Открытом университете Великобритании, созданном в 1969 г., обучается более 120 тыс. человек, большинству выпускников присваи­вается степень бакалавра, в год реализуется 250 телевизионных про­грамм и видеокассет (большинство программ дублируется на радио). Грандиозный успех этой формы обучения помимо всего объясняется особенностями отбора абитуриентов. Некоторым из них не удалось попасть в традиционные университеты, и здесь гораздо больше выход­цев из необеспеченных слоев населения и представителей этнических меньшинств. Неотъемлемой частью системы британского образования стали средства массовой информации. Подобный симбиоз телевидения и образования наблюдается и в Германии.

За рубежом дистанционное обучение позволяет:

—получить сертификат и диплом колледжа или университета, а также степень бакалавра и магистра;

—повысить квалификацию персонала фирм, которые оплачивают обучение или приобретают комплекты учебных материалов для коллективного использования сотрудниками;

—повысить общий уровень образования различных социальных и возрастных групп населения.

Учебные заведения дистанционного обучения за рубежом прин­ципиально отличаются от нашей профессиональной школы. Следова­тельно, нет смысла их слепо копировать во всем. Однако пристального 58 изучения и продуманного применения заслуживают демократические механизмы управления, система финансирования и аттестации; много-уровневость профессиональных учебных заведений и государственных документов об образовании; многообразие форм обучения и организа­ция учебного процесса, ориентированная на самостоятельную работу обучаемых.

Образование людей пожилого возраста находится на стыке андрагогики и социальной геронтологии и в настоящее время проходит этап становления. Расширение масштабов образования пожилых людей имеет социальный эффект: снижается их зависимость от медицинской помощи, растет социальная активность, общество обогащается продук­тами их духовной деятельности, совершенствуются отношения между поколениями.

Благодаря постепенному увеличению продолжительности жиз­ни возрастные классификации претерпели изменения. Если раньше в Европе 60-летние люди считались стариками, то сегодня — это нача­ло пожилого возраста, а старость наступает в 75 лет. Эти характерные тенденции привели к важным инициативам в области образования пожилой части населения:

—люди пожилого возраста переместились в центр внимания об­разования взрослых;

—инициируются мероприятия по восстановлению творческих способностей людей, которым за 50;

—усиливается гибкость модели обучения с учетом их возрастной ориентации;

—растет число занятий в сфере культуры (например, пенсионеры пишут для детей в литературных кружках; организуют киносту­дии для создания видеофильмов и автобиографий).

Эксперты ЮНЕСКО подчеркивают, что система образования должна удовлетворять потребности в образовании людей пожилого воз­раста (например, испытывающих трудности в приспособлении к новой «информационной эре»).

Проблемы сферы «образование и старение» ЮНЕСКО группирует по следующим направлениям: образование для пожилых, образование силами пожилых, подготовка кадров для работы с пожилыми, просве­щение населения по проблемам старения.

Пожилым необходимы знания и навыки в следующих областях:

— медицина и превентивное здравоохранение — чтобы пожилые

люди, практически изолированные от семьи и общества, смогли лучше следить за своим здоровьем и вести активный образ жизни;

—общее образование — чтобы молодежь и взрослые люди при необходимости имели возможность получить знания в области этики и навыки поведения в демографически изменяющемся обществе;

—специальное или профессиональное образование для удо­влетворения потребности пожилых работников (пенсионного возраста);

—технологические инновации — чтобы люди старшего возраста могли использовать рабочие инструменты, средства транспорта и домашнего хозяйства, создающие комфортные условия работы или досуга.

Образование пожилых нацелено на:

—формирование рационального образа жизни в пенсионный период с высоким индивидуальным уровнем социальной актив­ности, трудоспособности и здоровья. Для этого разрабатывают комплексные программы предпенсионной подготовки населе­ния, учитывающие профессиональный опыт, социокультурные условия, уровень образования, состояние здоровья, а также потребности в корректировке образа жизни населения пенси­онного возраста;

—эффективную реализацию воспитательных функций лиц стар­ших возрастных групп;

—повышение уровня психолого-педагогической подготовки ветеранов;

—повышение посильной трудовой активности лиц старшего возраста в том или ином виде трудовой деятельности (произ­водственной, обслуживающей) как по старой, так и по новой специальности;

повышение шансов трудоустройства, что предотвращает целый ряд негативных последствий;

профилактику десоциализации посредством групповых форм работы, систематического общения на занятиях, установление неформальных отношений в процессе учебной деятельности, что расширяет социальные связи (например, в случае вдовства); повышение адаптационных способностей в условиях изменив­шегося социально-демографического статуса (обретение новых социальных ролей и перераспределение ролей внутри семьи, изменение социального статуса и привычного уклада жизни). В частности, приобретение социологических, психолого-андрагогических знаний по проблемам семьи повышает стабиль­ность брачно-семейных отношений их детей. Процесс старения индивидуален. Это особенно важно учитывать при обучении пожилых людей. Преподаватели, да и сами пожилые стажеры должны освобождаться от стереотипов относительно возраст­ных способностей к обучению (например, от утверждения о снижении скорости усвоения материала). Это позволит адекватно организовать занятия.

По всему миру создаются специальные учебные заведения, учи­тывающие потребности всех групп населения, в том числе инвалидов и граждан пожилого возраста. По инициативе развитых стран (Фран­ция - 1960 г., Великобритания - 1983 г.) появились так называемые университеты «третьего возраста», организующие для пожилых граждан самонаправляемое обучение (в основном по гуманитарным и обществен­ным наукам)- Традиционные вузы нередко содействуют им в постановке обучения, разработке учебных программ, предоставляют помещения. В подобных учебных заведениях обучающиеся - лица с образованием выше среднего уровня, а преподаватели, как правило, — работающие бесплатно пенсионеры. На занятиях не выставляют зачетные оценки. Плата за обучение весьма скромная.

На сегодняшний день в России практически отсутствуют особые формы учебных заведений, в которых обучались бы исключитель­но пожилые люди. Из-за отсутствия централизованной статистики определить степень вовлеченности интересующего нас контингента в образовательную деятельность различных государственных курсов, кружков и творческих студий, народных университетов не представля­ется возможным. Образовательная активность пожилых все чаще ре­ализуется в рамках самодеятельных объединений на базе профсоюзных и ведомственных домов культуры. Как правило, это различного рода клубы лиц старшего возраста, выполняющие помимо основной еще и образовательную функцию. Например, широкую известность приоб­рели Клуб молодых бабушек (Ленинград), Клуб ветеранов «Геронтолог» (Горький), «Кому за 50» (Кострома) и др. Интересен опыт работы с пожилыми людьми Московского центра непрерывного образования, специализирующегося на геронтологии. Значение данного направления в последнее время возросло в связи с ростом числа теряющих работу пожилых людей. Центр пытается помочь им сохранить инициативность, раскрыть творческие способности, мобилизовать свои силы и справить­ся с изменением жизненного уклада.

Образование взрослых не исчерпывается такими его формами, как дистанционное образование для пожилых. Будучи относительно новым направлением, оно порождает научный поиск содержания, форм, методов работы, принципов управления и прочих составляющих. Это свидетельствует о его большом, в полной мере еще не использованном потенциале, который должен быть исследован и адекватно реали­зован.

2.5. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.