Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика государства в условиях инфляции




В современной рыночной экономике инфляцион­ный рост цен неистребим, ибо невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:

значительная монополизация экономики;

структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обсто­ятельствами;

военно-промышленный комплекс;

долгосрочные инвестиции;

локальные войны;

государственный бюджетный дефицит и др.

Стало быть, остается одно: вести борьбу не столько с при­чинами обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе говоря, более реально сделать инфляцию управляемой, а ее уро­вень - умеренным.

В условиях нынешней рыночной экономики государство при­меняет следующие важнейшие регуляторы инфляции.

А. Государство проводит политику доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. В развитой рыночной эко­номике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы. Оно использует косвенные методы в виде “социального партнерства” - поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем вза­имных уступок.

Б. Государство ограничивает монополистическую деятельность в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое “вздувание” цен.

В. Твердо проводимая антиинфляционная политика правитель­ства способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства являются не компенсации роста цен (что усиливает инфляцию), а меры, на практике противодействующие стихийному повышению цен.

Г. Регулирование ценовой динамики становится эффективным благодаря умелой денежной политике центрального банка. По­учителен в этом отношении опыт Федеральной резервной сис­темы (центрального банка) США (ФРС).

ФРС применяет такие способы регулирования предложения денег:

а) операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предло­жение денег, ФРС продает государственные ценные бумаги (госу­дарственные облигации и векселя казначейства - правительст­венного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, ФРС по­купает у банков такие бумаги;

б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;

в) изменение нормы обязательных резервов. По решению ФРС все банки обязаны держать определенную долю их депозитов (от 3 до 18%) в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регу­лирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.

Таким образом, изучение острых макроэкономических проб­лем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как ор­ганизовано управление национальным хозяйством.

 

 

41 Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией. Политика занятости на современном этапе.

Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондон­ской экономической школы А. Филипс в конце 50-х годов установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы, и наоборот. И это объяснимо. С повышением уровня безработицы уменьшается покупательная способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Филипса

 

Исходя из данной кривой, возникают два варианта для разного практического сочетания взаимозависимых величин:

или низкая безработица и высокая инфляция (точка А на графике); или низкая инфляция и высокая безработица (точка Б на графике).

Между тем кривая Филипса отражает взаимосвязь инфляции и безработицы только в краткосрочном периоде. Если взять дли­тельные периоды (5-10 лет), то при высоком уровне безработицы цены продолжают повышаться.

То, что кривая Филипса не “срабатывает” в долгосрочном периоде, объясняется следующими обстоятельствами. Как пра­вило, предприниматели и работники заключают долгосрочные договоры о величине заработной платы. Более того, из-за инф­ляционных ожиданий предприниматели увеличивают оплату тру­да в порядке компенсации будущего роста цен.

В итоге возникает такое явление, как инфляция издержек. Инфляция издержек- рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда и удоро­жанием сырья, энергоносителей и др.). Стало быть, при инфляции издержек цены повышаются вместе с увеличением безработицы.

Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения. Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, вульгарная трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.

В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:

более полное использование недоиспользуемой рабочей силы;

создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения индивидуальной производительности в сочетании с адаптированием технологических процессов к возможностям работников;

стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур)2.

Политика занятости призвана задействовать весь круг факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат обычно размер заработков, стабильность занятости, продвижение по службе и т.д. Некоторые из этих факторов зависят от свойств и установок самого человека, другие находятся вне его. К первым относятся качественные параметры рабочей силы (уровень образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья, наличие позитивной трудовой мотивации), ко вторым - состояние экономической конъюнктуры, прежде всего структура и динамика рабочих мест.

Главным инструментом достижения стабильности экономического положения каждого члена общества и страны в целом считается накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством образования и профессиональной подготовки. Во многих странах бытует точка зрения, что повышение образовательного уровня малоимущей части населения поможет не только значительно увеличить доходы этих слоев и тем самым сократить масштабы экономического неравенства, но и сформировать мотивацию к более содержательной творческой работе.

Однако экономическая ситуация, сложившаяся в 70-80-х годах в США и распространившаяся впоследствии на другие развитые страны, показала, что образование является источником роста эффективности труда работников (а вместе с тем и их личных доходов) и национального дохода страны лишь в том случае, когда созданы условия для его реального производительного использования.

Всплеск безработицы среди высококвалифицированных работников в середине 70-х годов, последствия которого приобрели хроническую форму, привел к осознанию того, что рост качества предложения труда должен сопровождаться ростом качества спроса. Таким образом, в поле зрения политики занятости попала задача улучшения структуры рабочих мест. Разрабатываются программы, направленные на оптимальное использование потенциала работников. Основой таких программ в западноевропейских странах является индивидуальный подход к каждому занятому в фирме, предоставление возможностей повышения квалификации на рабочем месте по индивидуальному плану и консультирование по вопросам карьеры.

Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.

Подобная концептуальная направленность этой политики в развитых странах, на наш взгляд, может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России. Казалось бы, экономический спад, угроза резкого роста безработицы, обнищание и социальное расслоение населения выдвигают на первый план менее амбициозную задачу скорейшей разработки системы социальных амортизаторов, отодвигая проблемы обогащения труда и развития работника до лучших времен. Однако, как нам представляется, ситуация в этом плане далеко не столь однозначна.

Преимуществом России по сравнению, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, является отвечающий мировым стандартам высокий уровень образовательного и профессионально-квалификационного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей (теоретическая физика, математика и др.) Россия до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал.

Если сравнить структуру рынка труда - объекта политики занятости в развитых странах со структурой рынка труда, формирующегося в России, нетрудно заметить, что за исключением двух крайних сегментов3 российская ситуация представляет собой зеркальное отражение ситуации в государствах с рыночной экономикой. В России в отличие от стран Запада работники с высшим образованием представляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как по уровню их оплаты, так и по имеющимся у них гарантиям занятости). Сравнительно высокодоходной, а потому быстро набирающей престиж категорией рабочей силы являются занятые в сфере торговли и услуг на работах, не требующих или почти не требующих образования и профессиональной подготовки. В развитых же странах эта категория занятых составляет наименее благополучный сегмент (если отбросить лиц, утрачивающих связь с рынком).

Сегодня политика занятости в России направлена на помощь традиционным группам риска и лицам, которым грозит высвобождение с промышленных предприятий. Проблемы же наиболее ценной с точки зрения долговременной экономической отдачи части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и растрата человеческого капитала набирают силу в результате перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но не требующую навыков и знаний работу, а также за счет “утечки мозгов”. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

Многие выпускники вузов в течение длительного времени лишены возможности трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс в большой степени является отражением социально-экономической дестабилизации. В здоровом обществе, где с высокой вероятностью можно на несколько десятилетий вперед рассчитать ожидаемые результаты того или иного выбора, значительная часть молодых людей предпочитает карьеру, приносящую скромные доходы на начальных порах, но гарантирующую устойчивый рост благосостояния по мере накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В России же в условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня.

Деградация структуры занятости и оскудение человеческого капитала является, на наш взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.