Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным долгом




Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В состав государственного долга России входят долговые обязательства в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;

4) договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Государственный долг делится в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств на:

- внутренний государственный долг;

- внешний государственный долг.

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом.

Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования.

Регулирует и осуществляет деятельность по управлению государственным долгом Министерство финансов, Государственная дума ЦБ РФ, которые определяют: 1) общий объем бюджетного дефицита; 2) объем и характер займов, необходимых для его финансирования; 3) разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение; 4) законодательный контроль над новыми внешними заимствованиями (Гос. Думой ежегодно утверждаются программы внешних заимствований).

 

 

45 Налоги: сущность, формы и принципы налогообложения. Основные налоговые реформы в современном мире

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюд­жетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не сле­дует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким обра­зом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи­зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де­нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государст­вом, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выража­ют обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Явля­ясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдержи­вать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государ­ства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщно­сти, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех то­варов, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов насе­ления. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих гра­ждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демо­графические процессы, молодежную политику, иные социальные явле­ния.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновре­менно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выра­жают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий го­сударству в определенных законодательством размерах и в установ­ленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутрен­ней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильно­сти и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом на­лог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, про­центы, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество (предприятий и граждан);

- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование природным ресурсами.

Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относи­тельности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был пла­тить подушный налог, который для всех был одинаков.

2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее бо­лее уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, ко­торые передавали государю определенную сумму из собранных нало­гов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры на­логов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недо­вольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стре­мятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определе­нии выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги бе­рут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значи­тельным.

4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные ве­щи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдви­нул еще А. Смит - это принцип неотягощенности налогов. Размер на­лога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитыва­ются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение до­ходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь соз­данный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государствен­ной экономической политики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.