Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последствия алкоголизма




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Добровольная безработица

Пигу и Кейнс выделяют также добровольную безработицу. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. Добровольная безработица возникает, во-первых, когда человек не хочет работать за низкую заработную плату.

Во-вторых, в любом обществе есть определенный процент людей, которые вообще не хотят работать (на Западе по расчетам экономистов их 15%). Их можно заставить работать, но как только общество отказывается от воздействия на этих людей, они не будут работать. Этот вид добровольной безработицы есть результат некоего психологического феномена. Это бомжи и т.п.

У нас хорошо знают, что усилия по принудительному трудоустройству так называемых бомжей не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей развитого рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

 

Последствия безработицы:

Снижение доходов

Проблемы с психическим здоровьем

Потеря квалификации

Экономические последствия (потеря ВВП)

Ухудшение криминогенной ситуации

Ухудшение динамики роста интереса населения к труду

Снижение уровня обеспеченности домохозяйств.

 

Государственная политика в области занятости населения. Социальная защита безработных.

Государственная политика в области занятости населения

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

 

Центра занятости всех уровней решают следующие задачи по помощи безработным:

-сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

-консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

-профессиональная ориентация всех групп населения;

-выплата пособий по временной незанятости;

-консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

-оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

-организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

 

Девиация как социальная проблема. Типы девиаций: девиантное, делинквентное, криминальное, аддиктивное поведение.

Проблематика девиации, девиантного поведения является предметом изучения целого ряда наук, что обуславливает возможность комплексного рассмотрения данного феномена.

 

В первую очередь девиантное поведение было рассмотрено в рамках социологии в связи с понятием аномии, введенным в начале 20 в Э.Дюркгеймом (отсутствия, расшатанности нормативной системы социума). Позже девиантное поведение стало предметом изучения социальной психологии, психиатрии, криминалистики, педагогики, конфликтологии и т.д. Однако для нас важен социально-педагогический подход к рассмотрению данного понятия.

 

Отметим, что социально-педагогический подход предполагает описание девиации в рамках поведенческих, социальных проявлений, не затрагивая девиаций психических, чем занимается клиническая психология и психиатрия.

 

С точки зрения ряда современных зарубежных ученых, занимающихся по большей части этнопсихологическими и кроскультурными исследованиями проблемы девиации (Эдгертон, Коэн, Этзиони), не следует ставить знак равенства между девиантностью и дезадаптацией («дезорганизацией»).

 

Представитель западной теории Н.Д. Смелзер1 отмечает, что девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

 

человека, которому свойственно определенное поведение;

 

норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

 

другую группу, реагирующую на данное поведение.

 

Таким образом, под девиантным поведением Н.Д. Смелзер понимает поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

 

Д. Уолш2, представитель феноменологического подхода, утверждает, что социальное отклонение это в значительной степени приписываемый статус, то есть только субъективное обозначение, ярлык, а не объективное явление. По его мнению, отклонение это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.

 

Среди отечественных специалистов в области социальной работы и социальной педагогики девиантное поведение рассматривается чаще всего как одно из проявлений социальной дезадаптации (М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова и др.).

 

О.Г. Лукашова указывает на то, что под девиантным поведением следует понимать поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Такое поведение выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.

 

В данном определении девиация понимается как отступление от общепринятых ценностей и норм и предполагает широкое понимание, которое не сводится лишь к правовым нарушениям.

 

На наш взгляд, данное определение, хоть и краткое, представляется в достаточной степени емким и отражает сущностную характеристику девиантного поведения.

 

Таким образом, девиация в социальной педагогике рассматривается в основном как характеристика поведения, отклоняющегося от социальной нормы.

 

Типы девиаций:

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

 

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

 

Аддиктивное поведение - нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости.

 

Причины девиантного поведения. Теории и концепции девиаций.

 

Причины:

Самоубийства порождаются психическими отклонениями, душевными болезнями, бедностью, денежными потерями, потерей места работы и другими факторами материального характера, семейными неприятностями, стыдом и страхом наказания, несчастной любовью и т.д. В основе агрессии и насилия могут находиться социальное неравенство, материальное неблагополучие, нарушение психики, морально-этическая деградация и падение нравов, способ самоутверждения и др.

Причинами сексуальных девиаций являются неврозы как следствие нарушения половой жизни, недоразвития и уродства строения половых органов, нервно-психические отклонения, пропагандируемые сексуальные свободы и т.д.

Причины пьянства и алкоголизма весьма разнообразны. Среди них можно выделить: малообеспеченность, низкий уровень жизни и другие социальные факторы; биологические, наследственные; обычай потреблять алкоголь в определенном обществе, среде. У отдельных соци­ально-этнических общностей: влияние телевидения и кино; доступность алкогольных напитков; душевное потрясение и неприятности на работе; воздействие окружающей среды и др.

Причинами правонарушений могут быть экономическое неблагополучие, отсутствие жилья, безработица и иные факторы социальной жизни; расовые, национальные предрассудки, дискриминация национальных меньшинств, нарушения психики и т.д. Важно также указать на мотивы совершаемых преступлений. Чаще всего это месть, обусловленная конфликтами в быту, завистью, несовместимостью, хулиганскими побуждениями, аморальным и противоправным поведением потерпевшего. Другие мотивы - это ревность, корыстные побуждения, насильственная мотивация (потребность самоутвердиться, стадное чувство ложно понятого долга перед своей компанией, группой), недостатки в воспитании, желание помочь родственникам, своим друзьям и знакомым.

Социальный паразитизм и отклонения в сфере морали порождаются комплексом факторов, в числе которых изменения общественных устоев, низкая духовная культура общества и отдельных слоев, отсутствие должного социального контроля в обществе и др.

Самоубийства порождаются психическими отклонениями, душевными болезнями, бедностью, денежными потерями, потерей места работы и другими факторами материального характера, семейными неприятностями, стыдом и страхом наказания, несчастной любовью и т.д.

Агрессия и насилие могут иметь в своей основе социальное неравенство, материальное неблагополучие, нарушение психики, морально-этическую деградацию и падение нравов, способ самоутверждения и др.

Причинами сексуальных девиаций являются неврозы как следствие нарушения половой жизни, недоразвития и уродства строения половых органов, нервно-психические отклонения, пропагандируемые сексуальные свободы и т.д.

Теперь конкретизируем такой фактор, как непосредственно окружающая человека среда. В частности, асоциальная среда как причина социального неблагополучия детей может быть классифицирована следующим образом: социально-психологические условия (стиль семейного воспитания, взаимоотношения в семье); социально-экономические условия (влияние экономического состояния семьи, дальнейшее устройство детей после школы); социально-демографические условия (положение детей в многодетных, неполных семьях, семьях с престарелыми родителями, повторными браками и сводными детьми и т.д.); медико-социальные факторы (санитарно-гигиенические условия жизни детей и их семей); криминальные факторы (отношение детей, подростков с законом, наличие или отсутствие криминальных проявлений в семье: пьянство, наркомания, жестокое обращение родителей друг с другом и детьми и т.д.).

В качестве подобных факторов можно назвать также неблагоприятную экологическую обстановку по месту проживания, вредные условия работы родителей, их хронические заболевания, пренебрежение элементарными санитарными нормами в быту и др.

Применительно к современным условиям России особенно важно учитывать чрезмерную коммерциализацию, культ силы и достижение успеха любой ценой, безудержную рекламу, доступность алкогольных напитков и наркотических средств, переориентацию жизненных ценностей значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, печатной, кино- и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, насилие и жестокость; непринятие действенных мер по предупреждению и профилактике различных видов девиантного поведения населения, в том числе детей и подростков, что особенно опасно.

На основании выше изложенного можно сделать следующий вывод, что при анализе девиаций необходимо помнить о существовании тесной связи отклонений в психическом и личностном развитии личности. Девиации периода взрослости меньше зависят от влияния социума, по сравнению с детскими и подростковыми девиациями, и в большей мере обусловлены внутренними психологическими проблемами. В большинстве своем эти проблемы приобретены вследствие неуспешного прохождения какой-либо из стадий социализации, либо спровоцированы психотравмирующими событиями личной жизни.

 

 

Концепции и теории девиации:

 

Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения легли в основу разработки научных концепций и теорий девиации. Основными из них являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.

 

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида. В XIX в. итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением человека и определенным физиологическим строением его организма. Так, определяя криминальный тип поведения преступника, он выделяет следующие характерные черты: выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли.

 

Известный американский психолог и врач У.X. Шелдон позднее определил физиологический тип человека, склонного к девиации. По его мнению, таким является «мезоморфный тип со следующими эпитетами строения организма: «тяжелый», «мускулистый», «атлетический».

 

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе какой-то одной психологической черты или комплекса. В 1950 г. Шуэсслер и Крессли пытались доказать, что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственны законопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделан вывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологических и социальных факторов.

 

С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и др., которые характеризуются определенными атрибутами.

 

Освоение роли будет происходить в несколько этапов. Вначале ребенок получает определенные сведения о данной роли, ее правах и обязанностях, узнает разнообразные формы отклоняющегося доведения, способы выяснения отношений, механизм решения спорных вопросов. Далее следует этап принятия этой роли, когда происходит ее осознание и в нее вкладывается личностный смысл.

 

Затем идет проигрывание выбранной для себя роли. Здесь очень важно получить одобрение товарищей, чтобы почувствовать себя в этой роли комфортно. От реакции окружающих во многом зависит, будет ли противоправный поступок усилен вниманием, одобрением, похвалой сверстников, либо не получит такого подкрепления и подвергнется осуждению. В этом случае вероятность повторного проявления подобного противоправного поступка значительно снизится. Для подростка, первый раз пробующего алкоголь или наркотики, на первом месте стоит не познание их вкуса или влияния на человека, а стремление ощутить себя среди своих, избавиться от чувства изолированности и беспокойства.

 

Последним этапом принятия роли, является закрепление за гобой выбранной роли, например, «козла отпущения», «тайного мстителя», «грубияна» и др. на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.

 

Немаловажным элементом социальных отклонений является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция организма. Социальными психологами доказано, что подросткам с отклоняющимся поведением свойственно стремление к самоудовлетворению психологической потребности в оправдании своих поступков и действий, какими бы опасными они ни были. Причем вследствие прогрессирующей деградации личности мотивация поступков снижается и утрачивается, что приводит к полной потере свойственного человеку стремления к признанию и успешности. Первичная девиация (первоначальное нарушение социальных норм) переходит во вторичную, а затем к построению девиантной карьеры – процессу восхождения от слабых форм девиации к сильным, например, от бытового пьянства к совершению уголовного преступления.

 

Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, затем следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным самосознанием, не позволяющим (или ограничивающим) ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

 

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разработал теорию аномии (от греч. аномос – беззаконный, безнормный, неуправляемый). Под аномией он понимал такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей вследствие отсутствия в обществе всяческих норм и ценностей (старые себя изжили, а новые еще не приняты). В таких условиях наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, выражается полное безразличие к деятельности государства. Лишенные целей и смысла жизни, люди становятся подверженными стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения.

 

Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционирования общества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него есть социальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Собрав обширный фактический материал, он дока зал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов. Объяснение этому явлению было дано такое: чем выше уровень сплоченности, солидарности социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты были более разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики, которые жили общинами с очень развитыми коллективными формами взаимопомощи.

 

Р. Мертон в 1938 г. внес некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде.

 

Так, структура индивидуального отклоняющегося поведения состоит из поступка, мотивов и целей. Начальным звеном девиантного поведения является изменение ценностных ориентации в различных слоях населения и социальных группах, что обусловлено реальными социально-экономическими условиями функционирования общества. Если в нашем обществе еще недавно главенствовали такие ценности, как труд на общее благо, дружба, взаимопомощь, семья, патриотизм и др., то теперь им на смену пришли стяжательство, культ денег, разгульный образ жизни, эгоцентризм и т.п. Следовательно, в обществе имеют место расхождения между провозглашенными ценностями и реально существующими; между намечаемыми целями и теми возможностями, которые существуют для их реализации.

 

Искажения в системе ценностей большей частью ведут к разложению социальных институтов. Например, нарушения в работе институтов юстиции – суда, прокуратуры, пенитенциарной системы – ведут к разложению аппарата власти, порождают аморализм, безверие в правосудие, апатию и агрессивность. Возникает «двойная мораль», при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом или социальной группой для разных целей и в разных противоположных ситуациях. Это проявляется в деятельности некоторых представителей власти, политиков, бизнесменов и др. Общественные нормы предписывают «не укради», а государство ограничивает возможность использовать законные пути для получения средств к существованию, что заставляет определенную часть населения нарушать социальные нормы, допускать социальные отклонения. Возникает «теневое нормотворчество», своеобразная «мораль преступного мира. Отсюда явное противоречие между потребностью субъекта в выходе из конфликтной ситуации и невозможностью сделать это социально приемлемым, легальным путем.

 

Культурологические теории (Селлин, МиЛлер, Сутер-Ленд) считали, что причина девиации – в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе.

 

Теория стигматизации (клеймения), представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация – это «клеймо», которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп или Отдельного человека.

 

Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг, Тэйлор) отстаивали позицию, что девиация – это результат противодействия нормам капиталистического общества.

 

Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

 

Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

 

Алкоголизм как факторы девиаций жизненного сценария человека, его причины и последствия.

 

Алкоголизм — заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. Алкоголизм характеризуется потерей контроля над количеством выпиваемого алкоголя, ростом толерантности к алкоголю (нарастание доз спиртного, требующихся для достижения удовлетворения), абстинентным синдромом (похмельем), токсическим поражением органов, а также провалами памяти на отдельные события, происходившие в период опьянения.

 

Причины алкоголизма, прежде всего, стоит искать в самих людях. Как бы ни повышался уровень жизни, употребление алкоголя в России уменьшается незначительно. Люди ищут способы расслабиться после тяжелой трудовой недели и забыть о проблемах, и, к сожалению, многим не удается найти ничего лучше, чем алкоголь. Так, постепенно человек привыкает к тому, что вечер не обходится без кружки пива или рюмки водки.

 

Если у человека случались частые запои, частые состояния похмелья, то ущерб, нанесенный психике и внутренним органам, – трудновосполним.

 

Последствия алкоголизма давно всем известны. Но, если отношения с близкими людьми можно хоть как-то наладить, то полностью вернуть здоровье во многих случаях удается не всегда. Более того, избавиться от алкогольной зависимости также трудно, как и от наркотической. Для того, чтобы сделать полный отказ от спиртного гарантированным и безболезненным в наше время в медицине существуют специальные разработки под общим условным названием "кодирование алкоголизма".

 

Если у человека случались частые запои, то ущерб, нанесенный психике и внутренним органам, – почти невосполним. Заставить человека бросить пить без его на то истинного желания – невозможно. Необходимо, чтобы он сам понял, чего именно хочет добиться: улучшения ситуации или тяжелой продолжительной болезни.

 

Существует несколько способов избавления от алкогольной зависимости. К наиболее распространенным относятся – кодирование алкоголизма. Психотерапевтическое воздействие (так называемый гипноз), знахари, бабушки и прочее, по понятным причинам в расчет не берется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.