Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности 2 страница




 

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами.

 

Индивидуальный уровень — это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.

 

В зависимости от конкретных объектов социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом.

 

Психолого-ориентированные теории социальной работы: психодинамическая, экзистенциональная, кризис-интервентная, гуманистическая, бихевиоральная и когнитивный подход.

В основе психолого-ориентированного подхода находится познание закономерностей и психологического развития и статуса человека в обществе. При этом выделяются несколько моделей ее организации, на основе которых возникли такие виды социальной работы, как проблемно-ориентированная, функциональная, кризис-интервентная, эго-ориентированная и др. Их особенности, в том числе и в целостном осознании, постижении человека, связаны с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи» или связи жизненного опыта». Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействия прошлого опыта на оформление стиля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей среде, уходя корнями к псизоаналитической теории З. Фрейда, но не соединяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника выступает клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта человека на его современное состояние, на противоречия этого опыта реалиями сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов.

В данном контексте можно говорить о том, что представляемый теоретический подход определяет и некоторую стратегию действий человека как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Еще одной весьма распространенной традицией в развитии психолого-ориентированных подходов к социальной работе является бихевиорально-когнитивный подход. Он стал первым большим наступлением на психодинамические модели теории и практики социальной работы. В этой связи существенно изменились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей, определяющей суть данной разновидности теоретического видения социальной работы, является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его с помощью различного рода стимулов. Не случайно эту разновидность теоретического обоснования моделей помощи нуждающимся называют «психология поведения».

Целостность видения человека здесь определяется в значительной мере осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменяющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской интеграции моделей социальной работы очень важен общий набор принципов, получивший характеристику «социальное обучение».

Психологическое содержание действий здесь сводится к следующему: большинство людей приобретают свой опыт через восприятие и осмысление получаемых впечатлений, копируя поведение друг друга, других вокруг себя. Иначе говоря, человек по наблюдаемым образцам поведения моделирует и окружающий мир, и собственные действия. В основе социального обудения такого типа лежит процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть постигнута как система культурных образов, которым подражает личность.

Вместе с тем человек как субъект социальной работы также может быть представлен как подражающий образам поведения социальных работников, представляющих тот или иной опыт ее осуществления, реализации какой-либо модели оказания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с которым он станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, стимулы реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками.

В последние три десятилетия в западной теоретической традиции как относительно самостоятельная ветвь сформировалась гуманистическая модель теории социальной работы, которую нередко называют экзистенционально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалось под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенциальной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, поддерживавшего традиции гештальт-терапии.

Основные положения гуманистических моделей социальной работы исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность здесь обеспечивается декларацией веры в человека как высшую ценность, высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под под влиянием обстоятельств. Гуманистический подход к теоретическому оформлению знаний о социальной работе исходит из необходимости для гормального существования человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманитарных отношений, выбора, конструктивного сотрудничества. Только на ее основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе, «Я-концепция», центральным звеном которой видится понятие «самоценность».

Постигая человека, гуманистическая модели теории социальной работы видят в нем прежде всего именно это. На этой же основе выстраивается и стратегия действий человека уже как субъекта социальной работы. При этом обычно акцентируется внимание на партнерских отношениях клиента и социального работника, приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

 

 

Территориальный центр социального обслуживания населения, его характеристика. Примерное положение о территориальном центре социального обслуживания населения (Утвержденное Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 27.09.2007г.).

Центр является государственным учреждением, находится в ведении администрации Первомайского района г. Минска. Осуществляет на территории района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных социальных услуг населению, основанную на принципах добровольности обращения, доступности, адресности и конфиденциальности.

В своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными нормативно-правовыми актами, законами Республики Беларусь, Уставом.

Основные задачи Центра:

-Разработка комплексных мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе социально-демографической характеристики и уровня социально-экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром.

-Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с органами здравоохранения, жилищно-эксплуатационными службами, общественными и религиозными организациями и другими организациями.

-Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию.

-Оказание социальных, бытовых, юридических и иных видов услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, в соответствии с перечнем услуг, утвержденным в установленном порядке, при условии соблюдения принципов гуманности адресности, преемственности, доступности к конфиденциальности предоставления помощи.

-Выявление потребностей конкретных семей и их членов в различных видах и формах социальной помощи, учет социально неблагополучных и иных проблемных семей, анализ и коррекция психологических причин их социального неблагополучия.

-Оказание разовой и систематической социальной, психологической, юридической, реабилитационной и иной помощи, в том числе и в кризисной ситуации.

-Внедрение в практику новых форм социального обслуживания граждан в зависимости от характера их нуждаемости и социальной поддержки.

-Сотрудничество с различными заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и иными организациями и гражданами, их привлечение к решению вопросов социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей, детей и других категорий населения района.

-Проведение социально-психологического мониторинга лиц, получивших социальную помощь.

 

На основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты

Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров

Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», в

редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7

февраля 2005 г. № 127 Министерство труда и социальной защиты

Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о территориальном

центре социального обслуживания населения.

2. Установить, что:

2.1. территориальные центры социального обслуживания населения

создаются за счет и в пределах средств, предусмотренных на их

содержание, а также в пределах численности, установленной в

соответствии со штатными нормативами территориальных центров

социального обслуживания населения;

2.2. при создании или реорганизации действующих территориальных

центров социального обслуживания населения не допускается

дублирование функций, осуществляемых учреждениями других

республиканских органов государственного управления.

3. Признать утратившими силу:

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь от 23 июля 2003 г. № 86 «Об утверждении Примерного

положения о Территориальном центре социального обслуживания

населения и Примерных штатов Территориального центра социального

обслуживания населения»;

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь от 17 марта 2005 г. № 24 «О внесении дополнений и изменений

в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь от 23 июля 2003 г. № 86»;

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь от 31 марта 2005 г. № 31 «О внесении изменения в

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь от 23 июля 2003 г. № 86»;

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики

Беларусь от 27 декабря 2005 г. № 186 «О внесении изменений и

дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь от 23 июля 2003 г. № 86».

 

Этапы развития теории социальной работы за рубежом и их характеристика.

Становление и развитие в нашей стране социальной работы как вида профессиональной деятельности пришлось на период интенсивных качественных преобразований, затрагивающих все сферы общественной жизни. Обострение социальных проблем создало ситуацию «пандемических обстоятельств», при которых подавляющее большинство россиян нуждается сегодня в социальной защите и поддержке со стороны государства.

 

Закономерен интерес к мировому опыту социальной работы, предоставляющему богатый материал для осмысления ключевых проблем социальной сферы и исследования возможностей адаптации разработанных в зарубежной практике социальных технологий к условиям российской действительности. По сути, это и является целью учебного курса.

 

Цель конкретизируется в следующих задачах: изучить и выявить основные направления, формы и методы благотворительности, социальной помощи и поддержки, социальной работы с различными категориями населения; выявить инновационные технологии социальной работы за рубежом; исследовать принципы взаимодействия государственных и негосударственных институтов социальной работы; ознакомиться с принципами организации подготовки специалистов в области социальной работы за рубежом.

 

При изучении курса студенты получат возможность усвоить понятийный аппарат, необходимый для последующего овладения курсами по теории и методике социальной работы, социальных технологий и других специальных дисциплин.

 

Учебное пособие «Социальная работа за рубежом» содержит четыре главы.

 

В первой главе освещается история становления и развития социальной работы за рубежом: благотворительность как предпосылка развития социальной работы и основные стратегии развития социальной работы на современном этапе.

 

Вторая глава посвящена теоретико-методологическим основам социальной работы. В ней рассматриваются основные теоретические концепции, на базе которых сложились современные теоретико-практические модели социальной работы за рубежом.

 

В третьей главе раскрываются основные направления и организационные аспекты социальной работы как профессиональной деятельности: охрана здоровья людей, социальная работа с семьей, социальное обслуживание и страхование как важнейшие технологии социальной работы.

 

В четвертой главе анализируются проблемы профессиональной подготовки и непрерывного образования в области социальной работы, дается характеристика ценностной базы профессии.

 

Глава 1. Социальная работа как феномен современного мира 1.1. Мировые исторические корни социальной работы 1.1.1. Филантропия и благотворительность на различных этапах развития общества

 

Самая ранняя форма поддержки нуждающегося — это, вероятно, материнская забота о ребенке. Взаимная помощь, оказываемая взрослыми людьми друг другу, является другим примером помощи нуждающимся в прежние времена (члены семьи, члены одного племени).

 

Только тогда, когда получили распространение официальные институты, могло появиться такое понятие, как «помощь постороннему (чужому)». Одна из самых ранних известных форм помощи посторонним обеспечивалась религиозными группами.

 

Зарождение первых представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда в родовой общине складываются механизмы реципрокации и редистрибуции. Первые из них связаны с дарообменом, помощью в бытовой и хозяйственной сферах. Вторые — с распределением излишков продуктов. Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов, регулирующих связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства.

 

Однако впервые обозначение и выделение данного явления из многих сфер человеческого бытия происходит в Древней Греции. Это было связано с тем, что человечество, накопив определенный духовный опыт, среди прочих сфер своего существования начинает выделять особую сферу, где проявляются его дружеские чувства, аффекты, моральные связи и отношения. Так зарождается понятие «филантропия». В переводе с греческого оно обозначает любовь к людям. Первоначально, в V веке до н. э., семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности, но уже в IV веке до н. э. с этим понятием связан иной смысл: любое благожелательное отношение одного индивида к другому.

 

В гомеровском эпосе philos связан с институтом семьи и гостеприимства, где слово имеет, прежде всего, социально направленный характер. Платон и Аристотель рассматривали благотворительность в контексте общественной пользы, полагая, что эта деятельность является прерогативой государства, а не отдельного частного служения. В «Определениях» Платон считает, что в обществе должно быть «добровольное благодеяние».

 

Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.

 

К XVII веку церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западно-европейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность.

 

Такой переход от церковной благотворительности к государственной был вызван многими причинами, важнейшими из которых были:

 

- банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, приведшей к образованию профессионального нищенства;

 

- усложнение социальной организации общества;

 

- переход от натурального хозяйства к денежному.

 

Все эти причины вызвали потребность научно-организационной помощи со стороны государства, и начиная с XIX века осуществляются поиски и подходы к решению важнейших социальных проблем.

 

На протяжении XVI в. в результате индустриальной революции крепостные были изгнаны с земель, и новая популяция бедняков отправилась искать в городах работу. В 1601 году в Англии был принят знаменитый Закон о бедных, перенесенный первыми колонистами в Америку. Его принципы и понятия до сих пор оказывают влияние на обеспечение бедных в США, на современное законодательство.

 

Принятый в 1662 году Акт об оседлости усилил контроль над бедняками, поскольку он требовал, чтобы каждый человек был зарегистрирован как местный житель в определенном округе. Те, кто не мог доказать законность своего проживания в том или ином округе, объявлялись бродягами и могли быть высланы

 

из округа с потерей права на финансовую поддержку, предоставляемую округом.

 

В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, больных и физически неполноценных людей), но также за трудоспособных безработных.

 

В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 году появилось специальное законодательство («Poor Laws») со строгим регулированием оказания помощи бедным.

 

В Швеции в середине XVIII века в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бедным. С 1862 года церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бедных.

 

Но в оказании помощи не было системы, помощь оказывалась лишь в отдельных случаях, также могло быть принято решение о возврате помощи. В 1847 году в Швеции принимается новое постановление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 года освободили службу призрения бедных от церкви, и с этого времени она становится муниципальным объектом.

 

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 году в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» — «Общественный Союз покровительства». В 1869 году в Лондоне основывается Благотворительное общество («The Charity Organization Society») для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются и в других странах мира.

 

Постановление 1871 года о призрении бедных ограничивало помощь бедным, основанием для оказания помощи стало служить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто документально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовался поддержкой общества.

 

В конце XIX века во многих странах Европы, в том числе и в Швеции, возникают:

 

- специальные государственные формы помощи осужденным и освободившимся из мест заключения;

 

- специальные системы ухода за больными;

 

- специальная помощь слепым и глухим;

 

- обязательное государственно-муниципальное обучение населения;

 

- частное и муниципальное посредничество по обеспечению работой;

 

- профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т. д.

 

Таким образом, к концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи бедным, различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви.

 

Социальная работа как профессиональная деятельность: специфика и особенности. Виды и сферы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой — учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека* всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов (СНОСКА: Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М, 1978).

 

В исследовании М. С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность) (СНОСКА: Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974). Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

 

По Б. Г. Ананьеву (СНОСКА: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968), деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства, материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, деятельность как отдельный акт-действие, включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, деятельность на уровне макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, деятельность на уровне микродвижений, из которых строятся макродвижения.

 

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта социального общества, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие «поведение».

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

 

Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы.

 

Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческая и другие виды деятельности. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

 

Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности — это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы — женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим — характер проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).

 

Для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного), условия ее осуществления: политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете сводятся, к следующим:

 

· работа с проблемой клиента;

 

· работа с другими службами, учреждениями, организациями.

 

Эти две формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.), с другой — об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа.

 

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой — о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т.д.).

 

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:

 

·служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;

· служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

 

·службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации и др.

 

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

·служба социально-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.