Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Логический аппарат в исследовании систем управления




«Логика - необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог, экономист, управленец, юрист...»»так писал известный физиолог академик Анохин.

Менеджеру для осуществления управленческой деятельности постоянно необходима способность осуществлять переход от использования имеющегося знания к созданию нового на основе рефлексии, понимания, коммуникации и мышления.

Под процессом мышления понимается процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, который проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Но необходимо заметить, что процесс мышления опирается на определенный объем знаний.

Место знания и мышления в менеджменте может быть определено только в том случае, если будут получены ответы на два вопроса: какие виды действий менеджера опираются на его наличное знание и какие требуют рефлексии, понимания, коммуникации и логического мышления как особых интеллектуальных процессов, проблематизирующих существующее и создающих новое знание? какова структура деятельности менеджера в различных ситуациях и возможно ли выделить некоторые классы ситуаций, предъявляющих разные требования к интеллектуальной «оснащенности» менеджера?

Что значит мыслить логично? Мыслить логично Это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.

Мышление может быть дивергентным и конвергентным. Дивергентное мышление - расходящееся мышление (способность менеджера посмотреть на проблему широко, охватив, по возможности, максимальное количество вариантов). Конвергентное мышление - сходящееся мышление (сужение границ рассматриваемой ситуации, выбор из большого количества вариантов одного или нескольких). Конвергентное мышление организовать проще.

Мышление также может быть вертикальным (традиционным) и латеральным. Под латеральным мышлением понимается процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способностей и интуиции. Рассматриваемые способы мышления имеют коренные отличия, которые состоят в следующем. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан. При латеральном же мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради результата, который она может принести. для латерального мышления характерна созидательность, а для вертикального -- избирательность. Латеральное мышление не подменяет вертикальное: необходимы оба, так как они дополняют друг друга. Латеральное мышление расширяет возможности вертикального мышления.

Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом (положительный признак) и чем они друг от друга отличаются (отрицательным признак). Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, признаки. В экономической на>:<е Сложились такие понятия, как «товар», «рынок», «капитал» и т. д. Признаки, кроме положительных и отрицательных, подразделяются еще на несколько видов:

1. Существенные и несущественные признаки. Существенными называются признаки, выражающие основное содержание, качество вещей. Лишившись существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки являются второстепенными, неосновными, без которых вещь может обойтись. Несущественные признаки могут приобретаться или теряться предметом, при этом предмет остается самим собой.

2. Признаки-свойства (атрибутивные) и признаки отношения (релятивные). Признаки-свойства характеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам независимо от других предметов. Признаки-отношения характеризуют вещи с точки зрения их связей с другими вещами.

З. Отличительные признаки.

Признаки, которые у сравниваемых предметов различные, носят название отличительных при знаков, а общие - не отличительных.

Формирование понятий - сложный психологический процесс, начинающийся с образования простейших форм познания - ощущений и протекающий часто по Следующей схеме: ощущения – восприятие, представление - понятие.

Обычно этот процесс разделяют на две ступени: чувственную, состоящую в образовании ощущений, восприятия и представления, и Логическую, заключающуюся в переходе от представления к понятию с помощью Следующих приемов: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение. Сущность этих приемов состоит в следующем:

сравнение - прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного содержания, в результате которого появляется новое знание·о сходных и различных признаках сопоставляемых преДJ.'1етов, оформляемых в виде новых понятий (сходства и различия вещей). Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о предметах и явлениях, опосредованно участвуя в образовании новых понятий; анализ - прием предметного или мысленного расчленения, разложения предмета, предметного содержания на части, исследование особенностей выделенных частей и образование новых (частных) понятий на основе выделенных признаков частей предметов, предметного содержания;

абстрагирование - прием отвлечения от одних сторон предметов, предметного содержания и выделения других сторон, на которых концентрируется внимание исследователя, познающего человека, что ведет к уточнению знания о пред- 1 мете и образованию или уточнению понятий;

К логическому аппарату исследования систем управления относятся формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и Логические реальности (вопрос, гипотеза, доказательство, классификация). Слово, словосочетание

Основными свойствами логического мышления являются определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. На этих свойствах строятся законы логики: закон тождества «Любая мысль в процессе рассуждения должна:иметь определенное, устойчивое содержание», закон непротиворечия «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными'; по крайней мере одно из них необходимо ложно», закон Исключенного третьего «Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно» и закон достаточного основания «Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание».

Если в качестве логической связки применяется союз «если... то», суждение называют условным Если в качестве логической связки применяется. союз «если... И только если... то», суждение называют эквивалентным.

Важным с позиций исследования представляется определение истинности сложного суждения. для этого используется построенная таблица истинности, представленная ниже.

Особое место в классификации суждений занимают выделяющие и исключающие суждения, значение которых в исследовательском процесс е заключается в том, что положения, выраженные в такой форме, характеризуются точностью и определенностью, что исключает их неоднозначное понимание. Сознательное использование закона непротиворечив помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях, что важно при определении концепции проведения исследования, формирования алгоритма обследования и т. П.; во всех случаях, когда управленец (исследователь, аналитик) что-либо утверждает, убеждает в чем-либо других, когда он должен доказать собственное суждение, то есть привести достаточные основания, подтверждающие истинность его мыслей, налицо применение закона достаточного основания.

Суждение - это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются: связь между предметом и его признаком (атрибутивные, категорические суждения); отношения (равенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и др.) между предметами (суждение об отношениях); факт существования предмета (суждения существования) и которая может быть либо истинной, либо ложной. Любое атрибутивное суждение состоит из субъекта '(то, о чем говорится в суждении), предиката (признак предмета, то, что говорится о предмете) и связки.

Атрибутивные суждения могут быть общими, если в них мыслятся все объекты некоторого класса, частными, если в них подразумевается часть объектов некоторого класса, и единичными, когда речь идет об одном предмете некоторого класса.

Суждения делятся на простые и сложные. Простые выражают связь двух понятий. Сложные состоят из нескольких простых, которые соединяются между собой логической связкой. От применяемой логической связки зависит вид сложного суждения.

Если в качестве логической связки применяется союз «И», суждение называют соединительным (конъюнктивным).

Если в качестве логической связки применяется союз «ИЛИ)}, суждение называют разделительным. Исключающим называется суждение, где признак, выраженный предикатом, принадлежит (не принадлежит) всем предметам, за исключением некоторой их части. Два суждения могут быть совместимыми и несовместимыми. Среди несовместимых суждений выделяют противоположные и противоречащие суждения, довольно часто применяющиеся при формулировании проблемы исследования.

Противоположные (контрарные) суждения - это Суждения, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается о каждом предмете некоторого множества.

Противоречащие - суждения, в одном из которых что-либо утверждается о каждом предмете некоторого множества, а в другом - отрицается (или утверждается) о некоторой части этого множества.

Каждый из рассмотренных видов суждений имеет определенную познавательную (исследовательскую) ценность.

• Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае (правило дедукции).

• Если умозаключение справедливо в некоторых частных Случаях, то оно справедливо во всех случаях (правило индукции).

В зависимости от направленности логического исследования, то есть по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении, выделяют умозаключения:

дедуктивные; индуктивные;

по аналогии (переход знания осуществляется от частного к частному).

К дeдyктивным относятся умозаключения, в которых переход знания осуществляется от общего знания к частному. Дедуктивные умозаключения различаются по качеству посылок и делятся на: непосредственные (заключение выводится из одной посылки); опосредованные (в качестве посылок выступают два и более суждений).

Индуктивные умозаключения - это умозаключения, в которых на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом, то есть переход знания осуществляется от частного к общему.

Основной функцией индуктивных умозаключений в процесс е Исследования является процесс генерализации, то есть Получение общих суждений. По своему содержанию и познавательной ценности эти обобщения могут различаться: от простейших обобщений, встречающихся повседневно, до эмпирических обобщений в науке. А в зависимости от полноты и законченности исследования различают полную индукцию (когда вывод о принадлежности признака классу в целом делают на основании принадлежности признака. Умозаключение как форма мышлении

Основная часть новых знаний получается путем выведения их из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными или выводными данными.

Логической формой получения выводных данных является умозаключение.

Умозаключение является следующей после суждений по степени сложности разновидностью абстрактных объектов.

Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

Не всякое сочетание суждений представляет собой умозаключение: между суждениями должна существовать определенная логическая связь, отражающая объективную связь, существующую в реальной действительности.

Рассматривая состав умозаключения, можно выделить посылки (несколько суждений, содержащие исходное знание), заключение (новое суждение, полученное логическим путем из посылок), вывод (логический переход от посылок к заключению).

Истинность заключения достигается при соблюдении правил вывода, к которым относятся следующие.

• Истинность заключения вытекает из истинности посылок умозаключения.

каждому элементу класса или каждой части некоторого класса) и неполную индукцию (когда вывод о принадлежности признака классу целиком делают на основании принадлежности признака некоторым элементам класса или некоторой части некоторого класса).

для формулирования вывода о принадлежности признака всему классу явлений в индуктивных умозаключениях используются методы установления причинных связей между Явлениями. Одним из способов изучения сложного явления (Иногда единственным) Выступает аналогия. Дело в том, Ч10 проведение аналогии между какими-то явлениями позволяет перейти на уровень образного мышления. Вот "'то и есть самое важное. Человек начинает образно и конкретно, а не абстрактно и отвлеченно представлять себе предмет размышления.

Во-первых, это дает ему возможность представить явление ~ целостности: если для создания целостности из абстрактных Понятий требуется сложная и Изощренная цепь умозаключений, то образ буквально диктует взаимосвязь предметов; будучи один раз нарисованным, он в последующем остается очень устойчивым. Во - втopыx, образное мышление продуктивно по своей сути: получив картинку, человек сначала рассматривает ее поверхностно, но по мере Осмысления имеет возможность проникать все глубже и глубже самостоятельно открывая в этом образе такие законов мерности, которые не были представлены ему в явном виде изначально. Возможность Проникать вглубь существует за счет целостности образа: взаимосвязь предметов такова, что она неумолимо ведет за собой логику размышляющего над ней человека. Структурированность Восприятия позволяет увидеть Сущностное сходство многих внешне разнородных явлений. Иными словами, имея образ какого-либо Явления, человек Имеет Возможность самостоятельно развиваться в определенном направлении.

Умозаключения по аналогии - это умозаключения, где вывод о принадлежности признака единичному объекту (предмету, событию, Классу) делается на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.

Логический переход от уже известного знания к новому регулируется в выводах по аналогии правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.

 

 

Тема 4. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, КЛАССИФИКАЦИЯ

Система управления порождается определенным бизнесом, и ее назначение, по выражению Ф. Тейлора, состоит в искусстве знать точно все, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и самым дешевым образом. Убедиться в том, что система управления действительно принимает и осуществляет наилучшие решения в сложившейся ситуации, возможно при условии проведения активной исследовательской деятельности.

Исследование как познавательная деятельность основывается на таких категориях, как парадигма, причинность, методология. Парадигма как объективная основа развития знаний и причинность исследований отражают направленность приложения исследований к конкретной области деятельности. Методология, подобно научным законам, Имеет статус как всеобщей, так и общей методологии. Всеобщая методология - это учение о принципах построения, формах и методах научного познания, независимо от направления исследований; общая методология - это совокупность принципов, методов, приемов, выстроенная их последовательность, определяющая ход и уровень исследований в конкретной области знаний.

Исследования, независимо от изучаемого явления, осуществляются на двух органически взаимосвязанных уровнях познания: теоретическом и эмпирическом. Соответственно этим уровням выделяют теоретические и эмпирические исследования. Эмпирические исследова-ния, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулируют развитие теоретиче-ских исследований, ставят перед ними новые задачи, а теоретические исследования открывают новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования.

Теоретические исследования направлены на всестороннее изучение и познание объективной реальности с целью выявления общих для данной предметной области.фундаментальных связей и обобщений, составляющих основу развития теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Научное знание теоретично с самого начала. Оно всегда связано с размышлением о содержании понятий и той исследовательской деятельности, которая к нему приводит. Теоретические исследования основаны на определенном механизме поиска следующих элементов системы научных знаний:

а) гипотез, аксиом, принципов, закономерностей и законов, в совокупности описывающих идеальный объект

б) правил логических выводов и доказательств, допустимых в рамках некоторых принципов и законов;

в) утверждений с их доказательствами, составляющих основной массив теоретических знаний;

г) абстрактных моделей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и приемов, формальных языков; д) алгоритмов исследования, инструмента анализа теоретических решений.

В зависимости от выбранной позиции проведения теоретических исследований различают аксиоматический и гипотетический подходы. Аксиоматический подход - способ построения научной теории, при котором в основу теории положены исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные положения теории получаются как логические следствия аксиом. Гипотетический подход - способ построения теории, при котором в основу развития теории положена гипотеза, т.е. научное предположение, содержащее элементы новизны и оригинальности. Гипотеза должна объяснять явление и подтверждаться экспериментально.

Гипотеза проникает и в аксиоматический подход. Исследователь, принимая аксиому, формулирует гипотезу относительно поведения объекта исследования, создает его абстрактную модель, и исследование переходит в область системного анализа. Системный анализ предполагает построение «замкнутого» множества моделей (гипотез) относительно изучаемого явления, которые могут быть доказательно проверены в рамках заданных допущений. Системный анализ требует наличия навыков формализации описаний явлений, работы с абстрактными образами.

Будущее перестает быть данным, оно не заложено более в настоящем, это означает конец классического идеала всеведения.

Парадигма, по определению Т. Куна, - «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают образец постановки проблем и их решений научному сообществу). Парадигма представляет собой образ, установку, объективную основу научного исследования в определенной области деятельности. В зависимости от того, какой парадигмой руководствуется исследователь, будет определяться уровень и новизна решения проблемы.

Диффузные системы - это системы, в которых нельзя «установить непроницаемые перего-родки», разграничивающие действия или явления переноса влияния переменных различной природы. Этими принципиальными особенностями диффузные системы выделены в класс сложных систем. Разнообразие организаций допускает существование как хорошо организуемых, так и диффузных систем. Системы управления организаций, активных участников рыночной экономики, по своей природе диффузные системы, так как любое принимаемое решение, согласно закону о динамическом равновесии, некоторым неизвестным образом отразится на результатах процессов или действиях элементов системы управления.

Если мы говорим о хорошо организуемых системах, то это или системы с замкнутым контуром и управлением по отклонениям, или самонастраивающиеся системы, способные выдерживать воздействие внешней среды за счет способности к адаптации. В системе с замкнутым контуром в процессе управления все время осуществляется обратная связь в целях минимизации возникшего отклонения. Самонастраивающаяся система - это система, способная обеспечить устойчивое функционирование организации в условиях произвольно возникающих и изменяющихся возмущающих воздействий внутренней и внешней среды. Система реализует два контура управления - управление по Отклонениям и управление с адаптацией путем введения в систему компeнcaциoнныx элементов, например запасов сырья, резервных мощностей и др. Термин «самонастраивающаяся система» является синонимом термина «адаптивная система,).

В класс самонастраивающихся включаются и системы, о которых известно, что их динамические параметры будут претерпевать изменения. Система с управлением по отклонениям без изменения траектории управляемого объекта, Т.е. четкое следование алгоритму управления. Системы с управлением по отклонениям и с адаптивным управлением по возмущениям в действиях объекта и внешней среды

Системы с управлением по возмущениям любой силы, с акцентом на слабые сигналы внешней и внутренней среды для предупреждения потери устойчивости и эффективности. Это явление закономерно для развивающихся организационных систем. В зависимости от сложности таких систем, управление ими может осуществляться по принципу хорошо организуемых систем или диффузных систем. Систему, способную за счет изменения своих свойств сохранять устойчивый характер взаимодействия с внешней средой, несмотря на возможные изменения внешних и внутренних факторов, называют самоорганизующейся.

Следствие 1. При исследовании диффузных систем законы и строгие функциональные зависимости заменены моделями. Поясним данное следствие. Точные науки стремились иметь дело с хорошо организуемыми, равновесными системами, в которых несложно выделить явления или процессы одной физической природы, зависящие от небольшого числа факторов. Результаты исследования можно было представить легко интерпретируемыми функциональными связями, которым приписывалась роль неких абсолютных законов. Предполагалось, ~TO исследователь мог с любой степенью точности определить пределы изменения параметров, а затем, поочередно варьируя некоторые из них, установить интересующие зависимости.

Переход от изучения хорошо организуемых систем к изучению диффузных систем, естественно, оказал влияние на методологию и концепции исследований, на систему взглядов, которой пользуются исследователи в повседневной работе. Модель (математическая, структурная, аналоговая), в отличие от некоторой абсолютной категории истинности, становится основным инструментом исследований, несмотря на то, что на данном уровне познания системы она может давать только приближенное представление о ее свойствах - поведении, движении, устойчивости, адаптации, гибкости, надежности и др.

Следствие 2. Приоритетный подход в исследовании диффузных систем - синтез кибернетического и процессного подходов, направленный на изучение полного цикла «вход - процесс - выход» функционирования элемента и отношений как между элементами, так и между организацией и более крупной системой, т.е. внешней средой. Понятие принципа «черного ящика» расширено Н.П. Бусленко и его соавторами до понятия «агрегата» - элементарного объекта, наделенного функциями преобразования входных ресурсов в результаты (продукцию, услуги) деятельности объекта. Благодаря этому создается модель синтеза структуры и процессов, сил внешней и внутренней среды.

Следствие 3. «Принципиальная стохастичность,) и «принципиальная неустойчивость» диффузных систем - принципы, сформулированные академиком Н.Н. Моисеевым, - приводят к росту разнообразия возможных форм, моделей и методов управления организациями и относятся к аксиоматическим принципам диффузных систем. «Принципиальная стохастичность» определена результатами действия отдельных нерегулярных, непостоянных, незначительных малых причин или одновременного воздействия множества сложных причин и вызывает неоднозначность и неопределенность, а в целом - хаотичность поведения, которое непредсказуемо в принципе. Ключевую аксиому можно сформулировать следующим образом: случайность подчинена внутренним скрытым законам, которые на современном уровне знаний не поддаются изучению и в этой связи приводят К росту разнообразия возможных форм, методов и моделей управления организацией.

«Принципиальная неустойчивость» системы обусловлена существованием жизненного цикла организационной системы, что соответствует фундаментальной закономерности развития системы, подчиняющейся закону отрицания отрицания.

Приближенное решение проблемы преодоления неопределенности в управлении связывают с двумя парадигмами менеджмента, такими как:

1) развитие аналитического менеджмента (контроллинга), соединяющего стиль технологического управления с тотальным управлением затратами «по местам их возникновения», базирующегося на современных информационных, вычислительных и коммуникационных технологиях;

2) развитие рефлексивного менеджмента как пары взаимодействующих функций: когнитивной и воздействующей. для современного этапа развития науки характерно все более глубокое изучение процессов и явлений, требующих выявления не только основных закономерностей, но и организационных патологий. Исследования все больше проникают в такие области практики, в которых наличие и большое влияние именно случайности не подлежат сомнению, а иногда даже являются определяющими.

Следствие 4. Диффузная система как любая сложная система должна поддерживать свои параметры и функции в определенном диапазоне на основе создания устойчивой внутренней среды относительно возмущающих воздействий внешней среды и происходящих случайных «отказов» В ней самой, т.е. создавать свой гомеостаз, определенную форму устойчивого функционирования за счет адаптации и гибкости.

На современном этапе в теории управления система отождествляется с организмом, а организм означает систему, имеющую свои собственные цели, рожденные ее внутренней сущностью с возможностью им следовать. Цель развития такой системы, по мнению академика Н.Н. Моисеева, очевидна - это новый гомеостаз. Этим понятием определяется «согласованная С состоянием Природы и ее законами» форма развития системы, которая рассматривается как «устойчивое неравновесие» (sustainability development).

Применительно к исследованию систем управления понятие формы развития системы как «устойчивого неравновесия» наглядно подтверждается закономерностью жизненного цикла системы, продукции, товара. Так, для живого организма - это эмбриональное состояние, детство, молодость, расцвет, зрелость и неизбежность старения. На современном уровне для организации выделяются более детализированные стадии, предшествующие ее становлению: зарождение, выживание, накопление, структурирование (второе рождение), становление. Организацию отличает от организма возможность управлять стадиями своего развития, например замедлять или ускорять процесс «старения» и т.д.

Понятие «устойчивое неравновесие» в приложении к системам управления будем трактовать следующим образом. «Неравновесие» определяется закономерностью перехода системы с одного уровня развития на другой за счет аккумулирования и более полного использования накопленной «энергии». Но каждый уровень этой траектории имеет свою «оптимальную» продолжительность, некоторое пространство параметров, поддерживающих гомеостаз, соответствующий потенциалу систем. Гомеостаз - многопараметрическое пространство, в котором, несмотря на некоторую флуктуацию системы, обеспечивается ее равновесие.

Следствие 5. Диффузная система должна обладать свойством самоорганизации, подразумевающей прежде всего способность к самообучению, выбору вариантов и механизмов их отбора (т.е. к рефлексии), что обеспечит ее развитие, а далее - адаптацию к условиям существования. Механизм самоорганизации может развиваться только в системах, характеризующихся «принципиальной стохастичностью» и «принципиальной неустойчивостью». Их следствием могут быть возникновение спонтанной флуктуации и попадание системы в критическое состояние - в точку бифуркации (переломную точку в развитии системы).

В настоящее время вопросы самоорганизации изучаются в рамках научной дисциплины, возникшей в конце 1970-х п. и получившей название синергетика. Эта наука обязана своим существованием обнаруженной общности процессов самоорганизации в различных областях знания: физике, химии, биологии, социологии, управлении и технике. Если кибернетика решает проблему рождения разума, то синергетика - проблему рождения материи, системы. Механизм, который ею предлагается, - это спонтанная флуктуация, событие в точке бифуркации, экспоненциальный процесс до определеннoгo момента. Таким образом, исследователи поставлены перед Проблемой разработки механизма самоорганизации системы, способного создавать условия для устойчивого функционирования системы на определенном этапе ее развития.

Следствие 6. Диффузные системы - это открытые системы, которые обмениваются энергией (результатами работы) или информацией с Внешней средой. Главенствующую роль во внешней среде системы играют не порядок, стабильность и равновесие, а неустойчивость и неравномерность. Это объясняется тем, что все системы непрестанно флуктуируют. В особой точке бифуркации флуктуации достигают такой силы, что система не выдерживает и разрушается. В работе отмечается, что принципиально невозможно доказать: станет ли состояние системы хаотичным или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности, который И. Пригожин И. И. Стенгерс называют диссипативной структурой. Диссипативные структуры существуют лишь тогда, когда система дисипирует (рассеивает) энергию, в результате чего возникает порядок. Примером диссипативных структур служат сетевые организационные структуры. На практике диффузия и флуктуация системы несколько приглушаются рассеиванием энергии более мощной системы в виде создания сетевых структур.

Следствие 7. Акценты в исследовании внешней среды смещены с анализа, выработки реакции для парирования воздействий внешней среды и адаптации к ней организационной системы на «конструирование,) собственного внешнего окружения. Устойчивость внутренней среды организации измеряется относительно возмущающих воздействий внешней среды при определенном периоде ее жизненного цикла. Внешняя среда - это «другая система, более общая и более сложная,).

Одна из важнейших практических задач системы управления - наилучшим образом вписать организацию во внешнюю среду. Приведем советы по конструированию внешней среды, изложенные в работе: «Если вы создаете систему внеорганизованной, неподготовленной для ее существования среде, то в вашем распоряжении два пути. Во-первых, можно преобразовать среду, превратив ее в организованную, способную воспринимать новую систему; во-вторых, можно начать сеять "зубы дракона", которые, прорастая, послужат вам элементами будущей системы. Первый путь сопряжен с большими затратами на реорганизацию среды, а второй требует повышенного расхода времени». Безусловно, советы - это система взглядов, но они иллюстрируют возможные пути конструирования внешнего окружения организации.

Следствие 8. Управление функционированием (множество циклов) диффузной системы сводится к принятию решений в условиях неопределенности, обусловленной множественностью трудноизмеримых ее свойств. В связи с этим для оценки эффективности функционирования диффузных систем должно применяться несколько критериев, определяющих эффективность и меру устойчивости в экономической сфере (финансовую состоятельность, деловую активность, рыночную устойчивость), потенциал технических, материальных и человеческих ресурсов, а также адаптивность, надежность и жизнеспособность системы в целом.

В связи с принципиальными стохастичностью неустойчивостью диффузных систем потребуется, наряду с известными критериями экономической эффективности, обоснование не менее важных критериев, отражающих возможность развития системы в условиях «устойчивого неравновесия» и неопределенности. Это критерии, характеризующие устойчивость, адаптивность и надежность. Их взаимосвязь привносит определенную сложность и новизну в разработку метода оценки диффузных систем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.