Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция языка и речи




Справка

Неделя 1

I ПОЛУГОДИЕ

Актобе

Дидактический материал

по «Русскому языку»

для студентов казахского отделения


Дидактический материал по «Русскому языку» для студентов казахских отделений / Сост. Байшукурова Г.Ж., Унгарбаева Г.И., Утельбаева Г.У., Идрисова Э.Т., Тасыбаева Г.М., Коробкова Т.В., Абдигази С.Х., Хвостова Ю.В. и др. – Актобе: РИО АГУ им. К.Жубанова, 2013. – 133 с.

 

 

Рецензенты:

Садирова Г.К. проф.АГУ им.К.Жубанова, доктор филологических наук

Курманова Б.Ж. доцент АГУ им.К.Жубанова, доктор педагогических наук

Свиридова И.И. доцент АГПИ, кандидат филологических наук

 

 

Обсужден на заседании учебно-методической секции кафедры.

Протокол № 3 от 13.11. 2012 г.

 

 

Обсужден на заседании учебно-методической секции факультета.

Протокол № 4 от 24.12. 2012 г.

 

Одобрен на заседании учебно-методического совета Актюбинского государственного университета им.К. Жубанова и рекомендовано к печати.

Протокол № 1 от 17.01.13 г.


 

Тема: Язык и его основные функции Речь: виды и формы речи. Система языка и основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь. Основные жанры письменной речи. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Рассмотрение отношений языка и общества, языка и мышления показало, что языку свойственны коммуникативная функция, т. е. функция общения, и познавательная, т. е. функция обеспечения возможности специфически человеческого (абстрактного, обобщенного) мышления и познания и закрепления результатов предшествующих этапов познания действительности.

Познавательная функция языка связана не только с мышлением, но и с сознанием, так как язык выступает как средство выражения сознания, что неразрывно связано с общим процессом познавательной деятельности человека.

Коммуникативная и познавательная функции тесно связаны друг с другом и являются основными функциями языка*. Обе они свойственны и языку и речи, поскольку речь рассматривается как проявление, использование языка.

На базе коммуникативной и познавательной функций языка развиваются другие функции.

Так, в составе познавательной функции может быть выделена номинативная, т. е. функция называния явлений действительности. Ее связь с познавательной функцией несомненна, так как называние есть вместе с тем и процесс отождествления и разграничения явлений действительности, т. е. процесс познания действительности.

Поскольку познавательная функция связана с выражением различных актов сознания, в ее составе может быть выделена эмотивная функция - выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений.

На базе коммуникативной функции может быть выделена и регулятивная, т. е. функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения.

Выделяются и некоторые другие функции языка. Особенно следует отметить эстетическую функцию, связанную со способностью языка воздействовать не только выражаемым содержанием, но и самой формой: отбором и сочетаемостью слов с учетом не только/ их значения, по и звучания.! Способность слова воздействовать на мысли и чувства читателя и своей внутренней (значением) и внешней (звучанием) сторонами определяет его роль в создании художественного образа, делает слово "первоэлементом художественной литературы" (М.Горький). На эту особенность языка важно обращать внимание не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка.

Как уже отмечалось, основные функции языка свойственны и речи, но они приобретают в речи свои специфические особенности. Это относится и к частным, вторичным функциям. Так, регулятивная функция в речи по-разному проявляется в условиях непосредственного общения и в условиях массовой коммуникации, т. е. в телепередачах, радиопередачах, газете и т. п. Она может быть и регулятором собственного поведения при внутренней речи.

Отдельные функции некоторые ученые связывают с речью, например, эмотивную функцию (функцию выражения чувств и воли говорящего), функцию установления и поддержания контакта, выявляемую системой обращений, выделением темы разговора и т. п. Типично речевой является функция, заключающаяся в возможности уточнять, дополнять ту или иную речевую ситуацию. (Например, в троллейбусе или трамвае при передаче денег на приобретение комплекта билетов ситуация уточняется словами: "Передайте на книжечку".)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.