Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир Иванович Даль




Текст 1

Речь. Виды и формы речи.

Речь – обмен информацией между людьми при помощи языка
Язык – система знаков и символов отражающая цивилизационный опыт человека.

Речь выполняет определенные функции:

Воздействия - способность человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

Сообщения - обмен информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Выражения - с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, с другой - выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Обозначения – способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Различают две формы речи:

1. Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешняя речь включает следующие виды:

-устную (диалогическую и монологическую). Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. Диалог - попеременный обмене знаковой информацией двух и более субъектов. Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника.

- письменную - графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
2. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Прочитайте выразительно текст. Вспомните, что Вы знаете об этом человеке.

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в Лугани (ныне город Луганск).

Отец Владимира Ивановича Даля получил образование в Йенском университете, где изучил многие языки: немецкий, французский, английский, русский, еврейский, латынь и греческий, причем владел ими блестяще.

Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина IIрешила пригласить Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Отец В. Даля хотел выбрать самую полезную специальность. По его мнению, в те годы в России (не)хватало врачей, и он решил посвятить себя медицине. Даль отправился в Йену, получил диплом доктора медицины, вернулся в Россию и никогда больше ее (не)покидал. С тех пор и имя свое стал писать на русский лад – Иван Матвеев сын Даль.

Вскоре он женился на Марии Фройтах, матери В.И. Даля. Она в совершенстве владела немецким, русским, английским и французским языками. Увлечение языками было общей семейной страстью.

Владимир Иванович Даль получил домашнее начальное образование, затем обучался в Петербургском Морском Кадетском корпусе и, наконец – на медицинском факультете Дерптского университета.

Он служил офицером на Черноморском и Балтийском флотах, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном губернаторе. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., (не)раз отличался в сражениях.

Даль много ездил по России, (не)сколько раз пересекал ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и Украину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось бывать, он (не)изменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, лингвист, статистик. Кроме русского языка он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, сербский, болгарский, латинский, татарский, башкирский, казахский. Он хорошо разбирался в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, возведении домов и судостроении; знал многие ремесла, умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, соорудить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла.

В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника «Морские досуги», (не)сколько статей и очерков. Известны также его учебники «Ботаника» и «Зоология», есть и заметки и проекты об улучшении быта помещичьих крестьян, о преобразовании суда, монетной системе и других.

Но главное дело всей жизни В.И. Даля – его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Кроме множества слов Даль записал тысячу сказок. Он отдал их безвозмездно составителю знаменитого издания «Народные русские сказки» Афанасьеву. Свои записи народных песен (около 300) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.

В скупой автобиографической заметке, подводя итоги, Даль писал: «Во всю жизнь я искал случая поездить по России, знакомился с бытом народа, почитая народ за ядро и корень…»

(По М. Бессараб)

Контрольные вопросы:

1.Когда и где родился В.И. Даль?

2.Как Иоганн Даль попал в Россию?

3.Какая особенность проявилась в характере молодого Иоганна Даля?

4.Почему он стал врачом?

5.Кем была мать Даля?

6.Где и какое образование получил В.И. Даль?

7.Где и кем он служил? В каких местах побывал Даль?

8.Как он использовал свои поездки?

9.Какие научные и литературные труды упоминаются в тексте?

10.Что было главным делом его жизни?

11.Каким был Даль в жизни? Что он записал в своей автобиографической заметке?

Задания к тексту:

1. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую из них.

2. Выделите зачин, основную часть, заключение. Сформулируйте главную мысль каждой части.

3. Составьте простой, вопросный и назывной планы по тексту.

4. Составьте диалог по материалу текста.

6. Напишите свою автобиографию.

7. Выполните синтаксический разбор предложений последних 2-х абзацев.

Глоссарий:

Коммуникативная функция языка - функция общения.

Познавательная функция языка – функция обеспечения возможности специфически человеческого (абстрактного, обобщенного) мышления и познания и закрепления результатов предшествующих этапов познания действительности.

Номинативная функция – функция называния явлений действительности.

Эмотивная функция - выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений.

Регулятивная функция - функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения.

Эстетическая функция - функция, связанная со способностью языка воздействовать не только выражаемым содержанием, но и самой формой.

Речь – обмен информацией между людьми при помощи языка.

Язык – система знаков и символов отражающая цивилизационный опыт человека.

 

Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь. Основные жанры письменной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.