Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме




Общие черты полисной жизни и единые теоретические подходы к политико-правовым проблемам древнегреческих мыслителей этого периода. Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции.

Политические взгляды Сократа. Сократ о формах правления и принципах разумного государственного управления. Своеобразное отношение Сократа к религии и богу. Особенности разграничения естественного права и писаного права в воззрениях Сократа. Отождествление справедливости и законности. Идея свободы у Сократа и её гарантии.

Политические и государственно-правовые учения Платона. Проект идеальной организации общества в диалоге «Государство». Господство философов в идеальном государстве Платона. Классификация форм государства в понимании Платона. Критика демократии. Проект организации господствующего класса на началах военно-лагерной жизни. Государственное воспитание. Новый проект идеального государства в диалоге «Законы». Деление общества на классы. Организация власти и управления.

Аристотель как основатель политической науки. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Происхождение и сущность государства. Классификация государств. Правильные и неправильные формы правления. Апология рабства и частной собственности. Учение об идеальном государственном строе Аристотеля.Аристотель о справедливости и праве. Право естественное и право условное (волеустановленного).

Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV-II вв. до н.э.).

Учение Эпикура о государстве и праве. Происхождение и сущность государства, вопросы права в наследии Эпикура. Этические предпосылки правовой идеологии Эпикура. Учение Эпикура о свободе человека. Эпикурейская трактовка договорного характера государства и закона. Идея договорного характера справедливости.

Стоицизм: основные представители и их учения (Зенон, Хрисипп, Клеандр). Фаталистическая концепция естественного права стоиков. Естественное право как универсальный, общемировой закон, государство как мировое сообщество. Сущность государства. Космополитизм Зенона и Хрисиппа. Критика полисной организации. Универсальный закон справедливости. Теория мирового государства и теория естественного права.

Политико-правовая теория Полибия. Полибий о круговороте государственных форм в рамках замкнутого цикла. Понятие смешанной формы государства.

Историческое значение греческой политико-правовой идеологии. Особое значение доктрины естественного права, договорного происхождения государства и различие форм государственного правления в последующей эволюции политико-правовой культуры человечества.

Периодизация и основные направления политической и правовой мысли в Древнем Риме.

Общая характеристика исторической обстановки в Риме II-I вв. до н. э. Кризис Римской республики и полисной системы; отражение новых явлений политической и социальной жизни в развитии теоретических представлений о праве и государстве.

Политическая и правовая теория Цицерона. Цицерон о причинах возникновения, происхождении, сущности государства, его задачах и формах. Идея договорного происхождения государства. Теория цикличности форм правления. Смешанная форма государства – идеал Цицерона. Понятие республики в трудах Цицерона. Защита частной собственности и каждого гражданина как цель государства. Естественные и человеческие законы. Теория идеального гражданина и государственного деятеля. Справедливость и право. Природа как источник справедливости и права. Естественное право. Справедливость и общественное благо в теории Цицерона о гражданском обществе. Право и закон. Труд Цицерона «О законах». Цицерон об ограничении власти законом. Идея разделения писаного права на частное и публичное. Принципы международного права.

Политико-правовые идеи римских стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Проблема происхождения и сущности права в стоицизме. Переход от мифологического к рациональному осмыслению действительности. Идея всеобщего равенства всех людей и всех сословий как творений Божьих. Идея духовной свободы людей в творчестве Сенеки. Человек как субъект права. Право и справедливость. Судьба как причина всех причин. Проблема рабства в учениях Сенеки и Эпиктета. Представления о равенстве Марка Аврелия.

Римские юристы о сущности и системе права (Ульпиан, Гай, Павел, Папиниан, Модестин). Возникновение юриспруденции как самостоятельной науки. Разработка юридических оснований права человека на собственность. Идея права как воплощение справедливости. Соотношение права и закона. Правоприменительная и правотворческая деятельность римских юристов. Аналогия закона и толкование законов. Римские юристы об источниках права. Разделение права на частное и публичное. Естественное право, право народов и гражданское право. Понятие aequitas в римской юриспруденции.

Влияние воззрений римских юристов на последующее развитие юридической мысли.

Политические и правовые идеи раннего христианства: эволюция основных положений. Развитие христианства и преобразование его в государственную религию. Новый завет как источник политико-правовых идей христианства. Особенности теологического правосознания.

Политико-правовые воззрения Аврелия Августина (Блаженного). Взгляды Августина Блаженного на соотношение церкви и государства. Учение о грехе и божьей благодати, о государстве земном и государстве божьем. Государство как следствие греховности людей. Право как воплощение божественной справедливости. Вечный закон и естественное право.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.