Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Инновационная деятельность международных компаний в условиях глобализации




Аннотация:

Тема посвящена изучению инновационной политики международных компаний. Определены типы инновационных стратегий международных компаний. Рассмотрены формы организации научно-исследовательских подразделов международных компаний. Охарактеризована роль иностранных инвестиций и трансферта технологий в функционировании международных компаний.

Учебные задания:

1. Дайте определение международным корпорациям.

2. Понятие инновационной политики международных корпораций.

3. Охарактеризуйте инновационную деятельность международных корпораций.

4. Направления деятельности международных корпораций в научно-технологических разработках.

5. Определить роль международных корпораций в международном научно-технологическом обмене.

6. Особенности международного научно-технологического обмена международных корпораций.

Формы контроля:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Решение ситуационных упражнений.

3. Защита индивидуального задания.

 

Основные понятия и определения:

Инновационная политика (корпоративная) – система взглядов, принципов и требований, а также форм организации инновационной деятельности в определенных компаниях.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий международных компаний:

1. Стратегия «наступления»: проведение НИОКР, достаточных для того, чтобы достичь опережения или удержать лидерство. Используется преимущественно в тех отраслях, сформированных относительно недавно («новейшие») и сильно восприимчивы к инновациям. Чаще всего, для реализации данной стратегии международные корпорации создают специальные подразделения НИОКР в виде внешних или внутренних венчуров.

2. Стратегия «защиты»: постоянное использование поведения конкурентов, которые являются лидерами рынка; следование за ними путем воспроизводства и достижения. Продукция выводится на рынок с меньшим отставанием.

3. Стратегия «абсорбции» (поглощения): имитация трудовой продукции и технологий с большим технологическим отрывом от лидеров. Основное внимание на эффективности производственного процесса. Стратегия характерна для традиционных отраслей, где доминирует ценовая конкуренция, а появление инноваций не высока.

Выделяют четыре основные типа научно-технологических стратегий:

· Стратегия имитации. Предполагает приобретение новых компаний, проведение исследований в кооперации с различными компаниями и организациями в разных отраслях, разработка изделий, ориентированных на достижение краткосрочных целей;

· Стратегия разработки технологических процессов. Компании используют собственный научно-технологический и исследовательский потенциал, приобретение лицензий и сотрудничество с другими организациями по осуществлению НИОКР незначительны. Внутренняя ориентация не допускает активного изучения технологической стратегии конкурентов. Разработки часто не защищаются патентами;

· Стратегия наступательной специализации. Компании проводят в основном НИОКР специального назначения, которые ориентированы на индивидуального потребителя; широко практикуются контрактные исследования с привлечением сторонних организаций, однако совместных исследований с другими организациями сравнительно немного; особое внимание уделяется разработке новых технологических процессов;

· Стратегия наступательных инноваций. Реализуют корпорации, которые детально анализируют технологические стратегии конкурентов; активно осуществляются НИОКР с другими компаниями, увеличивается количество источников новых знаний и каналов информации; создаются не только технологические процессы, но и продуктовые инновации.

Формы организации подразделений НИОКР международных корпораций:

1. Отраслевые структуры - узкое деление подразделений НИОКР по отраслям науки. Соответственно, сотрудники занимаются одной научной проблемой в рамках одной дисциплины в своем подразделении, т.к. каждое подразделение получает свое научное задание.

2. Продуктовые структуры создаются для сближения процесса НИОКР с производственным. Ориентированы на конечный продукт, постоянно обеспечивают связь с проблемами производства, при этом каждая структура занимается очень широким спектром работ.

3. Проектные структуры используются, когда необходима быстрая реализация какого-либо инновационного проекта. В такое подразделение включаются специалисты из разных областей. Чаще всего создается новое структурное подразделение.

4. Структуры, организованные по стадиям НИОКР предполагают, что в рамках корпорации создается несколько подразделений фундаментальных и прикладных исследований между которыми распределяются отдельные стадии разработки продукции и технологий.

5. Комбинированные структуры комбинация описанных выше форм, учитывая их преимущества и недостатки.

Задание для самостоятельной работы:

1. Вопрос для самостоятельного изучения:

1. Роль иностранных инвестиций и трансферта технологий в функционировании международных компаний.

2. Инновационная деятельность ведущих корпораций в секторе информационных технологий.

Источники: [1, 3, 4, 5, 7, 8, 11].

2. Сделайте обзор периодической литературы за темами:

1. Инновационная деятельность корпораций в пищевой промышленности.

2. Инновационная активность промышленности в Украине.

3. Международные корпорации в системе научно-технического обмена.

 

Тесты:

1. Эффективность международных корпораций объясняется

А) способностью обеспечить непрерывные инновационные процессы;

Б) увеличением сбыта продукции и услуг на мировых рынках;

В) результативностью использования преимуществ интернационализации в сфере производства;

Г) все ответы верны.

 

2. Система взглядов, принципов и требований, а также форм организации инновационной деятельности в определенных компаниях - это

А) международная корпорация;

Б) инновационная политика;

В) политика в сфере инвестиций;

Г) научно-техническая стратегия.

 

3. До стратегических установок инновационной политики главной компании в контексте общей стратегии развития международной корпорации относятся

А) формулировка стратегических целей - планирование долгосрочных мероприятий, распределение ключевых ресурсов, подготовка инновационных проектов и планов организации

Б) разработка схем распределения технологий и продуктов между подразделами, планов относительно их возобновления, а также схем кооперации между подразделами разработки технологий и продуктов, создания научно-исследовательских подразделов (НИП), а также схем кооперации, что функционируют на разных предприятий, организация и обеспечение инновационного процесса на предприятии;

В) формулировка приоритетов для разных производственных предприятий, разработка программ из подготовки и переподготовки персонала;

Г) подготовка инновационных проектов и планов организации, организация и обеспечение инновационного процесса на предприятии, разработка программ из подготовки и переподготовки персонала.

 

4. Которые существуют стратегии в сфере инноваций?

А) стратегия «наступления», стратегия «развития», стратегия «абсорбции»;

Б) стратегия «наступления», стратегия «защиты», стратегия «поглощения»;

В) стратегия «развития», стратегия «абсорбции», стратегия«поглощения»;

Г) стратегия«защиты», стратегия«абсорбции», стратегия«доминирования».

 

5. Проведение НДДКР, достаточных для того, чтобы достичь опережения или удержать лидерство предусматривает

А) стратегия «наступления»;

Б) стратегия «абсорбции»;

В) стратегия «развития»;

Г) стратегия «поглощения».

 

6. Стратегия «абсорбции» предусматривает

А) проведение НДДКР, достаточных для того, чтобы достичь опережения или удержать лидерство;

Б) имитацию трудовой продукции и технологии с большим технологическим отрывом от лидеров;

В) постоянное использование поведения конкурентов, которые являются лидерами рынка;

Г) правильного ответу нет.

 

7. Какие четыре основных типа научно-технологических стратегий выделяют?

А) стратегия «наступления», стратегия «абсорбции», стратегия «развития», стратегия «поглощения»;

Б) стратегия «защиты», стратегия «абсорбции», стратегия «доминирования», стратегия «поглощения»;

В) стратегия «имитации», стратегия «разработки технологических процессов», стратегия «наступательной специализации», стратегия «наступательных инноваций»; Г) стратегия «доминирования», стратегия «разработки технологических процессов», стратегия «наступательной специализации», стратегия «наступательных инноваций».

 

8. Стратегия «разработки технологических процессов» предусматривает

А) приобретение новых компаний, проведение исследований в кооперации с разными компаниями и организациями в разных отраслях, разработка изделий, ориентированных на достижение краткосрочных целей;

Б) использование компанией собственного научно-технологического и исследовательского потенциала, приобретение лицензий и сотрудничество с другими организациями относительно осуществления НДДКР незначительные;

В) проведение компанией НДДКР специального назначения, которые ориентированы на индивидуального потребителя, широко практикуются контрактные исследования с привлечением посторонних организаций, однако общих исследований с другими организациями сравнительно немного, особенное внимание уделяется разработке новых технологических процессов;

Г) реализацию корпораций, которые детально анализируют технологические стратегии конкурентов, активно осуществляются НДДКР с другими компаниями, увеличивается количество источников новых знаний и каналов информации, создаются не только технологические процессы, но и продуктовые инновации.

 

9. Стратегические альянсы - это

А) заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве между компаниями конкурентами, проведение общих НДДКР;

Б) объединение компаний, которые не являются конкурентами;

В) форма взаимодействия корпораций с некоммерческими организациями и государственными учреждениями;

Г) объединение компаний для проведения общей политики безопасности.

 

10. Какие формы организации подразделений НДДКР международных корпораций существуют

А) отраслевые структуры, продуктовые структуры, проектные структуры, структуры, организованные за стадиями НДДКР, организационные структуры;

Б) продуктовые структуры, проектные структуры, структуры, организованные за стадиями НДДКР, инновационные структуры;

В) проектные структуры, структуры, организованные за стадиями НДДКР, отраслевые структуры, продуктовые структуры, комбинируемые структуры;

Г) структуры, организованные за стадиями НДДКР, отраслевые структуры, структуры стратегического назначения, продуктовые структуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.