КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Инновационный процесс в развитых странах мира
Аннотация: Тема посвящена изучению моделей инновационного процесса развитых стран мира. Рассмотрены показатели оценки уровня инновационного развития стран.
Учебные задания: 1. Понятие инновационного процесса. 2. Охарактеризуйте модели инновационного процесса в развитых странах мира. 3. Как сгруппированные параметры научно-технологического развития стран. 4. Охарактеризовать участие стран в международном инновационном процессе. 5. Дифференциация стран за уровнем научно-технологического развития. 6. Определить особенности взаимодействия стран в научно-технологическом развитии. Формы контроля: 1. Обсуждение теоретических вопросов. 2. Решение ситуационных упражнений. 3. Защита индивидуального задания.
Основные понятия и определения: Универсальными чертами всех моделей являются: 1) государственное регулирование и участие государства в инновационных процессах; 2) распределение функций в сфере инновационной деятельности между крупным, средним и малым бизнесом, а также повышение инновационной активности малого бизнеса; 3) развитие структур, поддерживающих инновационную деятельность; 4) применение и распространение кластерных стратегий; 5) использование преимуществ и развитие международного сотрудничества, международного научно - технического обмена. Американская модель основана на развитии инновационного предпринимательства, которое охватывает малый и средний бизнес, осуществляет разработку и доведение инноваций до практического использования. Основой инновационного процесса в Японии является: кооперация крупных корпораций на начальных стадиях инновационного процесса (на этапе НИОКР) и сохранение конкуренции на его заключительных стадиях (на этапе внедрения в производство; выпуска продукции); использования принципа «группирования». В Японии каждой крупной корпорации принадлежат мелкие и средние компании, которые производят определенную продукцию для этой крупной корпорации.
Европейская модель занимает промежуточное положение между американской и японской. В ней начинает развиваться малое инновационное предпринимательство. Основным субъектом инноваций является крупный бизнес. Для Европы характерны две закономерности ускорения инновационных процессов: сравнительно высокий уровень государственного финансирования НИОКР, который дополнительно финансируется на уровне ЕС; международная межфирменная кооперация в разработке инноваций и в сфере новых технологий. Задание для самостоятельной работы: 1. Вопрос для самостоятельного изучения: 1. Показатели оценки уровня инновационного развития стран. 2. Показатели финансирования инноваций в разных странах мира. Источники: [1-5, 8, 10, 12]. 2. Сделайте обзор периодической литературы за темами: 1. Венчурный капитал в развитых странах мира. 2. Межфирменная кооперация в Японии и ЕС. 3. Стимулирование инноваций в ЕС.
Тесты: 1. К преимуществам крупного бизнеса относятся: А) высокая степень гибкости, начальная ориентация на что-то новое, непосредственно управление; Б) аккумулирует большими ресурсными возможностями (финансовые, труде и другие ресурсы), высокая степень гибкости; В) имеет возможность взаимодействия с властью и разными научными учреждениями, начальная ориентация на что-то новое, преимущества во времени осуществления чего-либо; Г) аккумулирует большими ресурсными возможностями (финансовые, труде и другие ресурсы), имеет возможность взаимодействия с властью и разными научными учреждениями, широкие возможности коммерциализации инноваций.
2. К недостаткам малого бизнеса относятся: А) жесткая бюрократическая структура препятствует появлению нового, ограничение возможности переориентации деятельности (гибкость не высокая); Б) трудности в привлечении ресурсов, небольшие ресурсные возможности, ограничение возможности переориентации деятельности (гибкость не высокая); В) невозможность использовать преимущества крупномасштабного производства, жесткая бюрократическая структура препятствует появлению нового, ограничение возможности переориентации деятельности (гибкость не высокая); Г) трудности в привлечении ресурсов, небольшие ресурсные возможности, невозможность использовать преимущества крупномасштабного производства.
3. Предприятия разных отраслей промышленности, которые объединены единой цепочкой и обеспечивают выпуск готовой продукции - это А) кластер; Б) технопарк; В) зона свободной торговли; Г) ТНК.
4. К преимуществам международного сотрудничества не относится: А) получение новых знаний из-за границы; Б) экономия ресурсов; В) соблюдение тенденциям мирового НТП; Г) импорт технологий, которые не удается разработать внутри страны.
5. Какая модель инновационного процесса основана на развитии инновационного предпринимательства, которое охватывает малый и средний бизнес, осуществляет разработку и доведение инноваций к практическому использованию? А) японская; Б) западноевропейская; В) американская; Г) европейская.
6. Корпоративный венчурный капитал - это А) капитал, который аккумулирует средства частных и иностранных инвесторов и инвестирует любые инновационные фирмы; Б) капитал, который занимается финансированием специальных венчуров; В) специально созданы подразделы внутри корпорации, которым выделяются деньги на инновационные проекты; Г) разновидность прямого инвестирования, в котором предпринимательский доход заменен доходом учредительным.
7. Японская модель инновационного процесса предусматривает А) уровень государственной поддержки сравнительно небольшой. Государство практически не использует прямое финансирование, а лишь обеспечивает организаторскую и информационную поддержку;
Б) начинает развиваться малое инновационное предпринимательство. Основным субъектом инноваций является большой бизнес; В) развитие инновационного предпринимательства, которое охватывает малый и средний бизнес, осуществляет разработку и доведение инноваций к практическому использованию; Г) правильного ответа нет.
8. Что принадлежит к особенностям участия развитых стран мира в международном инновационном процессе? А) страны накопили мощный научно-исследовательский, научно-технический и образовательный потенциал в результате чего развитые страны занимают передовые позиции во всех отраслях науки; Б) высокие социальные стандарты, достигнутые в этих странах, а также высокая стоимость материально-технической базы вместе с большой фискальной нагрузкой обусловили перенесение НДДКР в страны, что развиваются (Китай, Индия, Южная Корея); В) практически для всех развитых стран характерно старение исследователей и низкий приток молодежи в сферу НДДКР, поэтому почти все развитые страны имеют программы привлечения исследователей из-за границы; Г) все ответы верны.
9. На какие группы делятся страны-аутсайдеры в зависимости от уровня НТП в них? А) контуры глобального инновационного пространства, страны, что развиваются та страны с переходной экономикой; Б) развитые, что развиваются и индустриальные; В) высокотехнологические, низкотехнологические; Г) развитые.
10. В какой группе стран более глубоко» проявляется модификация социального состава общества, происходит трансформация политической, общественной и институционной организации? А) страны-аутсайдеры; Б) страны-лидеры; В) страны, что развиваются; Г) страны с переходной экономикой.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |