Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Стратегии экономического и инновационного развития стран в условиях глобализации. Национальная инновационная система




Формирование национальной инновационной системы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ модуль ІІ.

 

Аннотация:

Тема посвящена изучению стратегии экономического развития стран в условиях глобализации и стратегий инновационного развития стран. Рассмотрены концепции НТП стран в условиях глобализации. Определены понятия, основные элементы и особенности функционирования национальной инновационной системы в условиях глобализации

 

Учебные задания:

1. Охарактеризуйте стратегию как базовый элемент инновационно-экономического развития.

2. Охарактеризуйте уровень научно-технического развития стран.

3. Рассмотреть сущность концепций научно-технического развития.

4. Стратегии экономического развития стран в условиях глобализации.

5. Понятия и основные элементы национальной инновационной системы.

6. Особенности функционирования национальной инновационной системы в условиях глобализации.

 

Формы контроля:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Решение ситуационных упражнений.

3. Защита индивидуального задания.

 

Основные понятия и определения:

Стратегия сохранения – экономическое развитие на основе сохранения существующего состояния и уклада национальной экономики. В действиях власти преобладают консерватизм, что обусловлено либо неспособностью, либо нежеланием проводить реформы. В результате происходит деградация экономики, и главное, производства. Возникает социальная напряженность, связанная с ростом безработицы.

Стратегия внутреннеориентированного развития (стратегия защиты) предусматривает экономическое развитие на основе защиты внутренних производителей на внутреннем и внешнем конкурентном пространстве. Реализуется концепция закрытой, самодостаточной экономики.

Стратегия внешнеориентированного развития (стратегия конкуренции) предполагает экономическое развитие, основанное на создании конкурентоспособной рыночной экономики открытого типа.

Мировой опыт позволяет выделить такие модели стратеги инновационного развития:

· модель стратегии «переноса» («использования») – использование зарубежного научно-технического и инновационного потенциала в национальной экономике посредствам закупки патентов и лицензий на новые технологии, освоения новых видов продукции на основе закупленных технологий. Инновации с опозданием (от их первого появления) переносятся в национальную экономику. Постепенно создается собственный научно-технический и инновационно-промышленный потенциал, воссоздается замкнутый инновационно-производственный цикл от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции (страны бывшего СССР на начальных этапах независимости);

· модель стратегии «заимствования» – основывается на использовании собственных более дешевых природных и человеческих ресурсов, научно-технического потенциала для производства наукоемкой продукции, ранее зародившейся в развитых странах. В последствии формируется собственный научно-технический и инновационно-производственный потенциал, воссоздается замкнутый инновационно-производственный цикл, обеспечивается дальнейшая активизация инновационной деятельности. Важным условием реализации данной модели выступает сочетание корпоративной и государственной форм собственности (Китай и ряд стран Юго-Восточной Азии);

· модель стратегии «наращивания» – используется и наращивается собственный, а также привлекается зарубежный научно-технический и инновационно-производственный потенциал, человеческие ресурсы для расширенного выпуска наукоемкой продукции. Стимулируется государством национальный инновационный процесс, высокие технологии широко внедряются в производство и социальную сферу (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония).

Концепция догоняющего развития соответствует стратегии заимствования и использования. Страна всегда следует за теми странами, которые на данном историческом периоде лидируют в области НТП.

Концепция опережающего развития – при использования данной концепции страна ориентируется на достижении и удержании позиции по сравнению с ведущими странами.

Концепция экзогенного (внешнего) НТП: предполагает получение новых знаний и разработку из внешних источников со всеми преимуществами и недостатками.

Концепция эндогенного (внутреннего) НТП: предполагает генерацию новых знаний за сет внутренний источников.

Национальная инновационная система – совокупность институтов, участвующих в разработке и диффузии новых технологий и образующих структуру, в рамках которой государство формирует и реализует политику, воздействующую на инновационный процесс.

Задание для самостоятельной работы:

1. Вопрос для самостоятельного изучения:

1. Концепции НТП стран в условиях глобализации.

2. Опыт стран-лидеров в реализации стратегий развития.

Источники: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11].

2. Сделайте обзор периодической литературы за темами:

1. Стратегии экономического развития США и Японии после 2 мировой войны.

2. Стратегия экономического развития Южной Кореи, Индии, Китая.

3. Стратегия развития стран с переходной экономикой.

 

Тесты:

1. Стратегия - это

А) план развития чего-либо, что ориентирован на долгосрочную перспективу и рассматривает весь жизненный цикл объекта (по отношению к стране учитывается только длительная перспектива);

Б) «линия» действий по решению определенной проблемы в течение длительного периода;

В) экономическая политика, направленная на достижение стабильного, прогрессивного экономического развития в долгосрочном периоде;

Г) все ответы верны.

 

2. Экономическое развитие на основе сохранения существующего состояния и уклада национальной экономики предусматривает

А) стратегия внутреннеориентированного развития;

Б) стратегия защиты;

В) стратегия сохранения;

Г) стратегия конкуренции.

 

3. Стратегия внешнеориентированного развития предусматривает

А) экономическое развитие, основанное на создании конкурентоспособной рыночной экономики открытого типа;

Б) экономическое развитие на основе защиты внутренних производителей на внутреннем и внешнем конкурентном пространстве;

В) экономическое развитие на основе сохранения существующего состояния и уклада национальной экономики;

Г) правильного ответа нет.

 

4. Обеспечение как можно более быстрого развития технических отраслей промышленности, обеспечение стабильного экономического развития соответственно избранной стратегии, обеспечение как можно высокого уровня национальной конкурентоспособности - это

А) цели стратегий;

Б) принципы стратегий;

В) особенности стратегий;

Г) задание стратегий.

 

5. Какие условия применения стратегии «заимствования»?

А) кризисное состояние экономики, низкое развитию инновационной среды, слабая мотивация и восприимчивость к инновациям, некоммерческая ориентация НИК и ін;

Б) значительный уровень развития НЕС, НИС и втк, интриговать инновационную среду и общественное производство, социально-экономические предпосылки и т.п.;

В) низкий уровень развития научно-исследовательского потенциала и втк, кризисное состояние научного сектора, формирование новых секторов экономики и т. п.;

Г) правильного ответа нет.

 

6. Виды стратегий инновационного развития:

А) стратегия «перенесения», стратегия «заимствования», стратегия

«наращивание», стратегия «обмена»;

Б) стратегия «заимствования», стратегия «наращивания», стратегия «обмена»;

В) стратегия «перенесения», стратегия «заимствования», стратегия

«наращивание»;

Г) стратегия «перенесения», стратегия «Заимствования», стратегия «обмена».

 

7. 1-я группа концепций НТП

А) объясняет то, как страна опережает или догоняет другие страны, потому что она выстраивает свою позицию по сравнению с другими государствами;

Б) решает вопрос - какие источники новых знаний внешней и внутренний среды преобладают в НТП этой страны?;

В) предусматривает генерацию новых знаний за счет внутренних источников;

Г) предусматривает получение новых знаний и разработку из внешних источников со всеми преимуществами и недостатками.

 

8. Концепция опережающего развития предусматривает

А) получение новых знаний и разработку из внешних источников со всеми преимуществами и недостатками;

Б) генерацию новых знаний за счет внутренних источников;

В) ориентацию на достижение и содержание позиций в сравнении с ведущими странами;

Г) правильного ответа нет.

 

9. 2-я группа концепций НТП подразделяется на

А) концепцию догоняющего развития, концепцию опережающего развития;

Б) концепцию экзогенного (внешнего) НТП, концепция эндогенного (внутреннего) НТП;

В) концепцию международного развития, концепцию национального развития;

Г) концепцию регионального развития, концепцию национального развития.

 

10. Под НОС, в общем виде, понимают

А) генерацию новых знаний за счет внутренний источников;

Б) получение новых знаний и разработку из внешних источников со всеми преимуществами и недостатками;

В) совокупность институтов, что обеспечивают протекание инновационных процессов в масштабах национальных границ;

Г) организацию взаимодействия участников инновационного процесса с минимальными трансакционными издержками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.