Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прищеп Н. И. Практикум по экологии. Брянск. Изд-во 2012. – 129 с




П-77

Брянск 2012

УДК 577.4;

ББК 20.1

Рецензенты:

Андросов Г.К. - д.б.н., профессор, зав. кафедрой экологии Брянской госсельхоз академии

Огуреева Г.Н. - д.г.н., профессор кафедры биогеографии географического факультета Московского государственного университета

 

Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.

Пособие содержит темы, сгруппированные в соответствии с образовательным стандартом. Каждая из представленных тем включает внеаудиторную (самостоятельную работу) и аудиторную работу студентов, а также методические указания к ней. По каждой из приведенных тем, даны тесты для проверки уровня знаний, указаны темы для индивидуальной работы студентов, приведены вопросы для подготовки к зачетному занятию. В пособие включена справочно-терминологическая информация, которой оперирует экология и справочный материал, который используется студентами при выполнении практических заданий.

Преподавателям, студентам вузов, учителям экологии, биологии, естествознания, а также всем тем, кто интересуется проблемами экологии.

 

 

© Н.И.Прищеп, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Экология как наука начала активно формироваться в 70-80 годы прошлого столетия. Термин «экология» введен в обращения Э. Геккелем. В вышедшем в свет в 1866 г. труде «Всеобщая морфология организмов» он называл экологией «общую науку об отношениях организмов со средой обитания». К сфере экологии Э. Геккель относил» крайне сложные и запутанные явления, которые определяются отношениями организмов к окружающей среде, к неорганическим и органическим условиям жизни; это так называемая «экономия природы», взаимоотношения между всеми организмами, которые живут совместно на одном и том же месте».

Сегодня известно более 100 определений экологии как науки. Все их разнообразие можно свести к трем основным группам: 1) отношения организма и среды (классическая экология); 2) отношения биосистем (популяция, биоценозов, экосистем) и среды; 3 отношения систем разного рода (био-,эко, техно, соцсистем идр.) и среды. Последнее определение охватывает многочисленное разнообразие направлений в современной экологии.

Изложенное выше указывает на то, что наблюдается определенный разброс мнений во взглядах на экологию. В значительной мере это мешает дать четкое и ясное определение этой науки. До настоящего времени общепринятого устоявшегося определения термина «экология» нет.

По проблемам экологии в настоящее время издано достаточно большое количество учебников. Однако учебная литература необходимая для проведения практических занятий студентов непрофильных специальностей вузов фактически отсутствует, что в известной мере мешает организации полноценного учебного процесса и снижает его эффективность. Задача настоящего учебного пособия состоит в том, чтобы восполнить имеющий пробел, положить начало в создании единой системы учебников для проведения практических занятий по курсу «Экология» для студентов высших учебных заведений по специальностям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Журналистика», «Товароведенье и экспертиза товаров», а также специальностям в области образования и педагогики- «Технология и предпринимательство», «Профессиональное обучение», тем более что в Государственном образовательном стандарте этих специальностей предусмотрена эта дисциплина.

Тематика практических занятий составлена в соответствии с образовательным стандартом и раскрывает наиболее значимые вопросы общей или классической экологии, экологии человека и социальной, прикладной экологии. К каждой из 10 тем дается перечень практических заданий и тесты. Для освоения обучающимися тестовых заданий составлен объемный информационно- справочный материал. Список литературы, представленный в каждой теме позволяет студентам легко ориентироваться в подготовке к теоретической части занятия.

Для выполнения практической части занятия в приложении представлен справочный материал по здоровью человека, загрязнению окружающей среды, охране природы, международному сотрудничеству в сфере природопользования и охраны окружающей среды и некоторым другим вопросам экологии.

Подготовка к практическим занятиям даст возможность студентам небиологических специальностей в доступной форме при максимально возможном сохранении научного уровня познать основные задачи современной экологии.

Цель учебной дисциплины: овладение обучаемыми основами экологии, умениями применять их в будущей практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

–основные понятия экологии;

–законы и принципы экологии и рационального природопользования;

–характеристику основных природных ресурсов и меры по их рациональному использованию и охране;

–основы экологии человека и социальной экологии;

–причины экологического кризиса и пути выхода из него;

–параметры, характеризующие качество окружающей среды;

–взаимосвязи между проходящими на земле процессами;

–международное сотрудничество в сфере экологии и экологические проблемы глобализации;

–стратегию устойчивого развития;

–экономический механизм природопользования;

–экологическое законодательство; понятие экологического правонарушения и виды ответственности за него.

Подготовка к практическому занятию является процессом творческим и индивидуальным. Однако имеет смысл обратить на ряд принципиальных моментов:

1. Необходимо четкое знание содержания основных понятий, рассматриваемых на практических занятиях, умение формулировать их отличительные признаки и оперировать ими в реальной жизни;

2. Понимание связей и взаимосвязей между этими понятиями;

3. Выявление последствий воздействия факторов среды на отношения, которые складываются в экосистеме.

4. В подготовке логических схем, относящихся к теме занятия;

5. В решении задач, проблемных ситуаций по заданию преподавателя с учетом специфики будущей специальности студентов.

6. В конспектировании материалов по заданию преподавателя;

7. В подготовке к собеседованию по вопросам, обозначенным к теме занятия.

8. В выполнении индивидуальной работы (по согласованию с преподавателем).

При подготовке к практическим занятиям студенты обязаны изучить материал лекций, учебную и научную литературу по проблемам, выносимым на обсуждение. На занятиях студенты должны выступать с докладами, вопросы для которых даны в учебно-методических разработках. Время для выступления с докладами не превышает 10 минут. По итогам каждого занятия проводится тестирование студентов. Тест может быть с несколькими правильными ответами.

В ходе изучения дисциплины студенты, под руководством преподавателя, могут выполнять индивидуальную работу по экологическим проблемам места жительства студента, общим проблемам экологии, экологическим проблемам, поднимаемым в российской и зарубежной литературе, подготовить алгоритм взаимоотношений в экосистеме.

Содержание практических занятий

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.