Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Численность некоторых видов животных в заповеднике « Брянский лес» и лесном фонде




В круговороте веществ

Роль различных групп организмов

Методические указания к теме практического занятия

ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ

Задачи занятия: сформировать у студентов знания о биосфере и ее основных компонентах, об эволюции планеты Земля и роли живого вещества в ее формировании; о непрерывности развития биосферы; о роли человека в этом процессе; о вещественно - энергетических связях в экосистемах и биосфере; о многократности использования заключенного в ней вещества; о пирамидах питания, о количественных изменениях энергии переносимой по пищевой цепи.

I. Внеаудиторная работа студентов

1. Знать содержание и уметь пользоваться следующими терминами: биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, тропосфера, живое вещество, косное вещество, биокосное вещество, пирамида питания, трофические уровни, пищевые цепи, консументы, редуценты, биогеохимические циклы, природный объект, природный ресурс, биологические ресурсы, генетические ресурсы, генетический материал, биологическое разнообразие, биотические факторы, абиотические факторы.

2. Схематически изложить связь организмов, круговорот биогенных веществ и энергии в экосистемах.

3. Заполните таблицу. Обоснуйте необходимость сохранения разнообразия живого мира.

Таблица 2.1

Группы организмов Значение в круговороте веществ
Бактерии  
Грибы  
Растения (включая водоросли)  
Животные  

4. Проанализируйте содержание таблицы 2.2. Сопоставьте плотность животных на 1 км2 в заповеднике «Брянский лес» (12,2 тыс. га) и в лесном фонде Брянской области – 728,5 тыс. га. Сделайте вывод, во сколько раз отличается плотность отдельных видов животных в заповеднике и лесном фонде. Отметьте, какую роль играют особо охраняемые территории в сохранении животного мира. Проанализируйте данные приложений 25-27 и сделайте вывод о сохранности среды обитания животного и растительного мира.

Примечание: 1 км2=100 га.

 

5. Подготовиться к занятию по вопросам, выносимым для обсуждения.

 

Таблица 2.2

По данным Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Брянской области.

(

Животные Численность особей
     
заповедник лесной фонд заповедник лесной фонд заповедник лесной фонд
Лось            
Кабан            
Олень европейский            
Косуля            
Заяц            
Белка            
Горностай          

Источник: Доклады «О состоянии окружающей природной среды

Брянской области в 1998, 2002, 2003 году».

 

При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить отличие понятия «биосфера», предложенного австрийским ученым Эдуардом Зюссом, от понятия, используемого Владимиром Ивановичем Вернадским. Дать анализ основных положений учения Вернадского о биосфере. Обосновать границы биосферы в пределах атмосферы, литосферы, гидросферы. Показать соотношение биосферы и географической оболочки Земли. Раскрывая продуктивность биосферы, указывается значение разных континентов в общую первичную продукцию суши Мирового океана. Критерии деградации биосферы. Ответ на вопрос об эволюции биосферы должен включать следующие ее этапы:

1. Добиотическая (образование планеты и ее атмосферы, возникновение абиотического круговорота веществ, образование органических соединений, возникновение круговорота органических соединений);

2. Биотическая эволюция (возникновение жизни, развитие фотосинтеза и обусловленное им изменение среды (увеличение биологического разнообразия, появление человека)).

Раскрыть главные закономерности эволюции органического мира (микроэволюция и макроэволюция).

Для ответа по второму вопросу необходимо изучить основные свойства и функции живого вещества: энергетическую, разрушительную (деструктивную), накопительную, средообразующую, газовую, транспортную, концентрационную, окислительно-восстановительную и информационную. Изложение материала о функциях живого вещества осуществляется с использованием конкретных примеров. Показать, как функции живого вещества обеспечивают механизм устойчивого функционирования биосферы.

При подготовке к третьему вопросу необходимо выявить взаимосвязи организмов, взаимоотношения, выгодные для организмов (симбиоз), взаимоотношения, которые положительны для одного вида и отрицательны для другого (хищничество и паразитизм), взаимоотношения, невыгодные обоим партнерам (конкуренция) и др. Раскрыть значение хищничества как экологического явления, биологическое и экологическое значение межвидовой конкуренции, роль паразитов в распространении инфекционных заболеваний.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо раскрыть содержание трех основных типов экологических пирамид (пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида продукции или энергии), характер питания в экосистемах. Раскрыть содержание циклов основных биогенных элементов и поток энергии в биосфере. На основании знаний трофических связей в природе показать, чем отличается «производство» биосферы от производства человеческого общества.

 

II. Аудиторная работа студентов

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие биосфера. Структура и граница биосферы. Продуктивность и устойчивость биосферы. Эволюция биосферы.

2. Живое вещество биосферы его свойства и функции.

3. Связи организмов в экосистемах.

4. Понятие пирамиды питания. Круговорот биогенных веществ. Поток энергии в экосистемах.

ТЕСТ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

№ теста Содержание теста
  Закончите определение. Биосфера – это 1)оболочка земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда – либо существовали и взаимодействовали) живые существа; 2)оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы; 3) оболочка Земли, в которой существует человечество..
 
 
 
 

Отметьте границы биосферы (км):

а) 20-25; б) 8-10; в) 30-35; г) 11; д) 12;

е) 13; ж) 0,2; з) 0,002; и) 2.

  Чтобы выжить, человечество должно понимать, что биосфера формирует такие условия его жизни, как: 1)чистая вода, плодородная почва, пригодная для дыхания атмосфера; 2)плодородная почва, магнитное поле Земли, кислород атмосферы; 3)чистая вода, магнитное поле Земли, сила тяготения.
  Азотфиксирующие бактерии относятся: 1)к продуцентам; 2)к консументам первого порядка; 3)к консументам второго порядка; 4)к редуцентам.
  Биологический круговорот является функцией: 1)сообщества потребителей и разрушителей органических веществ; 2)сообщества производителей и разрушителей органических веществ; 3)сообщества продуцентов, консументов.
  Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое – либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется: 1)протокооперацией; 2)паразитизмом; 3)комменсализмом; 4)аменсализмом.
  Разнообразие почвенных организмов подтверждает идею о том, что почва является: 1)косным телом; 2)биокосным телом; 3)биологическим организмом.
  Продуценты, консументы и редуценты взаимодействуют в экосистеме. Продуцентами в экосистеме не могут быть: 1)растения и водоросли; 2)животные и грибы; 3)водоросли и некоторые бактерии.
  Энергия солнечного света может быть преобразована в энергию химических веществ: 1)продуцентами; 2)редуцентами; 3)консументами.

 

10 В загрязненной экологической среде вредные вещества достигают наибольшей концентрации в организмах: 1) растений; 2) травоядных животных; 3)хищников; 4) насекомых опылителей.  
11 Какова роль редуцентов в экосистемах?Выберите правильный ответ: 1)уничтожают организмы; 2)обеспечивают продуцентов минеральным питанием, тем самым поддерживают круговорот элементов; 3)обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды; 4)поставляют в экосистему органические вещества и энергию; 5)трансформируют вещество из одного состояния в другое.
  Во Вселенной и в живом веществе биосферы в наибольшем количестве присутствуют: 1)водород, углерод, цинк, кальций; 2)углерод, азот, кальций, калий; 3)водород, углерод, азот, кислород.
  Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью? 1)заброшенная лесная дорога; 2)лесное пожарище; 3)заброшенная пашня; 4)недействующий угольный карьер.
  Отложение бокситов и железной руды является результатом функции живого вещества 1)газовой; 2)окислительно-восстановительной; 3)миграционной; 4)биохимической.
  Функции гетеротрофов в биосфере заключаются в процессе: 1)преобразования сложных молекул в более простые и поступление последних в воздух; 2)преобразования сложных молекул органических веществ в молекулы более простого состава и поступление продуктов разложения в почву и воздух; 3)преобразования простых молекул в более сложные; 4)поступления в почву и воздух минеральных веществ – продуктов разложения.
  Если живое вещество биосферы будет однородным, биосфера быстро исчезнет из-за: 1)выделение ядовитых отходов и отравления ими; 2)расселение и сокращения территории питания; 3)быстрого размножения и отравления собственными отходами; 4)быстрого исчезновения необходимых веществ и отравления собственными отходами.
  Из перечисленных названий организмов выберите: А) продуцентов, Б) консументов, В) редуцентов. 1) медведь; 2) бык; 3) дуб; 4) белка; 5) подосиновик; 6) шиповник; 7) скумбрия; 8) жаба; 9) ленточный червь; 10) гнилостные бактерии; 11) баобаб; 12) капуста; 13) кактус; 14) пеницилл; 15) дрожжи.
  Функции автотрофных организмов состоят в осуществлении таких процессов, как 1)поступление химических элементов из почвы, водных растворов и атмосферы, преобразование в сложные молекулы органических веществ с помощью энергии солнца; 2)поступление элементов из почвы, водных растворов и атмосферы с помощью энергии солнца; 3)поступление элементов из почвы, водных растворов и атмосферы и преобразование в молекулы иных веществ; 4)поступление водных растворов, преобразование в сложные молекулы органических веществ.
  Атмосфера, литосфера, гидросфера связаны и взаимодействуют между собой через: 1) почву; 2) вихри воздуха; 3) потоки воды; 4) биосферу.
  Выберите правильное утверждение. В состав биосферы входят: 1)растения и абиотическая среда; 2)животные и абиотическая среда; 3)только организмы; 4)организмы и абиотическая среда.
  Передача энергии в экосистеме происходит последовательно: 1)от редуцентов через продуценты к консументам; 2)от продуцента через консументы к редуцентам; 3)от консументов через редуценты к продуцентам.  
  Соотнесите указанные способы питания живых существ с названием каждой из трофических групп, дав ответ сочетанием буквы и цифры: а) получают все нужные химические элементы из веществ неживой материи; б) нуждаютсядля питания в органическом веществе, образованном другими организмами; в) обладают смешанным питанием; г)извлекают пищу из мертвого органического вещества, подвергая его деструкции. 1) миксотрофы; 2) автотрофы; 3) гетотрофы; 4) редуценты.
  Выберите правильные утверждения: 1)четыре миллиарда лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовала атмосфера, гидросфера и почва; 2)атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности; 3)энергия, заключенная в нефти, угле, торфе, – это связанная растениями энергия солнца; 4)почва представляет собой биокосное вещество потому, что состоит из минеральных компонентов, органических соединений и организмов; 5)биологический круговорот веществ в биосфере – основа для поддержания стабильных условий существования жизни и человечества; 6)роль живых существ в разрушении и выветривании горных пород незначительна; 7)озоновый экран возник на Земле благодаря жизнедеятельности растений; 8)почва появилась при выходе организмов на сушу.
  Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи: 1)лисица — землеройка — дождевой червь — листовой опад — растения; 2)листовой опад — дождевой червь — растения — землеройка — лисица; 3)растения — листовой опад — дождевой червь — землеройка — лисица; 4)растения — землеройка — дождевой червь — листовой опад — лисица.
  Какая пара организмов не может служить примером отношений типа «хищник - жертва»? 1)щука и карась; 2)лев и зебра; 3)пресноводная амеба и бактерия; 4)муравьиный лев и муравей; 5)шакал и гриф.
  Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи. Названия организмов можно использовать только один раз. 1) цапля; 2) ива; 3) тля; 4) амеба; 5) заяц – русак; 6) муравей; 7) водные бактерии; 8) кабан; 9) лягушка; 10) смородина; 11) росянка; 12) муравьиный лев; 13) комар; 14) тигр.    
  Потребляемые организмами продукты состоят из разнообразных химических элементов. Почему при высокой интенсивности использования этих элементов питания их ресурсы на Земле не исчерпываются? 1)химических элементов в природе неограниченное количество, и они всегда доступны организмам; 2)количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и достаточно поступают на Землю из Космоса; 3)количество доступных организмам химических элементов ограничено, но за счет существования биологического круговорота веществ они постоянно возобновляются; 4)количество доступных организмам химических элементов ограничено, но они постоянно и с высокой скоростью поступают на поверхность Земли из недр, превращаясь из недоступной организмам формы в доступную.
  Какие газы атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение? 1)кислород; 5) гелий; 6) аргон; 2)водород; 7) углекислый газ; 3)озон; 8) оксиды серы; 4)азот; 9) оксиды азота.
  Закончите утверждение А) вещество в биогенном круговороте используется: 1) многократно; 2) однократно. Б) энергия в биогенном круговороте используется: 1) многократно; 2) однократно.
  Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находится в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой(название организмов можно использовать только один раз). 1) пчела; 2) гриб подберезовик; 3) актиния; 4) дуб; 5) береза; 6) рак – отшельник; 7) осина; 8) сойка; 9) клевер; 10) гриб подосиновик; 11) липа; 12) клубеньковые азотфиксирующие бактерии.

Основная литература:

· Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. – М. Юнити, 1998. – с.115-119.

· Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Агар, 1999. – 424с.

· Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 312с.

· Изаков М.Н. Сумеем ли мы сохранить биосферу? // Экология и жизнь. – 1997. – №4. – с.34-43.

· Коробкин В.И, Передельский Л.В. Экология: Учебник для вузов. – Ростов н / Д. Феникс, 2003. – 576 с.

6.Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. Изд-во Инфо- М.2011.-299 с.

Дополнительная литература:

· Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Л.А.Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.

· Экологические очерки о природе и человеке. – М.: Прогресс, 1988. – с.128-176.

8. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио – де – Жанейро, 5 июня 1992 г.)

 

ТЕМА 3. Управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.