Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Томск 2011




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.И.Сечин

А. М. Плахов

Редактор А.В. Шаравин

Учебное пособие для

Практикум по экологии

Николай Иванович Прищеп

 

студентов высших учебных заведений

 

Подписано в печать 2005 г. Формат 60х84.

Печать офсетная. Бумага газетная.

Усл. 8.1 п.л.

 

 

 

 

 

 

Учебное пособие

 

 

 

В учебном пособии рассмотрены терминология дисциплины, правовые и социально–экономические, организационные положения в области техносферной безопасности; опасные и вредные факторы среды обитания, их воздействие на человека; основы физиологии труда и нормативные требования к условиям жизнедеятельности; методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем, средства защиты от их воздействия на человека и природную среду в штатных и чрезвычайных ситуациях.

Пособие подготовлено на кафедре «Экология и безопасность жизнедеятельности» для студентов ТПУ всех форм обучения, осваивающих

ООП в области технических наук (ИФВТ, ИК, ИПР, ИНК, ФТИ, ЭНИН, ИИП).

 

 

© Томский политехнический университет

Предисловие (модуль №1, первая лекция)

Природная среда – биосфера – всё интенсивнее преобразуется человеком в его интересах и превращается в техносферу. Трудности человечества заключаются в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Печально, что зачастую многие нововведения были не всегда обдуманными и не сопровождались анализом последствий. Вот почему в настоящее время требования безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Хотелось бы, чтобы ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не мог быть реализован.

Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, целью которой является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения.

Cуть учения о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере обусловлена наличием непрерывного воздействия на него внешних массовых, энергетических и информационных потоков, часть из которых может иметь уровни, превышающие допустимые значения. Такие потоки оказывают негативное воздействие на человека и образуют в техносфере опасные зоны.

Формирование техносферы комфортного качества возможно на основе предварительного анализа опасностей и соответствующего конструирования промышленных зон, ограничения потоков от источников и применения средств защиты. Для решения этих человекозащитных задач каждый специалист должен знать не только круг реальных опасностей окружающего нас мира, но и средства защиты от них.

Деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве и в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности он подвергается наибольшей опасности. Анализ производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них. При этом человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной возникновения опасностей. Вот почему изучение опасностей трудовой деятельности, причин их возникновения, методов и средств защиты должно являться одним из основных элементов профессиональной подготовки специалистов различного уровня.

При формировании содержания пособия автор придерживался следующих методических принципов:

– все проблемы возникают в системе «человек-производство-среда», поэтому для их разрешения необходимо изучить все звенья этой системы как источника опасности;

– уметь идентифицировать вредные и опасные факторы, формирующиеся в звеньях этой системы;

– получить навыки анализа и применения в выпускных квалификационных проектах и работах изученных методов и средств защиты от выявленных негативных значений факторов окружающей производственной среды.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) включает следующие темы: теоретические основы БЖД в системе «человек–производство–окружающая среда», правовые и организационные основы, анатомо-физиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов, их идентификацию, вопросы производственной санитарии и техники безопасности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата и специалитета).

Данное учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных и экономических специальностей и направлений ТПУ. Оно не является альтернативным имеющимся учебникам по курсу «Безопасность жизнедеятельности», но во многом облегчит студенту достижение образовательной цели – освоение знаний и успешной сдаче экзамена.

Приводится список опубликованной литературы по рассматриваемой тематике. Пособие основано на системе действующих государственных нормативных актов в области производственной безопасности, утверждённых органами законодательной власти на конец 2011 г.

В настоящее время в компетенцию бакалавра должны входить:

- знания основ культуры безопасности;

- знания комплекса опасностей, действующих на человека в сфере профессиональной деятельности и быту, а также окружающую среду;

- умение прогнозировать опасности технических средств и технологических процессов;

- умение минимизировать опасности до нормальных значений за счёт применения рациональных средств и методов защиты;

- умение проведения предупреждающих действий в отношении загрязнения окружающей среды и владения средствами биозащитной техники;

- умение грамотно относиться и правильно поступать в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.