Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление охраной труда (Третья лекция)




Чтобы законодательство эффективно действовало, оно должно быть обеспечено соответствующей управленческой структурой. Схема

управления БЖД представлена на рисунке 1.3.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществления отдельных функций нормативного правового регулирования, имеющие специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.

Управление безопасностью труда осуществляется управляющими органами нескольких уровней: федеральным, отраслевым, региональным, предприятий.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» управление охраной труда осуществляется органами исполнительной изаконодательной власти, а также Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Непосредственные функции по управлению охраной труда в РФ осуществляет Федеральное агентство по социально-трудовым отношениям. Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации.

Местная администрация в соответствии с Федеральным законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшим органом управления безопасностью труда является служба охраны труда предприятия, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, определенных законодательными и нормативными правовыми актами, и организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.

Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:

· учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

· оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

· организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда и контроль за их проведением;

· проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

· участие в работе комиссий по приёмке в эксплуатацию законченных или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

· согласование разрабатываемой в организации проектной конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

· разработка совместно с другими подразделениями планов программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

· участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

· оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

· организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками;

· участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

· составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

· разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

· организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

· составление (приучастии руководителей подразделений) перечнейпрофессий и видовработ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

· оказание методической помощируководителям подразделений приразработке и пересмотре инструкцийпо охране труда, стандартоворганизации Системыстандартов безопасности труда (ССБТ);

· обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), нагляднымипособиями и учебными материалами по охране труда;

· организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью работников до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняет бюро охраны труда с штатной численностью от 6 единиц и более.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

Федеральная инспекция труда РФ является основным органом государственного надзора и контроля. В её подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции.

Система Федеральной инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях, независимо от форм собственности.

Федеральный технический надзор России (Ростехнадзор)осуществляет надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, сосудов под давлением, а также за безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых и установок с источниками ионизирующих излучений других опасных и особо опасных работ.

Государственный санитарный и эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор)осуществляет надзор за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями гигиенических и санитарных норм и правил.

Государственный энергетический надзор России (Госэнергонадзор)осуществляет надзор за правильностью устройства и безопасностью эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Пожарный надзор России (Роспожнадзор)осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Имеется ряд других органов надзора и инспекций более узкоспециализированных направлений, например ГИБДД.

Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку. Представители указанных органов имеют право:

· беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

· на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

· выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания и налагать на них штрафы в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях;

· приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников, до ее устранения.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ; определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, гарантии и компенсации; осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) – инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологические процессы, средства коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

Важную роль в реализации природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Различают две категории органов управления в области охраны природной среды: общей и специальной компетенции (рисунок).

К государственным органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции. Органы общей компетенции:

- определяют основные направления государственной природоохранной политики, утверждают экологические программы, устанавливают правовые основы и нормы;

- планируют и финансируют экологические программы, координируют природоохранную деятельность;

- занимаются учётом и оценкой природных ресурсов, прогнозом сос-тояния окружающей среды, ведением кадастра природных ресурсов, осуществлением мониторинга окружающей среды;

- утверждают нормативы вредных воздействий, платежи за исполь-зование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов;

- организуют государственный экологический контроль, государ-ственную экологическую экспертизу, принимают решение об огра-ничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств, привлекают к административной и уголовной ответственности за экологические приступления;

- организуют заповедное дело, охрану памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование;

- участвуют в международном сотрудничестве.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции.

Государственные специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды по объёму и характеру своей компетенции подразделяются на следующие виды:

1) комплексные - выполняют все задачи или какой-либо блок природоохранных задач;

1) отраслевые - сосредотачивают внимание на охране и использовании отдельных природных объектов;

2) функциональные - выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Рассмотрим функции некоторых специальных органов управления – по различным видам.

Головным и комплексным органом системы специально упол-номоченных органов в объекте ООПС стало Министерство природных ресурсов РФ, включающее в себя прежние Государственные комитеты РФ по охране окружающей среды, геологии и недропользованию, водному хозяйству и федеральную службу лесного хозяйства РФ.

На Министерство природных ресурсов возложено решение следующих задач:

1) координация мероприятий по охране природных объектов, выпол-няемых специально уполномоченными органами, а также всеми другими министерствами и ведомствами, связанными с использованием природных ресурсов и воздействием на природную среду;

2) регулирование природопользования, т.е. утверждение норм и правил использования природных ресурсов, правил ведения хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду;

3) руководство и организация контрольно-инспекционной деятельности: оценка загрязнённости атмосферного воздуха; проведение государственной экологической экспертизы; ведение единой государственной системы экологического мониторинга;

4) разрешительная деятельность - выдача разрешений на выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение и т.д.; определение нормативов, лимитов, условий природопользования, а также нормативов качества окружающей природной среды;

5) обеспечение своевременной и правдивой информации о состоянии окружающей среды и её изменениях под воздействием хозяйственного развития (публикация ежегодных докладов о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов России);

6) руководство охраной природно-заповедного фонда;

7) организация экологического образования и воспитания;

8) участие в развитии международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Свои полномочия Министерство природных ресурсов осуществляет через систему территориальных органов в субъектах Российской Федерации.

Федеральная служба земельного кадастра РФ осуществляет учёт земель, ведение государственного земельного кадастра, регулирование предоставления и изъятия земель, государственный контроль за охраной и использованием земель, руководство землеустроительной службой. Свои функции данная служба осуществляет через территориальные органы в краях, областях, районах.

Государственный таможенный комитет в числе других задач, обусловленных его статусом, выполняет природоохранные функции путём принятия мер по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, животных и растений, занесённых в Красную книгу, а также незаконным ввозом и вывозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

Президент России 6 мая 1993 г. подписал Указ № 643 «О гражданской обороне». В нём говорится, что общее руководство ГО в РФ возлагается на Председателя Правительства, который по должности является Начальником гражданской обороны России: Министр РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) – его первый заместитель.

Руководство ГО в субъектах федерации (республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах), министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от формы собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти (министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий).

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками ГО. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах. Основными принципами организации и ведения ГО являются:

1. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. ГО организуется на территории РФ по территориально – производственному принципу.

2. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях, начиная с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краёв и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно – территориальному делению. Их руководящие органы на местах – комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней являются штабы по делам ГОЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах, межотраслевых государственных консорциумах, корпорациях, концернах и ассоциациях в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

Российская система чрезвычайных ситуаций имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Эти уровни необходимы для управления войсками ГОЧС, формированиями организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.

У начальников ГОЧС объектов рабочим аппаратом должны стать штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобождёнными от своих основных обязанностей. Их численность определяют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.

Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются: организация и обеспечение непрерывного управления ГОЧС при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения и прилегающих населённых пунктов о возникновении ЧС; разработка плана ГО; осуществление мероприятий по защите трудового коллектива; обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих; поддержание постоянной готовности сил и средств для применения в ЧС.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГОЧС, подготовки сил и средств, управления ими при АСДНР создаются службы: связи и оповещения, охраны общественного порядка, противопожарная, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, медицинская, противорадиационной и противохимической защиты, автотранспортная, материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятия и наличия структурных подразделений для их организации.

1.5. Ответственность за нарушение требований
по безопасности труда (Четвёртая лекция)

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и правовых нормативных актов по безопасности труда определена в ТК, а также Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном Кодексе.

За нарушения в области БЖД работодатель и должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускаются нарушения правил и норм по охране труда, которые не влекут за собой тяжелых последствий и не могли бы их повлечь. Дисциплинарная ответственность выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Правом налагать штраф обладают руководители государственных инспекций труда (до 100 минимальных размеров оплаты труда), государственные инспекторы по охране труда (до 50 минимальных размеров оплаты труда), органы надзора и контроля. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда.

Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования определенную денежную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.

Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц, предусмотрена также ответственность предприятия (учреждения, организации). За невыполнение требований законодательства в области БЖД и предписаний государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством РФ и субъектов в составе РФ.

Уголовная ответственность возникает, если нарушения норм и правил могли или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Уголовную ответственность несут лишь те виновные должностные лица, на которых, в силу их служебного положения или по специальному распоряжению, возложена обязанность по обеспечению безопасных и здоровых условий жизнедеятельности на соответствующих участках. Виновные могут наказываться лишением свободы на срок до 1 года, исправительными работами на тот же срок, штрафом до 500 минимальных размеров оплаты труда, увольнением с должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.