Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности подготовки материалов для проведения экспертизы цифрового письма




Особенности подготовки образцов почерка при исследовании рукописей, исполненных специальными шрифтами и с подражанием печатному шрифту

Особенности подготовки сравнительного материала при назначении экспертизы подписей

При подготовке образцов для проведения почерковедческой экс­пертизы подписей следует иметь в виду, что у человека могут быть выработаны различные варианты подписей при исполнении разного рода документов. Наиболее часто встречаются полный и краткий варианты подписи. Применение того или иного варианта зависит от рода документа, физического и психического состояния исполните­ля, числа подписей, исполняемых подряд на большом количестве документов, условий исполнения, размера графы для подписи в том или ином документе и т.д. Поэтому как свободные, так и экспери­ментальные образцы подписи должны быть представлены в воз­можно большем количестве и на разных документах.

Если исследованию подлежит подпись за другое реально существующее лицо, то представляются образцы подписи обоих лиц (от имени которого исполнена подпись и предполагаемого исполнителя). Дополнительно у предполагаемого исполнителя отбирают образцы почерка с обязательным воспроизведением фамилии лица, от имени которого исполнена подпись. Экспериментальные образцы подписи должны исполняться на отдельных листах и в несколько приемов, с разрывом во времени, чтобы избежать подражания, намеренного искажения, срисовывания и т.д.

При исследовании рукописей, исполненных специальными шрифтами и с подражанием печатному шрифту необходимо направлять на исследование образцы, исполненные как скорописью, так и шрифтом, которым исполнены исследуемые документы. Экспериментальные образцы «печатного» почерка исполняют под диктовку и самостоятельно в количестве не менее 5-10 страниц. Образцы, исполненные скорописью, должны содержать те же слова и сочетания букв, в которых в исследуемом документе проявились элементы скорописи.

Образцы цифрового письма должны содержать все имеющиеся в исследуемом документе цифры, выполненные как отдельно, так и в имеющихся в исследуемом документе сочетаниях. В качестве свободных образцов могут быть представлены различные ведо­мости, счета, накладные, чеки, желательно - с соблюдением оди­наковости материалов письма в исследуемом документе и в об­разцах. Экспериментальные образцы цифрового письма испол­няются в объеме 5-10 страниц с повторением имеющихся в исследуемом документе сочетаний цифр, дробных показателей, слов-спутников цифр (тонна, кг, метр и т.д.).

Примерный перечень вопросов следователя при назначении почерковедческой экспертизы:

1. При решении идентификационных задач:

- Исполнен ли текст расписки от... (дата) на сумму... (сумма) конкретным лицом (указывают, кем именно)?

- Кем именно, (перечисляют подозреваемых) или иным лицом
исполнен текст письма, начинающийся словами «...» и заканчивающийся словами«...»?,

- Кем, (указывают конкретное лицо), или иным лицом исполнена подпись от его имени в завещании от... (дата)?

- Одним или разными лицами исполнены рукописные тексты двух писем, соответственно начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...» и начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...»?

- Одним или разными лицами исполнены основной текст расписки от (дата) и заключительная запись «...»?

- Одним или несколькими лицами исполнены подписи от имени вымышленного лица, расположенные в графах 2-5 ведомости на получение денежного содержания от (дата)? Если да, то не исполнены ли они (указывают конкретное лицо)?

2. При решении диагностических задач:

- Не исполнен ли текст письма, начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...» намеренно измененным почерком?

- Исполнена ли подпись от имени (указывают конкретное лицо) в (указывают конкретный документ) с подражанием подлинной подписи?

- Исполнен ли рукописный текст (подпись) в необычных условиях исполнения?

- Не находился ли исполнитель рукописного текста (подписи) в необычном физиологическом состоянии?

- Исполнена ли подпись от имени (указывают конкретное лицо) в состоянии алкогольного опьянения?

3. При решении классификационных задач:

- Каковы возможные пол и возраст исполнителя письма, начинающегося словами «...» и заканчивающегося словами «...»?

В последнее время в судебно-экспертные учреждения для производства почерковедческой экспертизы все чаще направляются ксерокопированные изображения рукописных текстов и подписей. Почерковедческому исследованию таких изображений должно предшествовать судебно-техническое исследование для установления наличия или отсутствия возможной при ксерокопировании технической подделки (монтажа). Почерковедческое исследование таких изображений может быть осуществлено только при высоком качестве ксерокопии с отображением в ней достаточного для почерковедческого исследования качества и количества общих и частных признаков; выводы такого исследования должны формулироваться как носящие в известной мере условный характер, например: «При условии отсутствия возможной при ксерокопировании технической подделки подпись от имени..., ксерокопированное изображение которой представлено на исследование, исполнена самим...».

II. Судебно-автороведческая экспертиза

Предметом судебно-автороведческой экспертизы является установление автора документа.

Объектом судебно-автороведческой экспертизы является письменная речь автора, отобразившаяся в тексте документа. Под текстом как объектом судебно-автороведческой экспертизы по­нимается совокупность предложений, связанных единым смыслом, которые могут служить материалом для исследования. Решение вопросов об авторе принципиально возможно, если исследуемый текст содержит не менее 100 слов.

Объектами судебно-автороведческой экспертизы могут быть рукописные, машинописные тексты, а также тексты, выполненные ме­тодами полиграфии, копии, полученные с оригиналов с помощью множительной техники. В отдельных случаях допускается применение традиционной автороведческой методики в отношении текстов, записанных на магнитных носителях устной речи.

Успешность решения задач автороведческой экспертизы в значительной мере зависит от качества и объема сравнительного материала (образцов).

Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого с несомненностью является определенное лицо. Образец должен представлять собой текст в указанном выше смысле и в соответствующем объеме.

Образцы письменной речи делят на свободные, условно-свободные и экспериментальные.

Свободные образцы письменной речи — тексты, составленные определенным лицом вне связи с делом, по которому назначена экспертиза, и до его возбуждения. Важнейшее требование к свободным образцам - достоверность их происхождения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по:

- языку изложения;

- времени исполнения текста;

- принадлежности к определенному функциональному стилю письменной речи (бытовому, официально-деловому, публицистическому, научному и т.д.);

- форме письменной речи;

- адресату и характеру речевого общения;

- состоянию автора (если подлинно известно, что автор исследуемого документа находился в обычном или необычном состоянии).

Условно-свободные образцы письменной речи - тексты, составленные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для производства экспертизы (различные заявления, жалобы, объяснительные и другие тексты, составленные в период расследования).

Экспериментальные образцы письменной речи - тексты, составленные определенным лицом по предложению и в присутствии следователя или судьи, специально для использования в качестве образца при производстве автороведческой экспертизы. Экспериментальные образцы также должны соответствовать исследуемому документу по языку, стилю, целевому назначению и теме, адресату, характеру речевого общения и состоянию автора. Экспериментальные образцы составляются в виде сочинения на самостоятельно избранную проверяемым тему, а также на тему, предложенную следователем (судьей), с учетом формы письменной речи в рамках определенного функционального стиля и языка изложения.

Наряду с образцами письменной речи, в качестве образцов может быть использована устная речь, зафиксированная на магнитных носителях (требования к этим образцам соответствуют изложенным выше).

Практика производства автороведческих экспертиз свидетельствует о том, что объем сравнительного материала при совпадении функционального стиля и принадлежности к высокоинформативным объектам должен превышать объем исследуемого документа в 10-15 раз, а в менее благоприятных случаях этот коэффициент повышается еще в 2-5 раз.

Судебно-автороведческая экспертиза решает идентификационные, классификационные и диагностические задачи.

Примерный перечень вопросов следователя при назначении автороведческой экспертизы:

1. При решении идентификационных задач:

- Является ли определенное лицо автором текста конкретного
документа?

- Является ли определенное лицо автором нескольких документов или какого-либо фрагмента текста документа?

2. При решении классификационных задач перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

- Является ли данный язык родным для автора конкретного документа?

— Носителем какого наречия данного языка является автор конкретного документа?

- Каков образовательный уровень автора текста конкретного документа?

- Составлен ли текст конкретного документа лицом, обладающим навыками делового (научного, публицистического и т.д.) стиля письменной речи?

- Каковы пол, возраст автора документа?

- Какова профессия или род занятий автора документа?

3. При решении диагностических задач:

- Составлен ли текст конкретного документа с намеренным
искажением письменной речи?

- Являются ли автор и исполнитель рукописного текста одним и тем же лицом?

- В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время составления последнего: в обычном или необычном физиологическом состоянии (состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.д.).

Ш. Судебно-техническая экспертиза документов

Предметом судебно-технической экспертизы документов (СТЭД) являются фактические обстоятельства, связанные с ис­полнением документов, отождествлением материалов докумен­тов и средств их изготовления, устанавливаемые на основе спе­циальных познаний. Эти познания базируются на данных криминалистической техники, синтезирующей положения физики, химии, технических и технологических наук.

Объектами СТЭД являются:

- документы;

- изделия из материалов, предназначенных для изготовления
документов (бумага, материалы письма, копировальная бумага, ленты для знакопечатающих аппаратов и т.д.);

— технические средства, предназначенные для исполнения реквизитов документов (пишущие приборы, знакопечатающие аппараты, печатные формы, компостеры, средства множительной техники);

- вещества и изделия, предназначенные или использованные
для изменения содержания документа (паста «Штрих», корректирующая бумага и лента, средства для удаления пятен и т.д.);

- предметы, не являющиеся документами в точном смысле этого слова, но исследуемые по методикам для СТЭД (изделия из различных материалов, на которых необходимо выявить слабовидимые и невидимые записи, установить природу красящего вещества записей и т.д.);

- изделия из бумаги и картона.

При проведении СТЭД могут решаться диагностические, идентификационные и классификационные задачи. Диагностические задачи:

- установление способа изготовления документа;

- установление времени изготовления документа или отдельных его частей;

- установление факта и способа внесения изменений в документ;

- выявление первоначального содержания документа. Идентификационные задачи:

- установление принадлежности частей одному документу;

- идентификация технических средств, используемых для изготовления документов или внесения в них изменений;

- идентификация изделий и материалов, используемых для изготовления документов либо внесения в них изменений;

- идентификация лица, отпечатавшего машинописный документ.

Классификационные задачи - установление факта принадлежности конкретного объекта к определенной группе в соответствии с существующей классификацией (например, решая классифика­ционную задачу при исследовании машинописного текста, эксперт устанавливает класс, вид, тип и марку пишущей машины).

В отношении одного и того же документа или его фрагмента одновременно могут ставиться и решаться диагностические, идентификационные и классификационные задачи.

В настоящее время в СТЭД выделяется два основных вида -исследование реквизитов документов и исследование материалов документов.

Реквизиты документа - его фрагменты: тексты, исполненные полиграфическим способом или на знакопечатающих устройствах, рукописные записи, подписи, оттиски печатей и штампов и др.

Материалы документа - материалы письма, основы документа (бумага, картон), вспомогательные материалы, травящие (смывающие) вещества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.