Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционализм в американской психологии




 

Функционализм анализирует восприятие с позиции перцептивного процесса. Образ восприятия осознается как функция перцептивной системы.

Идеи функционализма получили свое развитие в теории неосознаваемых умозаключений Г. Гельмгольца. Его положение: первоначальных сенсорных данных мало, чтобы воспринимать подробные предметы.

Во-первых, они многозначны по природе (зрительное течение не связано строго с сетчаточ-ным принципом стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго; проекция плоскостей предмета допускает разнообразные объемные толкования).

Во-вторых, они излишни, т. е. не всякое чувство может стать компонентом образа предмета.

У истоков функционализма в Америке стоял У. Джемс. Функционализм – одно из главных направлений американской психологии. К функциональному течению принадлежат колумбийская и чикагская школы. Колумбийскую школу основал Р. Вудворт. Его основные работы – «Динамическая психология» (1918 г.) и «Динамика поведения» (1958 г.).

Представители чикагской школы: Д. Энджим, Г. Кэрр. В Чикагской школе использовали методы интроспекции; объективного наблюдения, анализа продуктов труда (язык, искусство). Чикагская школа являлась научно-образовательной, в ней готовили будущих ученых.

Функционализм старался анализировать все психические проявления с точки зрения их адаптивного характера. Это требовало обусловить их отношение к обстоятельствам среды, с одной стороны, и к потребностям организма – с другой.

Функционализм подвергает анализу вопрос влияния его устремленности на решение жизненно важных для человека сложных ситуаций под углом зрения его биологически-приспособительного смысла. Функционализм зародился от эволюционной теории Ч. Дарвина. Проблема состоит не в том, чтобы познать, из чего создано сознание, но в том, чтобы постигнуть его функцию и роль в выживании субъекта. Начиная с этого времени психология стремится понять, как устанавливаются эти новые способы адаптации. Таков подход к изучению и путей приобретения навыков, и вообще процесса научения.

В контрасте со структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер) функционализм требует анализа сознания с точки зрения его функции в поведении как оружия, с помощью которого организм адаптируется к обществу.

Психические функции анализируются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и с окружением, на которое обращено поведение, – с другой. Функционализм подчеркивает необходимость рассматривать организм в общности разума и тела, физических и психических аспектов, но не может преодолеть интроспективное осмысление сознания. Практическая направленность функционализма способствовала формированию педагогической, медицинской, инженерной психологии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.