Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большие формы




ЖАНРЫ ЭПИКИ

Эпопея (греч. epos – слово повествование, poieo - творю) - то же, что и эпическая поэма. М.М. Бахтин выделяет три основные черты этого жанра. 1) Предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», которое по художественной логике этого жанра является источником всего ценностного, значимого и существенного для последующих времен, т.е. является некой идеальной моделью мира. 2) Источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе вымысел). Эпический мир абсолютного прошлого не допускает индивидуально-личной точки зрения и оценки (автора или слушателя), поскольку этот мир дан только как предание, священное и непререкаемое, несущее единственную общезначимую оценку и требующее пиететного к себе отношения. 3) Эпический мир отделен от современности, т.е. времени певца и его слушателей абсолютной эпической дистанцией. Эпическое прошлое лишено тех постепенных временных переходов, которые бы связывали его с настоящим, поэтому оно отгорожено абсолютной гранью от всех последующих времен. Установка автора в этом жанре – это благоговейная установка потомка, говорящего о недосягаемом для него идеале.

Герой эпопеи сплошь овнешнен: между его внутренней сущностью и внешним явлением нет никакого расхождения или несовпадения. Его внутренний мир совершенно совпадает с его внешним социальным положением, судьбой и даже наружностью. Его точка зрения на самого себя полностью совпадает с точкой зрения на него других – общества, его окружающего, автора, слушателей.

Мениппея (мениппова сатира) – жанр, реконструированный М.М. Бахтиным (см.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. М., 1972. Глава 4). Этот жанр получил название от имени философа и писателя III века до н.э. Мениппа из Гадары, придавшего ему классическую форму. В литературе ХХ века образцами этого жанра признают «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова, романы В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation П»). В произведениях этого жанра велик удельный вес смехового элемента, который органично сочетается с исключительной свободой сюжетного и философского вымысла. Мениппея свободна от предания и не скована никакими требованиями внешнего жизненного правдоподобия, при этом ее героями могут быть исторические и легендарные фигуры. Смелость вымысла и фантастики сочетаются в мениппее с исключительным философским универсализмом и миросозерцательностью. Это жанр, где испытываются философские позиции, – причем не уже решенные вопросы о проблемах бытия, а только решаемые в процессе развертывания действия. Фантастика и авантюра внутренне мотивируются здесь целью создавать исключительные ситуации ради провоцирования и испытания философской идеи-правды, воплощенной в образе искателя этой правды. Часто в процессе искания и испытания правды герои оказываются в потустороннем мире (в раю или преисподней) и во всевозможных земных трущобах (на больших дорогах, в притонах, тавернах, на базарных площадях, в тюрьмах; в современных мениппеях – в психбольницах).

В мениппее впервые появляется и то, что можно назвать морально-психологическим экспериментированием: изображение необычных, ненормальных психических состояний человека – безумий всякого рода, раздвоения личности, необузданной мечтательности, необычных снов, страстей, граничащих с безумием, самоубийств и т.п. Для мениппеи характерны сцены скандалов, эксцентрического поведения, неуместных речей и выступлений, т.е. всяческие нарушения общепринятого и обычного хода событий, установленных норм поведения и этикета, в том числе и речевого.

Мениппея часто включает в себя элементы социальной утопии, которые вводятся в форме сновидений или путешествий в неведомые страны. Иногда мениппея прямо перерастает в утопический роман. Для мениппеи характерно использование вставных жанров: новелл, писем, ораторских речей и т.д. Последняя особенность мениппеи – ее злободневная публицистичность – открытая или скрытая полемика с различными философскими, религиозными, идеологическими, научными школами, направлениями и течениями современности.

Роман (фр. roman – повествование на романских языках, а не на латыни) – единственная из больших жанровых форм, которая моложе письма и книги. Как отмечает М.М. Бахтин*, специфика романа как жанра состоит в том, что он не имеет строгого жанрового канона, это единственный становящийся жанр среди давно готовых и уже частично мертвых жанров. Если источником эпопеи служит национальное предание, зиждущееся на пиететном к нему отношении, то роман вырастает из области литературы, которую греки обозначали термином «серьезно-смеховое» (мимы, буколическая поэзия, басня, памфлеты, сократические диалоги, сатира, мениппова сатира). Предметом и исходным пунктом понимания, оценки и оформления в серьезно-смеховых жанрах служит современная действительность, что станет характерным и для романа, в отличие от эпопеи, где предметом изображения служит абсолютное прошлое. В романе предмет изображения дается без всякой дистанции, на уровне современности, в зоне непосредственного с ней контакта, даже если предметом изображения становится прошлое, эпическая дистанция снимается. Все жанры серьезно-смехового и впоследствии роман опираются не на предание, а на опыт и свободный вымысел. Роль памяти здесь минимальна. В корне меняется модель мира по сравнению с эпопеей: это мир, где первого слова, т.е. идеального начала, нет, а последнее слово еще не сказано. Время и мир становятся историческими, они раскрываются как становление, как непрерывное движение в реальное будущее, как единый всеохватывающий и незавершенный процесс.

В образ героя вносится существенная динамика: эпическая цельность человека распадается в романе на внутреннее и внешнее, в результате чего предметом изображения в человеке становится уже не его судьба, а его субъективность. Появляется специфический разнобой аспектов: человека для себя самого («я-для-себя») и человека в глазах других («я-для-других»). Человек оказывается до конца невоплотим в свою социально-историческую плоть. Одной из внутренних тем романа становится тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Герой показывается не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью.

Роман вслед за смеховыми жанрами отказывается от стилистического единства (однотонной серьезности) высоких жанров. Для него характерна многотонность рассказа: смешение высокого и низкого, серьезного и смешного. Авторское слово оказывается в одной ценностно-временной плоскости с изображенным словом героя и поэтому не может не вступить с ним в диалогические взаимоотношения и гибридные сочетания. В романе всегда множество взаимодействующих друг с другом точек зрения (автора, героев). Романная установка на многостильность и многотонность слова позволяет этому жанру органично включать в свою орбиту любые другие жанры с разной степенью их переосмысления и переакцентуации. Поэтому для романа характерно использование различных вводных жанров: писем, рукописей, дневников, ораторских жанров, биографий, пересказанных диалогов, судебных речей, жизнеописаний, пародий на другие жанры, пародийно переосмысленных цитат и т.д. Характерно, что роман не дает стабилизироваться ни одной их собственных разновидностей. Через всю историю романа тянется последовательное пародирование или травестирование господствующих и модных разновидностей этого жанра, стремящихся шаблонизироваться: пародии на рыцарский роман, на роман барокко, на пастушеский роман, на сентиментальный роман и т.д. Эта самокритичность романа – замечательная черта его как становящегося жанра.

Роман плохо уживается с другими готовыми жанрами. Он пародирует другие жанры (именно как жанры), разоблачает условность их форм и языка, вытесняет одни жанры, другие вводит в свою собственную конструкцию, переосмысливая и переакцентируя их. В эпохи господства романа почти все остальные жанры в большей или меньшей степени романизируются. Они становятся свободнее и пластичнее, их язык обновляется за счет внелитературного разноречия и за счет «романных» пластов литературного языка, они диалогизируются, в них широко проникают смех, ирония, юмор, элементы самопародирования. Наконец, роман вносит в них проблемность, специфическую смысловую незавершенность и живой контакт с неготовой, становящейся современностью (незавершенным настоящим). Романизация других жанров не есть их подчинение чуждым жанровым канонам; напротив, это есть их освобождение от всего того условного, омертвевшего, ходульного и нежизненного, что тормозит их собственное развитие, от всего того, что превращает их рядом с романом в какие-то стилизации отживших форм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.