Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 8. Культура и цивилизационные процессы в России




Тема 8. Культура и цивилизационные процессы в России

Темы докладов и рефератов

 

1. Стилевые и жанровые особенности европейского искусства ХIХ -ХХ вв.

2. Актуальные проблемы культуры XX в.

3. Модернизм в художественной культуре Запада ХХ в.

4. Современные способы трансляции культуры.

5. Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.

6. Искусство ХХ столетия.

7. Постмодернистское искусство.

8. Человек и проблема постмодерна в культуре XX в.

 

 

Семинарское занятие − 4 часа

 

План (первое занятие)

 

1. Факторы культурного своеобразия России.

2. Культура русского Средневековья: особенности и этапы развития.

3. Культура России XVIII в.

4. Культура России ХIХ в.

 

Основные понятия: европеизация, «Золотой век» культуры, икона, православие, секуляризация, храм.

 

План (второе занятие)

1. «Серебряный век» отечественной культуры.

2. Социокультурные детерминанты постреволюционного периода: искусство 20-х гг.

3. Идеология соцреализма в культуре советского периода.

4. Современная социокультурная ситуация в России.

Основные понятия: акмеизм, «Серебряный век», советская культура, символизм в литературе, идеология соцреализма, культура тоталитаризма, современная культура.

 

На изучение данной темы отведено два семинарских занятия. Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть содержание факторов, под влиянием которых сформировалась оригинальная русская культура. К числу таких факторов принято относить: географический, природно-климатический, исторический, религиозный, этнический.

При подготовке ко второму вопросу необходимо вспомнить особенности культуры европейского Средневековья (теоцентризм, традиционализм, символизм и др), указать, что они характерны и для русской культуры рассматриваемого периода. Выделив основные этапы развития средневековой культуры (домонгольская Русь (IХ−XII вв.), этап формирования великорусской народности (XIII−XV вв.) и централизованное Московское государство (XVI−XVII вв.), дайте краткую характеристику культуры каждого периода.

Ответ на третий вопрос предусматривает аккумуляцию знаний по отечественной истории. Нужно вспомнить, какие позитивные и негативные последствия имели реформы Петра Первого, насаждение им европейского образа жизни. С одной стороны, можно говорить о модернизации, европеизации и секуляризации жизни, с другой — происходит раскол национальной культуры на дворянскую и народную, что имело серьезные последствия для дальнейшего развития русской культуры.

Первую половину ХIХ в. называют «золотым веком» русской культуры. Объясните, почему этот период получил такое название. В рамках четвертого вопроса расскажите об архитектуре, скульптуре и живописи ХIХ в.

На втором занятии будут обсуждаться вопросы, связанные с развитием отечественной культуры в ХХ − начале ХХI вв. «Серебряный век» русской культуры – первые два десятилетия ХХ века − стал еще одним периодом расцвета отечественной культуры. Именно в этот период Россия становится центром европейского искусства. Однако расцвет сопровождался ощущением предстоящей катастрофы, неустойчивости окружающего мира, хрупкости человеческого бытия. Постарайтесь определить, как это нарастающее тревожное мироощущение отразилось на литературе, живописи, философии.

Ответ на второй вопрос предполагает выяснение тех изменений, которые произошли в культуре после революции 1917 г. Поясните, как вы поняли, что такое советская культура, формирование которой стало задачей советской власти. Какие последствия имело влияние тоталитаризма на культурное развитие страны? Принципиально новым направлением в развитии российской культуры явился период с 1991 г. Процессы демократизации и гласности, начавшиеся в эпоху перестройки, получили дальнейшее развитие. Расскажите о позитивном влиянии этих процессов на отечественную культуру. Проанализируйте негативные тенденции, характерные для культуры современной России: «утечка мозгов», коммерциализация искусства и культуры, распространение американских стандартов и др.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Березовая Л. Г. История русской культуры: учебник для высших учебных заведений: в 2 ч. Ч.1 / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. – 400 с.

2. Галин С. А. Отечественная культура ХХ века: учебное пособие для вузов / С. А. Галин– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 с.

3. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

4. История русской культуры IХ – ХХ вв.: учебное пособие для вузов / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина; под ред. Л. В. Кошман. – М.: Дрофа, 2002. – 480 с.

5. Кравченко А. И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. – 288 с.

6. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под. ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

7. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, С.М. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.

8. Мировая художественная культура: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др.; под. ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2005. – 511 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.