Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура курса




Учебная программа по транспортной психологиИ

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- усвоить основные понятия психологии труда, транспортной психологии и психологии безопасности;

- изучить основные психологические факторы, лежащие в основе формирования адекватного транспортного поведения;

- иметь представление о профессионально важных качествах (ПВК) водителя, их диагностике, коррекции и развитии;

- иметь представление о психических состояниях, возникающих в трудовой деятельности и возможности их диагностики;

- иметь представление о связи между индивидуально-психологическими особенностями человека и особенностями проявления различных психических состояний;

- знать индивидуально-психологические особенности, предопределяющие безопасность поведения на производстве;

Навыки, полученные студентами в процессе изучения дисциплины, должны позволить им:

- рационально организовывать процесс производства, учитывая влияние средовых воздействий на функционирование психики;

- овладевать методиками управления психическими состояниями (релаксация, АТ, функциональная музыка и функциональное освещение, творчество, фармакология);

- иметь представление о возможностях психологического сопровождения профессиональной деятельности.

Занятия по курсу включают в себя лекции, психодиагностические исследования, индивидуальные и групповые психологические консультации, релаксационные занятия на основе арт-терапии, музыкальной терапии, цветового воздействия, АТ.

На основе прослушанного курса и участия в практических занятиях студенты сдают зачет или представляют письменную работу (реферат или отчет о НИР)

 

Курс состоит из 6 частей.

Первая часть посвящена знакомству с транспортной психологией. Особое место занимают вопросы моделирования и изучения дорожного поведения.

Во второй части профессия водителя анализируется с позиции психологии труда. Изучаются вопросы описания и диагностики профессионально важных качеств водителя.

В третьей части подробно рассматриваются факторы, влияющие на дорожное поведение человека. Наиболее подробно анализируются психофизиологические и психические состояния, возникающие в трудовой деятельности.

В четвертой части рассматриваются возможности диагностики неблагоприятных состояний, а также методы их коррекции.

В пятой части анализируются проблемы, связанные с обучением вождению, в частности, с освоением практического вождения автомобиля. Анализируются основные закономерности формирования умственных и двигательных навыков, изучаются современные методы обучения.

Шестая часть посвящена знакомству с общими вопросами психологии безопасности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ - ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Раздел 1. Введение в транспортную психологию

1. Транспортная психология. Место транспортной психологии в системе психологических наук. Предмет, объект и методы транспортной психологии.

2. Модели дорожного поведения. Сравнительный анализ существующих моделей дорожного поведения.

3. Систематизация, описание и краткий анализ психологических факторов, влияющих на дорожное поведение.

4. Теоретическое изучение особенностей дорожного поведения определенных возрастных и социальных категорий пешеходов. Анализ выявленных особенностей на стыке общей, дифференциальной и транспортной науки.

 

Специальная литература по 1 разделу:

1.Клебельсберг Д. «Транспортная психология», М., Транспорт, 1989

2. Романов А.Н. «Автотранспортная психология», М., Академия, 2002г.

3.Либин А.В. «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций», М., «Смысл», 1999.

4. Г.С. Никифоров «Надежность профессиональной деятельности», СПб, изд. СПбГУ, 1996

5. Общая психология под ред. В.В.Богословского, М., Просвещение, 1981

6. Основы инженерной психологии под ред. Б.Ф.Ломова, М., Высшая школа, 1986

7. О.Г. Носкова «Психология труда», М., Академия, 2004г.

8. Психология труда и инженерная психология под ред. А.А.Крылова, Л.,изд. ЛГУ, 1979.

 

Раздел 2. Элементы психологии труда. Профессионально-важные качества водителя.

1. Психология труда. Предмет и объект психологии труда. Типы профессий, выделяемых в психологии труда. Профессиограмма и психограмма. Анализ психограммы водителя.

2. Ощущения. Классификация ощущений. Пороги и чувствительность. Верхний и нижний, абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности. Пороги чувствительности различных сенсорных систем.

3. Роль ощущений в деятельности водителя. Требования к зрительным, слуховым, кинестетическим, кожным, вибрационным ощущениям. Связь между ощущениями и временем психомоторной реакции. Время простой и сложной сенсомоторной реакции водителя. Факторы, влияющие на время психомоторной реакции водителя. Оценка времени реакции при дорожно-транспортном происшествии.

4. Восприятие. Характеристики образа восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения и влияние на адекватность дорожного поведения. Роль обратной связи в формировании адекватного образа восприятия. Изменения, возникающие в образе восприятия в условиях сенсорной депривации.

5. Внимание и память в деятельности водителя. Эйдетика и мнемотехнические приемы,

6. Личностные особенности водителя. Личностные качества, предпочтительные для водительской деятельности. Влияние личностных особенностей на формирование стиля водительской деятельности и особенности дорожного поведения. Анализ собственного водительского стиля или стиля кого-то из знакомых.

7. Надежность, стрессоустойчивость и психологическая устойчивость современного специалиста. Основные направления повышения надежности водительского состава. Проблемы профессионального выгорания, профессиональной деформации и профессиональной устойчивости.

 

Специальная литература по 2 разделу:

1. Веккер М. «Психика и реальность», М., Смысл, 1998

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 1997

3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, - Т. 1 и 2

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, 1997

5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

6. Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

7. Куликов Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики», Спб, Питер, 2004г.

8. Нарицын Н. «Психология безопасности вождения», РИПОЛ КЛАССИК, М., 2006г.

9. Никифоров Г.С. «Надежность профессиональной деятельности», СПб, 1996

10. Никифоров Г.С. «Психология здоровья», СПб, «Речь», 2002

11. Познавательные психические процессы, хрестоматия под ред. А.Г.Маклакова, СПб, Питер, 2001.

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, Снеткова В.М., СПб, Речь, 2001

13. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под ред. А.А.Крылова и С.А.Маничева, Питер, СПб, 2000

14. Основы психофизиологии, отв. ред. Ю.И. Александрова, Инфра- М, 2002

15. А.Н.Романов «Автотранспортная психология», М., Академия, 2002.

 

Разделы 3 и 4. Психофизиологические состояния и дорожное поведение. Диагностика и коррекция неблагоприятных психофизиологических состояний, возникающих в трудовой деятельности.

1. Психические состояния и адекватность дорожного поведения. Представление о психическом состоянии в психологической науке. Сравнительный анализ различных классификаций психических состояний.

2. Стресс. Уровни развития стресса. Анализ различий между стрессом и состоянием психической напряженности.

3. Описание и сравнительный анализ применимости различных методов диагностики состояния стресса в условиях реальной производственной деятельности.

4. Общее краткое описание методов коррекции состояния психической напряженности и сравнительный анализ их применения в условиях реальной профессиональной деятельности (предпочтительно на примере водительской).

5. Биохимические способы изменения психофизиологического состояния (фармакология, продукты).

6. Влияние алкоголя и никотина на эффективность водительской деятельности.

7. Влияние состояния утомления на адекватность дорожного поведения. История развития представлений о механизмах развития утомления в психологической науке.

8. Методы коррекции состояния утомления. Сравнительный анализ различных методов или подробное описание разных вариантов определенного метода и физиологических механизмов его обеспечивающих.

9. Монотония. Отличие монотонии от утомления. Описание и анализ эффективности различных методов коррекции состояния монотонии.

10. Психические состояния, возникающие в условиях монотонного труда: психологические и личностные свойства, влияющие на их протекание.

 

Специальная литература по 3 и 4 разделам:

1. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека», М., Ин-т новой экономики, 1996

2. Бодров В.А. «Информационный стресс», М., 2000

3. Бодров В.А. «Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы», М., изд. «Институт психологии РАН», 1995

4. Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех», СПб, 2000

5. Е.П.Ильин «Псиофизиология состояний человека», СПб, Питер, 2005

6. Китаева В.М. «Психология победы в спорте», Ростов-на Дону, Феникс, 2006г.

7. Китаев – Смык Л.А. «Психология стресса», М., Наука, 1983

8. Куликов Л.В. «Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики»,СПб, Питер, 2004.

9. Линдеманн Х. «Система психофизического регулирования», М., 1992

10. В.Л.Марищук, В.И.Евдокимов «Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса», СПб, изд. Дом «Сентябрь», 2001г.

11. Практикум по инженерной психологии и психологии труда, отв. ред. Крылов А.А., ЛУ, 1983

12. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С., М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова, СПб, Речь, 2001

13. Практикум по психологии здоровья под ред Никифорова Г.С., СПб, Питер, 2005

14. Психические состояния, хрестоматия, сост. Куликов Л.В., СПб, Питер, 2000

15. Психология труда под ред. Крылова А.А., Л.,1979

16. Психология экстремальных ситуаций, составители А.Е.Тарас, К.В.Сельченок, Минск, Харвест, 1999

17. Г.Селье «Когда стресс не приносит горя»М., 1992

18. «Современная практическая психология» под ред. М.К.Тутушкиной, М., Академия, 2005г.

19. Эберт Д. «Физиологические аспекты йоги», СПб, 1999.

 

Раздел 5. Обучение вождению. Основы дидактики. Основные закономерности процесса обучения и современные методы.

1. Психомоторная организация человека. Навыки вождения автомобиля. Этапы формирования навыков вождения. Признаки сформированности навыков. Закономерности, проявляющиеся в процессе становления навыков вождения.

2. Современные методы обучения водителей. Типы современных тренажеров, компьютерное обучение, идеомоторная тренировка. Краткий анализ достоинств и недостатков.

 

Специальная литература по 5 разделу:

1. Басова Н.В., «Педагогика и практическая психология», Ростов- на- Дону, «Феникс», 1999.

2. Волохова Е.А., Юкина И.В., Дидактика (конспект лекций), Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

3. Геллерштейн С.Г. «К вопросу о профессиональной типологии», под ред. Зинченко В.П., М., 1983

4. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.Н., Психология труда и инженерная психология. – Л., ЛГУ, 1979

5. Дымерский В.Я., Ильясов И.И., Кинковштейн Г.И., Мушегян Р.Т., «Психофизиология труда и подготовка водителей», «Транспорт», М., 1969

6. Ильин Е.П. «Психомоторная организация человека»,СПб, Питер, 2003г.

7. Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

8. Психологические основы обучения спортсменов- автогонщиков и водителей специального транспорта, под ред. Э.Г. Сингуринди, СПб, 2003

9. Леонова А. Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология»: хрестоматия, М., 1995

10. Психология безопасности вождения, Н. Нарицын, М.,2006

11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности, под ред. Никифорова Г.С.

12.Смирнов С. Д. «Психология образа: проблема активности психического отражения», МГУ, 1985

13. «Эргономика» под ред. Крылова А. А., Л., ЛГУ, 1988

 

Раздел 6. Психология безопасности.

Психология безопасности. Представление о безопасном поведении, опасных факторах и основных направлениях повышения безопасности деятельности.

 

Специальная литература к 6 разделу:

Котик М.А. «Психология и безопасность», Таллинн,1986

Практическая психология под ред. М. К. Тутушкиной, Спб, Дидактика Плюс, 1998

Современная практическая психология под ред. М. К. Тутушкиной, М., 2005.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.