Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы физического воспитания 2 страница




Для рационального использования средств физической культуры и спорта в системе учебных занятий и самоподготовки студентов необходимо учитывать ряд методических положений, определяющих эффективное сочетание двигательных нагрузок с состоянием умственной работоспособности студентов.

Лучший эффект в развитии основных физических качеств у студентов может быть достигнут, если в первой половине каждого семестра на учебных занятиях используются физические упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости, а во второй половине каждого семестра – с преимущественной направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости. Такие занятия оказывают стимулирующее влияние и на умственную работоспособность студентов, повышают общее самочувствие студентов, способствуя тем самым лучшему усвоению учебного материала.

При двух занятиях в неделю наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании их с интервалами 1, 2, 3 дня. Правильная организация умственной работы и отдыха – важное условие для сохранения здоровья, работоспособности и успешного овладения учебными дисциплинами. Сформулированные физиологом Н.Е.Введенским общие условия продуктивности работы необходимо учитывать при организации учебного труда.

ПЕРВОЕ условие. Во всякую трудовую деятельность нужно «входить» постепенно, так как начало работы совпадает по времени с периодом вырабатывания.

ВТОРОЕ условие. Для высокой работоспособности необходим определенный ритм работы. Порывистость, форсированное напряжение не обеспечивают устойчивой работоспособности. Разным лицам присущ разный ритм работы. Однако ритм не есть раз и навсегда установленное качество – можно «воспитать» необходимый ритм в работе. Ритмом можно назвать ежедневную работу в одни и те же часы при целесообразном чередовании ее с перерывами для отдыха. Вначале для организации ритмичной работы требуется сознательное напряжение воли. Как только студент в работу втянулся, принуждение снимается, возникает привычка, работа становится потребностью.

ТРЕТЬЕ условие заключается в привычной последовательности и систематической деятельности. Это условие не определяет содержания работы, которое будет в течение семестра изменяться, однако оно предусматривает четкую фиксацию времени занятий, их характер, перерывы на обед, ужин, дорогу, активный отдых, культурные мероприятия, сон и т.д.

ЧЕТВЕРТОЕ условие заключается в правильном чередовании труда и отдыха, а также смене одних форм труда другими. Правильное чередование умственной деятельности с регулярным и достаточным сном является одним из определяющих условий ее эффективного выполнения; не менее важно чередовать работу и отдых в течение учебно-трудового дня. Отдых необходим для сохранения работоспособности, чтобы не допустить глубокого развития утомления.

В этих условиях процессы восстановления протекают эффективно. Если же продолжать работу, не обращая внимания на усталость, то впоследствии даже продолжительный отдых не всегда в полной мере восстановит прежний уровень работоспособности. Перемена предмета учебно-трудовой деятельности также благоприятно отражается на ней. Это условие находит отражение в чередовании различных предметов в учебном расписании вуза.

ПЯТОЕ условие успешной работы – систематическое выполнение умственной работы в одни и те же часы суток, в результате чего закрепляется навык, позволяющий выполнять умственную деятельность продуктивнее и в большом объеме.

Физическое воспитание и занятия спортом – это процесс взаимодействия ученика или спортсмена, с одной стороны, с преподавателем или тренером, а с другой стороны – с такими факторами как температура и влажностью воздуха, шумы, зрительные, слуховые и тактильные раздражители, исходящие от партнеров по команде, противника, зрителей и т.п. Воздействуя на человека эти факторы заставляют его реагировать на них, т.е. управляют его поведением, поступками, действиями, вызывают изменение состояния.

Занимающийся ФУ не является пассивным объектом этих воздействий. Во-первых, как отмечал С.Л.Рубинштейн, внешние причины действуют через внутренние особенности, т.е. побудительные стимулы вызывают те или иные реакции человека не иначе, как преобразуясь в мотивы деятельности и поступков. Во-вторых, сам спортсмен с помощью своего сознания, разума, воли, управляет своей деятельностью, поведением, являясь не только и не столько объектом, сколько субъектом управления.

Самоуправление (саморегуляция), сознательно осуществляемое человеком, – важная особенность спортивной деятельности. Собственно говоря, важнейшая задача физического воспитания и спортивной тренировки как педагогического процесса – научить ученика или спортсмена управлять собой (своими действиями, чувствами, мыслями, поступками).

Физическое воспитание оказывает большое воздействие на интеллектуальные, познавательные возможности человека. Занимаясь физическими упражнениями, в процессе тренировки и соревнований человек глубже познает закономерности, которым подчиняется формирование физического совершенства, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, приобретает важные знания о структуре и функциях организма, о причинах и механизме физического развития, о личной и общественной гигиене и т.п.

Кроме того, как показывают специальные экспериментальные исследования, спортивные занятия способствуют совершенствованию органов чувств, особенно мышечно-двигательной чувствительности и зрительных восприятий. В результате этих занятий повышается наблюдательность, становясь более целенаправленной и планомерной. Занятия спортом содействуют также развитию памяти, особенно зрительно-двигательной, и внимания человека. Память спортсмена, как правило, отличается яркостью и точностью, позволяя ему детально воспроизводить те упражнения, которые он разучил. Расширяется объем внимания, оно становится более организованным. Спортсмен обладает способностью сосредоточиться на главном, быстро и своевременно переключиться на важные и существенные стороны выполняемой работы, отвлекаться от второстепенного, несущественного. Значительное воздействие спортивная деятельность оказывает и на мышление, которое приобретает определенные особенности у человека, занимающегося спортом. Такое мышление имеет наглядно-действенный характер. Спортсмен решает интеллектуальные задачи непосредственно в процессе деятельности, опираясь на восприятие объективных условий и ситуаций, в которых она протекает, при крайнем дефиците времени. Также мышление часто называют оперативным мышлением. Оно связано с оценкой обстановки, со способностью к анализу и синтезу элементов ситуации, к выбору наиболее оптимальных вариантов решений.

Все авторы, изучающие физическую культуру в свободном времени студентов, отмечают, что занятия физическими упражнениями, к сожалению, еще не заняли в институтах должного места. Так П.А.Назаров, исследовавший этот вопрос в трех институтах, указывает, что на занятия оздоровительного характера студенты затрачивают время в пределах З час. 06 мин. – 3 час.15 мин.; у студентов, не имеющих спортивных разрядов, эти расходы составляют примерно 1 час.32 мин. – 2 час.15 мин. Вместе с тем в недельном бюджете времени (по курсам) свободное время колеблется в пределах 3 час. 43 мин. – 7 час. 24 мин. Существует оно наряду с дневным пассивным отдыхом (5 час. 12 мин. – 11 час. 06 мин. в неделю). Поэтому следует считать возможным повышение остальных полезных расходов свободного времени (1970). Б.П.Щербинин, изучавший время как критерий оценки деятельности студентов, высказывает ряд интересных соображений. Свободное время студента, отмечает он, – это время, оставшееся у него после учебных занятий, затрат, связанных с простым воспроизводством жизненных сил и удовлетворением социальных потребностей, которое он посвящает своему физическому и умственному совершенствованию, воспитанию общественной активности и овладению ценностями духовной культуры.

Анализируя структуру свободного времени студентов Волгограда, Щербинин установил, что хотя общая величина затрат времени на физическую культуру и спорт составляет 23,2% свободного времени, однако у 47,3% юношей и 57,9% девушек расходы времени на физическую культуру и спорт в недельном бюджете времени отсутствуют. Это чрезвычайно тревожный факт.

Отмечено даже, что у студентов, имеющих спортивный разряд, структура свободного времени более гармонична и совершенна, в ней больше места занимает физическая культура и спорт, самообразование, è меньше – пассивный отдых. Автор совершенно верно в выводах статьи заявляет, что изучение общего фонда времени студентов и составление совокупных балансов времени на умственное, физическое и духовное развитие позволяют вырабатывать критерии оценки формирования всесторонне и гармонически развитой личности (1971).

Вопрос о роли физической культуры и спорта в структуре и содержании свободного времени учащегося весьма сложен и еще не исследован во всей широте. В применении к теории физического воспитания в проблеме свободного времени можно выделить три основных вопроса.

ПЕРВЫЙ – это вопрос о сущности и содержании свободного времени, отведенного для физического воспитания студентов.

ВТОРОЙ – вопрос о величине и структуре свободного времени для физического воспитания студентов вузов, вопрос адекватного и неадекватного отношения к здоровью.

ТРЕТИЙ вопрос касается изученных особенностей потребления свободного времени для решения задач физического воспитания студентов. Его осуществление связано с задачами, стоящими перед организацией вуза.

Жизнь современного человека стала чрезмерно напряженной. Нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки сегодня – заурядные явления повседневности. Перенапряжение и переутомление возникают на работе, на улице и даже дома. Проблема борьбы с утомлением из проблемы чисто медицинской перерастает в социальную. Из-за недооценки способов восстановления подрывается здоровье многих людей, общество теряет миллиарды рублей, снижаются темпы роста производительности труда.

Утомление – это состояние повышенной нервозности и раздражительности, хронической вялости с нарушением сна, подавленности и отсутствия жизненного тонуса. Сюда относятся многочисленные функциональные нарушениями нервной системы, снижающие работоспособность. С ними можно успешно бороться, а главное – предупреждать их возникновение. Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Но в наше время ученые, установили что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности. Здесь действует закон обратной биологической связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень работоспособности. Одно из наиболее емких определений состояния утомления дали ученые В.П.Загрядский и А.С.Егоров: «Утомление, возникающее вследствие работы временное, – ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических измерениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяемых чувством усталости». Итак, утомление – это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические нагрузки, например, длительная ходьба, бег и статические нагрузки – подъем тяжестей, их перенос и т.д. Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств (зрение, слух и т.д.), сильным напряжением внимания, осознанием ответственности. Чрезмерные нагрузки ведут к переутомлению. Это означает, что человек должен жить в определенном диапазоне оптимальных нагрузок, а также активно предотвращать и преодолевать утомление, включая свои резервы. Чтобы при больших нагрузках процессы восстановления шли оптимально, необходимо строгое соблюдение режима труда и отдыха. В пос­ледние десятилетия исследователи установили: вовсе необязательно и даже нежелательно пассивно ждать восстановления сил. Оказывается, гораздо полезнее направленная стимуляция включения резервов организ­ма, ускоряющая ход восстановительных процессов во всех органах и сис­темах. Причем, основные приемы тренировки резервов в равной степени восстанавливают и нервную систему, и сердце, и печень. Ученые раз­работали теорию фазовости послерабочего состояния организма. Поясним ее на примере физических тренировок, надежно повышающих жизненные силы. Неслучайно космонавты, имеющие отличное здоровье, тем не менее тратят несколько часов в день, работая до пота на велоэргометре или на беговой дорожке. Физическая нагрузка усиливает жизнедеятель­ность и затем переходит в утомление (рис. 1).

 

 
 

 


 

Последнее снижает работоспособность мышц, но стимулирует в них процессы восстановления. Во время отдыха восстановление энергии преобладает над процессами распада. Если же работа была достаточной, но не чрез­мерной, то происходит полное восстановление работоспособ­ности не только до исходного уровня, но и ее превышение.

Такое избыточное восстановление, или сверхвосстановление, назы­вается суперкомпенсацией. Это уже новое состояние, качественно отли­чающееся от исходного. В этот период органы и системы полны избыточ­ных сил. Если опять повторить подобную нагрузку, то работоспособность и восстановительный период поднимаются еще выше. Такой идеальной тренировки, способствующей включению резервов добиться непросто. Для этого необходимо соблюдать два условия: во-первых, важно очень точно подобрать нагрузку, не превышающую возможность организма; во-вторых, нагрузка должна точно попадать на период полного восстановле­ния сил. Напряжение невосстановившегося организма ведет в переутомлению. Такое состояние бывает, например, в спорте при чрезмерной по­гоне за рекордами и форсировании тренировок. Здесь важно выбрать золотую середину. Оптимальный режим нагрузок и отдыха является осно­вой системы естественных восстановительных мероприятий. Кроме того, в нее входят рациональное питание и тонизирующие, восстанавливающие напитки, комфортные условия работы. Сюда же относятся физические средства восстановления общего воздействия (успокаивающие ванны, души,бани, общий самомассаж). Для срочного восстановления специалисты советуют применять их сразу или через 15-30 минут после нагрузок, а для более позднего, например, к следующему дню – через 4-8 часов. При больших нагрузках для предупреждения переутомления гигиенических средств часто бывает недостаточно. По медицинским показателям в таких слу­чаях назначаются медико-биологические средства восстановления.

Как известно, неактивные люди утомляются раньше активных. Поэ­тому тем, кто чувствует вялость, слабость, быстро утомляется есть смысл стать более активным. Но как выбрать физические упражнения, быстро поднимающие тонус, снимающие утомление, позволяющие трудить­ся с максимальной отдачей? Еще в начале века выдающийся физиолог И.М.Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. В 60-е го­ды киевский ученый И.В.Муравов установил эффект погашения утомления при выполнении движений ненагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств.

Получается, что упражнение – универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности. Опираясь на это, ученые систематизировали восстановительный эффект упражнений и разделили их на три группы.

1. Упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы (маховые движения, наклоны, приседания, выпады, прыжки, бег, некоторые позы йоги, асаны и др., тонизирующие дыхательные упражнения).

2. Упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной сис­темы при нервном и эмоциональном перенапряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу (расслабление мышц, дыхательные упражнения и т.д.),

3. Упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение (подтягивание; движения головой: наклоны, повороты; прыжки, бег, ходьба и др.).

Комплексы упражнений, выполняемых с целью повышения работоспо­собности на производстве, составляют производственную гимнастику.

В свою очередь, последняя разделяется на зарядку, физкультурную пау­зу, физкультурную минутку и оздоровительно-профилактическую гимнасти­ку. Все эти мероприятия просто необходимы для профилактики и борьбы с утомлением. Вообще, возможности активного отдыха, т.е. физической культуры очень велики.

Даже в минуту сильного утомления, когда буквально валимся с ног, не стоит спешить присесть или прилечь. Активный отдых поможет гораздо скорее восстановить силы, но к выбору его форм нужно подойти особо, с учетом индивидуального сочетания четырех основных признаков утомле­ния: падения внимания, потери интереса к работе, сонливости, перевозбуждения. Когда желание работать еще есть, а внимание ослабло или же наоборот, то это уже говорит о значительном утомлении. Если за работой стало клонить ко сну, физкультура – ваш лучший друг. Скорее на свежий воздух, где можно размяться, заняться бегом.


Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда

интеллектуальной деятельности. Средства физической

культуры в регулировании работоспособности

Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего, увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями коры головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии по сравнению с состоянием покоя увеличивается на 16-40 % и составляет 2500-3000 килокалорий.

Функции сердечно-сосудистой системы при умственной работе изменяются незначительно, происходит увеличение кровенаполнения сосудов коры головного мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сокращения сосудов, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Однако действие эмоциональных факторов и нервно-психического напряжения во время умственной работы заметно сказывается на аппарате кровеснабжения и дыхания. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывает, что частота сердцебиений в это время устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в минуту в период учебных занятий.

В день экзамена эмоциональный настрой, собранность и мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений у некоторых студентов возрастает до 118-144 ударов в минуту, кровяное давление в период сдачи экзамена может повыситься до 135/85-155/95 мм рт.ст. против 115/70 в период учебных занятий. При эмоционально напряженном умственном труде дыхание становится неравномерным, оно может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки. При этом может возникнуть венозная гипоксия (до 20-30 % вместо 60 % в покое). Если же усиливается неравномерность вентиляции и возникает недостаточная координация дыхания и кровотока в малом круге кровообращения, то может возникнуть артериальная гипоксия, достигающая при тяжелом и длительном умственном труде 80 % и ниже. Все эти явления объясняются механизмами повышения утилизации кислорода из крови для удовлетворения работы клеток коры головного мозга и окислительных процессов, в напряженных мышцах.

Вообще, исследования показывают, что чем интенсивнее умственная работа, тем больше энергии тратится в организме. Например, потребление О2 при длительной умственной работе повышается на 13-50 %, СО2 повышается на 5-46 %, легочная вентиляция изменяется от –6 до +40 %. У студентов во время сессии в силу нервно-психического, эмоционального напряжения, по сравнению с досессионным, расход энергии увеличивается на 16-40 % и может достигать 60 % в зависимости от режима дня и времени суток, когда протекает работа.

В процессе относительно продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, сглаживаются реакции на различные по силе раздражители, увеличивается время реакции, снижается устойчивость внимания. При всякой более или менее продолжительной умственной работе состояние работоспособности не остается постоянным, оно то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием условий внешней среды (освещенность рабочего помещения, шум, температура и содержание О2 и СО2 в воздухе), факторов физиологического характера – состояния здоровья в данный день, определяемого питанием, отдыхом, а также психологических факторов.

Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выполняемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий, воздействий со стороны других лиц в виде поощрений и указаний, призывов и т.п.

При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление, при котором длительность деятельности внешних органов чувств или чрезмерно повышается, или до крайности ослабляется. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего является «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

Умственное утомление – это объективное состояние человека, а умственная усталость – это субъективное чувство человека. Умственная усталость может возникнуть при неудовлетворенности работой, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость.

Чувство усталости можно снять, дав выход эмоциям, сосредоточением внимания и усилением интереса к работе.

Наступающее в процессе умственного труда утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон и видов деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением эффективности в другом виде трудовой деятельности.

При систематическом длительном перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Объективными признаками переутомления являются снижение веса тела, расстройства, лабильность частоты сердцебиений и кровяного давления, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия.

Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

Ограничение двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности современного студента. Но дело заключается не только в том, что процесс обучения студента сопровождается гипокинезией, но и в том, что на фоне ограничения физических нагрузок процесс обучения требует от человека большой нервно-психической деятельности, которая при частом повторении отрицательно сказывается на здоровье. Компенсацией недостающей двигательной активности для студентов является систематическая внеучебная двигательная деятельность, а именно, занятия физкультурой и спортом.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм студента правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Учебная деятельность студентов характеризуется переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные и другие занятия), сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями; в-третьих, сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса.

Рациональный режим дня помогает сохранять высокую работоспособность на длительный период времени и дает возможность эффективнее его использовать. Это связано с тем, что функциональная активность организма ритмически изменяется. Ритмы функционирования или биоритмы имеют различные периоды. Период суточного или циркадного ритма равен 24 часам. Общая продолжительность учебных занятий достигает подчас 10-12 часов в день за счет сокращения, как правило, ночного сна и свободного времени. Вместе с тем ночью снижается уровень обменных процессов, температура тела, функции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Рассогласование биологических и социальных ритмов приводит к заболеваниям, бессоннице, ухудшает память, снижает работоспособность.

Большое значение имеет полноценность ночного сна для восстановления организма. При рациональном режиме продолжительность ночного сна составляет не менее 9 часа. Для быстрого засыпания при нарушениях сна, связанных с излишними волнениями и большим утомлением, студентам рекомендуется на ночь выпить стакан горячего молока с 2-3 чайными ложками меда. Режим понимается как система условно-рефлекторных реакций, формирующих динамический стереотип. Выработка динамического стереотипа для центральной нервной системы – большой нервный труд, а его переделка еще более трудна для организма. Отсюда вытекает один из принципов организации суточного режима – недопустимость беспорядочности и частых изменений режимных компонентов, постепенность перехода к новому режиму обучения, новому объему и характеру двигательной активности. Особое значение имеет воспитание потребности в ежедневной утренней гимнастике на открытом воздухе.

Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность достигает оптимальных величин. В дальнейшем вследствие наступления утомления работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.

 

Примерный распорядок дня студента

Подъем …………………………............…… 7.00 (8.30 в выходной)
Зарядка………………………....................…. 7.00-7.20
Туалет, завтрак, дорога в институт.........….. 7.20-8.55
Учебные занятия ……………...................…. 9.00-15.00
Второй завтрак или обед …….................….. 12.00-13.00
Полдник или обед ……………..................… 15.00-16.00
Отдых, занятия спортом ……..................…. 16.00-19.00
Ужин, выполнение заданий …..................… 19.00-21.00
Свободное время ……………..............……. 21.00-23.30
Отход ко сну ……………………............…... 23.30

 

Работоспособность в начале учебной недели бывает несколько понижена (период выработки), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник, среда, четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности; в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается подъем работоспособности, что связано с явлением «конечного перерыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.

При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации работоспособности на протяжении 2-2,5 месяцев. С началом зачетной сессии на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться.

В период зимних экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности сходны с отмеченными в первом полугодии, однако, в целом, ее уровень несколько ниже, снижение наступает раньше, еще до начала экзаменационной сессии; в период экзаменов градиент работоспособности выражен резче, чем в первом полугодии (рис. 2).

 

 


Изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.