Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы физического воспитания 3 страница




Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями связано с формированием у студентов правильного отношения к физической культуре, пониманием ее социальной роли, с осознанием личной необходимости заниматься освоением определенной системы занятий для организации здорового образа жизни. Образовательная подготовка, предусмотренная программой физического воспитания, предполагает не только систему определенных знаний, но также известные умения, которые должны обязательно использоваться в практике.

Несмотря на интегральный характер воздействия средств физической культуры и спорта на решение общих задач физического воспитания их можно условно дифференцировать по направленности использования: как средства нормирования двигательной активности, как средства активного отдыха и повышения умственной работоспособности и как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжения.

Одним из обязательных факторов здорового образа жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок. Они определяют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организационных и самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, который стал одним из видов общественной деятельности. Высокий уровень достижений в спорте требует от занимающихся выполнения очень больших по объему и интенсивности физических нагрузок.

Отсюда возникает важная задача – определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной деятельности.

Минимальные границы должны характеризовать тот объем двигательной активности, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма.

Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигаются наилучшие функциональные состояния организмов студентов и высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности.

Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести к переутомлению, к резкому снижению работоспособности в учебе и труде.

В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать «функциональное» удовольствие от их выполнения («мышечную радость»). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологическими нагрузками становятся потребностью студентов в зависимости от их эмоциональности и интереса.

Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в период зачетно-экзаменационной сессии, могут создавать у студента нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда, быта и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.

Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относятся активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.

Экзаменационная ситуация характерна известной неопределенностью исхода, что делает ее сильным эмоциональным фактором.

В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение – как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной активности через движение является наиболее эффективной.


Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе

физического воспитания

 

Физическое воспитание (ФВ) – педагогический процесс, являющийся частью общего воспитания человека и осуществляемый с помощью специально организованных физических упражнений.

Процесс физического воспитания заключается в следующем:

- во-первых, это заранее подготовленный и организованный педагогический процесс, предполагающий наличие учителя (тренера, преподавателя) и ученика, а также средств обучения и тренировки;

- во-вторых, это процесс сознательного и активного участия человека в выполнении физических упражнений, в формировании навыков, в развитии качеств, в приобретении знаний;

- в-третьих, физическое воспитание связано с преодолением возникающих трудностей, с развитием морально – волевых качеств, с формированием чувства коллективизма, патриотизма, готовности к труду и защите Родины.

 

Принципы сознательности и активности

а). Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятия. Исходным моментом сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация индивида, побуждающая заниматься физическими упражнениями. Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, постепенно подвести воспитанников к пониманию общественной сущности ФК, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду.

б). Стимулирование сознательного анализа, контроля и рационального использования сил при выполнении физических упражнений.

в). Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического совершенствования. Основным предметом изучения и развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность.

Преподаватель всегда остается ведущей фигурой педагогического процесса, но эта его роль не должна противопоставляться разумной активности воспитуемых. Особенно важно стимулировать развитие их творческих проявлений. Уже с первых шагов необходимо воспитывать у занимающихся умение самостоятельно решать двигательные задачи и рационально пользоваться средствами физического воспитания.

 

Принцип наглядности

Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности.

Непосредственная наглядность в процессе физического воспитания обеспечивается натуральной демонстрацией физических упражнений, а также «прочувствованием» их в результате личной практики.

К опосредованной наглядности относится, во-первых, использование рисунков, схем, макетов, кинограмм и других наглядных пособий, а также различного рода специальных типичных средств (например, приспособлений для звуковой информации, для предметного ориентирования), воссоздающих отдельные стороны движений и облегчающих непосредственное восприятие их; во-вторых, образное слово.

Наглядность – не только исходная предпосылка, но и неотъемлемое условие всего процесса совершенствования двигательной деятельности.

Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления.

 

Принципы доступности и индивидуализации

Эти принципы выражают необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностью воспитуемых, учитывая особенности пола, возраста, предварительной подготовленности, а также с индивидуальными различиями физических и духовных способностей.

Доступность физических упражнений зависит также от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т.д.). Одно из решающих условий доступности в процессе физического воспитания – это преемственность физических упражнений. Эту мысль часто выражают правилом от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному.

Столь же важное условие – постепенность в переходе от одних заданий к другим, более трудным. Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей.

Функциональные возможности организма индивидуально отличны. Индивидуальные отличия имеются и в том как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.

 

Принцип систематичности

а). Регулярность занятий и рациональное чередование нагрузок с отдыхом.

ФВ мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все возрастные периоды жизни. Оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен (в том смысле, что он не имеет перерывов). В процессе физического воспитания значительно широко представлено повторение. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные динамические стереотипы, соответствующую физиологическую основу двигательных навыков. Наряду с повторением для процесса физического воспитания характерна вариативность – широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, смена форм и содержания в целом.

Динамика функциональных возможностей организма обусловлена не только нагрузкой, но и отдыхом, необходимым для восстановления и повышения работоспособности. Отдых нужно рассматривать в качестве существенного компонента процесса физического воспитания.

б). Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

Общая последовательность материала определяется закономерностями возрастного развития и логикой перехода от широкого общего образования к более углубленным специализированным занятиям, осуществляемым в единстве с дальнейшей общей подготовкой. Существенное значение для выбора оптимальной последовательности занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет ближайшего последствия различных по характеру нагрузок.

 

Принцип прогрессирования

Характерные черты этого принципа – повышение сложности упражнений, нарастание физических качеств и длительности выполнения упражнения.

Очень существенным моментом является то, что степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления». Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания. При воспитании различных физических качеств она проявляется в прогрессирующем изменении различных параметров нагрузки – скорости движения, величины отягощений, количества повторений, общей длительности работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.