Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Сущность управления инновациями. Понятие, структура, функции инновации




Введение

Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения его целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение или повышение конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. За счет создания новой высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции предприятия формируют у себя условия экономического развития.

Основные задачи, решаемые в данном учебно-методическом пособии:

1. Рассмотреть концептуальные основы развития высоких технологий в производстве на основе отечественного и международного опыта для достижения конкурентоспособности продукта промышленности и сферы услуг.

2. Представить классификацию, признаки и критерии инноваций, методику оценки инновационной активности предприятия.

3. Обосновать функции и структуру управления инновационной деятельностью.

Российский рынок инноваций.

Общий рынок инноваций к 2000 году оценивался в 2 триллиона долларов, из них:

США – 39%

Япония – 30%

Германия – 16.6%

Китай – 5-6%

Россия – 5%

В развитых странах на одного разработчика приходится до 10 менеджеров, в России на 10 проектов один инновационный менеджер. В Российской Федерации существует 17 приоритетных направлений науки (биотехнология, атомная и космическая техника, система искусственного интеллекта, электронно-ионноплазменные технологии, мембраны и катализаторы).

Показатель удельного веса организаций, использующих инновации:

1992 г.-1994 г.-16%; с 1995 г. до 2000 г. – 5%; с 2000 г. по 2005 г. – небольшое увеличение, около 7%.

Доля затрат компаний на НИОКР в ВВП в России в 2007 году составил 0,7 %.

Современная инновационная политика государства ставит задачи модернизации всех отраслей экономики, которая должна основываться на освоении наукоемких технологий в промышленных организациях.

Данное учебное пособие позволит повысить уровень знаний студентов технических специальностей, изучающих курс «Инновационный менеджмент», необходимых для принятия инновационных решений в высокотехнологичных отраслях производства.

Исследования экономических систем переходного типа, как правило, исходят из разграничения двух исторически сложившихся моделей развития - импортозамещающей и экспортно-промышленной. Исторически индустриальный тип развития мог быть реализован только на базе импортозамещающей модели, получившей свое начало в странах Запада. Под ней понималось построение технологической цепочки «сырьевые отрасли - машинное производство» в рамках национального хозяйства. Прорыв той или иной страны в группу технологических лидеров осуществлялся в результате формирования в ее экономике воспроизводственного кругооборота, относительно независимого от внешних условий.

Импортозамещающая модель индустриального периода создала классический образец формирования инновационных потоков в хозяйственной системе. Речь идет о зарождении базисных нововведений в отраслях тяжелой промышленности, о направленности процесса распространения, диффузии нововведений от сектора производства средств производства к сектору производства предметов длительного пользования. Так, Й. Шумпетер связывает массовое появление «новых комбинаций» и рост капиталовложений в первую очередь с наибольшим оживлением в отраслях промышленности, производящих средства производства, с ростом потребления стали.

Импортозамещающая и экспортно-промышленная модели представляют собой применение различных комбинаций в рамках теории, предложенной Й. Шумпетером. Исторические традиции в развитии национального хозяйства и существующий потенциал определяют новые возможные производственные ориентиры через синтез элементов этих моделей. В результате чего возникает новая, инновационная модель развития экономики.

В этой ситуации необходимо формирование стадии импортозамещения, обеспечивающей промышленный тип «открытой» экономики, которая осуществляется на основе постепенного сближения разных технологических укладов, перехода от жестких вертикальных производственных связей к гибким горизонтальным в результате проникновения элементов нового технологического уклада, в частности, информационно-коммуни-кационных систем, во все звенья экономической структуры. Образование множества горизонтальных технологических цепочек, включающих внутрихозяйственные связи и одновременно выходящих за пределы национальной экономики, обеспечит устойчивость и создаст потенциал будущего развития. Данная позиция согласуется с анализом распространения нововведений на стадии импортозамещения, который показал наличие в обоих случаях эпидемистического эффекта: эффект прямой и обратной связи в диффузии нововведений (Акамацу), «вторичные волны коньюктур» (Шумпетер). Взаимопереплетение эффектов прямой и обратной связи обеспечивает экономический подъем за счет как расширения сферы применения новых комбинаций, так и сохранения старых производственных возможностей, использование которых считалось неэффективным.

Временной период
Запросы рынка
Фокусы
Организация
1960-е г.г. 1970-е г.г.   1980-е г.г.   1990-е г.г.
цена   цена, качество   цена, качество, выбор, время, доставки, цена, качество, выбор, время доставки, уникальность
эффективность   эффективность, качество   эффективность, качество, гибкость     эффективность, качество, гибкость, инновационность  
эффективная   обеспечивающая высокое качество   гибкая     инновационная
Рис.1. Эволюционная модель парадигмы инновационного менеджмента Болуина П. и Кумпе Т.

 

Таким образом, приоритетная поддержка и развитие передовых разработок создаст условия для формирования современной структуры российской экономики и способствует возникновению значительных экстренных возможностей, позволяющих выйти на внешние технологические рынки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.