Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация рассмотрения обращений и порядок приема граждан в органах внутренних дел




Обращения граждан являются важным средством осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Обращения, с одной стороны, выступают существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного развития, с другой - одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства.

Не остановившись подробно на понятийном аппарате, нормативном правовом регулировании, целях, задачах, функциях и принципах института обращений граждан в целом, невозможно перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о деятельности органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению обращений граждан

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам. Конституционное право граждан на обращение получило свое непосредственное воплощение в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимает направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Указанная статья далее раскрывает понятия:

- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; |

- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

При этом Закон гарантирует безопасность гражданина в связи с его обращением. Так, запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Государством также обеспечивается защита прав граждан на обращения. Так, в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[174] может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на общения граждан.

Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения влекут за собой более суровую (нежели административную) ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, а также о компенсации морального вреда, причиненных ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

Работа с обращениями граждан в органах внутренних дел, подразделениях, учреждениях и организациях системы МВД России является отдельным направлением, призванным обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Так, согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ «О милиции» милиция обязана принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. Во исполнение этого положения и норм, содержащихся в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. № 750 была утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, которая устанавливает единый порядок рассмотрения обращений граждан.

Статья 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Например, применительно к деятельности участкового уполномоченного милиции данная информация вывешивается у входа в участковый пункт милиции или в ином доступном для населения месте. На информационных стендах для жителей административного участка размещается информация о днях и часах приема граждан, а также номерах телефонов участкового уполномоченного милиции и дежурной части органа внутренних дел.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое участковым уполномоченным милиции в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.


кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Олег Иванович Бекетов

(Омская академия МВД России);

кандидат юридических наук, профессор Сергей Николаевич Бочаров

(Московский университет МВД России);

доктор юридических наук, доцент

Андрей Иванович Каплунов

(Санкт-Петербургский университет МВД России);

кандидат юридических наук Учебник Александр Николаевич Кокорев

(Московский университет МВД России);

кандидат юридических наук, доцент Алексей Евгеньевич Маслов

(Московский университет МВД России);

кандидат юридических наук, доцент Виталий Николаевич Опарин

(Омская академия МВД России);

кандидат юридических наук, доцент Александр Степанович Телегин

(Пермский филиал Нижегородской академии МВД России);

кандидат юридических наук, доцент Николай Николаевич Цуканов

(Сибирский юридический институт МВД России)


[1] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965. С 81-82.

[2] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: Омск: ВШМ МВД РФ, 1993. С. 140.

[3] Там же. С. 141.

[4] Там же. С. 432.

[5] Загряцков М. Полиция // Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат». - 11-е стереотип, изд. - М., 2008. С. 511.

[6] Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. 2005. № 1. С. 9.

[7] Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. - 3-е изд., с изм. и доп. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. - М.: Московская академия МВД России. Центр юридической литературы «Щит», 2001. С. 45-55.

[8] Кондратов Б.П., Соловей Ю.П.. Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 27-28.

[9] Кондратов Б.П.. Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. С. 21-30.

[10] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. I. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 23-25.

[11] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. I. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 28-32.

[12] Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права / Полицейское право. 2005. № I (1). С. 11.

[13] Там же.

[14] Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 401.

[15] Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. С. 715.

[16] Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Государственное управление в области внутренних дел: Учебное пособие. - М. 1997. С. 3.

[17] Безденежных В.М. О соотношении учебных курсов «Административное право» и «Административная деятельность органов внутренних дел». Актуальные проблемы административного права России: Материалы всерос. науч. практ. конф. - Омск: Юридический институт МВД России, 1999.

[18] См., например: Ямпольская Ц.А. Субъекты советского права: Дисс.... д-ра юрид. наук. - М.. 1958; Мицкевич А.В. Субъекты советского права. - М., 1962; Бахрах Д.Н. Система субъектов советского административного права // Советское государство и право. 1986. № 2; Никифоров М.В. Граждане как субъекты административного права: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2000; Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): Автореф. дисс....канд. юрид. наук. - М., 2003.

[19] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник / Под Ред. А. П. Коренева. - М.: МЮИ МВД РФ, 1996, С. 12; Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. - М.: Московская академия МВД РФ, Щит-М, 2001. С. 12.

[20] Алехин А.П., Кармолицкш А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Зерцало-М, 2003. С. 29-33, 117, 556-577.

[21] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. - М.: Московская академия МВД РФ, Щит-М, 2001. С. 3.

[22] Отождествление органа внутренних дел с милицией допускают авторы указанного нами учебника в наименовании одной из его глав (см.: «Административная деятельность органов внутренних дел». С. 255).

[23] Так, в гл. 23 КоАП РФ среди органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ст. 23.3 КоАП РФ выделяет ОВД, или милицию.

[24] Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. №214-0 «По запросу Главы администрации Псковской области о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 7, 8 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции».

[25] См.: ст. 19 Закона РФ «О милиции» и ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1.

[26] См., например: Российский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы: Учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000, С. 368; Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. О.А. Галустяна, А.П. Кизлыка - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2005. С. 170.

[27] СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.

[28] В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» на внутренние войска возлагаются следующие задачи: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации.

[29] См.: ст. 2 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

[30] СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.

[31] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова: В 2 ч. Ч. 1. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 54.

[32] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. - М., 1988. С. 179.

[33] Эта особенность административно-правовых отношений детально обоснована Ю.М. Козловым (см.: Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. - М., 1967).

[34] О наличии звеньев в системе органов внутренних дел говорил и А.П. Коренев (см.: Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Учебник. С. 61-67). В учебной литературе, посвященной административной деятельности органов внутренних дел, встречается другая позиция по вопросу о системе органов внутренних дел (см.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова: В 2 ч. Ч. 1. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 53-54).

[35] Целесообразность законодательного закрепления понятия органов внутренних дел уже обосновывалась учеными-административистами (см.: Мищенко А.А. Правовой статус начальника как основного субъекта управления горрайорганом внутренних дел: Дисс.... канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 15, 117, 118; Журавлев Н.Н. Конституционно-правовое регулирование нормотворческой деятельности органов внутренних дел // Роль органов внутренних дел в формировании правового государства. - МЛ, 1991. С. 238; Рудяков Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. - Хабаровск: ВШ МВД СССР, 1990. С. 41; Гранат И.Л., Колесникова О.М. Тимофеев М.С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 81 и др.).

[36] Основы управления в органах внутренних дел. - М., 1988. С. 40.

[37] Туманов Г.А. Организация управления в сфере общественного порядка. - М., 1972. С. 94-95.

[38] Основы управления в ОВД. - М., 1988. С. 40.

[39] Разин Л.М. Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел. - М., 1974. С. 18.

[40] Герасимов А.П. Закономерности управления правоохранительной деятельностью. - 1988. С. 75.

[41] Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Изд. 1. Т. XXII. № 20406.

[42] Одновременно с МВД были созданы следующие министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, финансов, народного просвещения.

[43] ПСЗ. Т. XXXI. № 24307.

[44] Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945.

[45] Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927, утвердивший «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

[46] Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: Монография. - М.: «Проспект», 1999. С. 14.

[47] СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

[48] Административное право России: Курс лекций. - М.: МосУ МВД России, 2006. С. 9.

[49] Образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 и последовавшим за ним приказом МВД России от 31 октября 2008 г. № 940 «Вопросы Департамента по противодействию экстремизму Министерства внутренних Дел Российской Федерации».

[50] Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2007 г. № 610 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» // СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2393.

[51] Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

[52] См., например: приказ МВД России от 31 октября 2008 г. № 946 «Вопросы ГУ МВД России по федеральным округам».

[53] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. - Омск: ВШМ МВД России, 1993. С. 20-21.

[54] Административно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации: Учебное пособие. - Омск: Юридический институт МВД России, 1997. С. 27-28.

[55] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) определяет учреждение как некоммерческую организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 120).

[56] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

[57] СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712.

[58] СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.

[59] Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.Б. Российский закон о милиции. - М.: МП «Вердикт», 1992. С. 68.

[60] Соловей Ю.П. Указ. соч. С. 125.

[61] Кондратов Б.П.. Соловей Ю.П., Чепчиков В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2006. С. 14.

[62] ВСНД РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

[63] Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ. соч. С. 19.

[64] ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

[65] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. -Омск, 1993. С. 141.

[66] Кондратов Б.П., Соловей Ю.II., Черников В.В. Российский закон о милиции. - М.: МП «Вердикт», 1992. С. 71-77.

[67] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[68] СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3019.

[69] СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.

[70] СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4904.

[71] СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4905.

[72] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

[73] БНА ФОИВ. 2003. № 1.

[74] БНА ФОИВ. 2008. № 27.

[75] СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

[76] САПП РФ. 1992. №8.

[77] САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 507.

[78] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. - М: МЮИ МВД России, изд-во «Щит-М». 1999. С. 214-216.

[79] Конклюдентные действия (от лат. concludere - «заключать», «делать выводы») - это поведение лица, которое свидетельствует о его намерении вступить в правоотношение, совершить сделку. Это косвенный способ выражения воли не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении (например, жесты регулировщика).

[80] Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. – М., 1968. С. 38.

[81] См.: приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России».

[82] См.: пп. 4. п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927.

[83] Утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30.

[84] Утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.

[85] См.: приказ МВД России от 28 февраля 2005 г. № 132 «Об утверждении Регламента взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти».

[86] Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

[87] Приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации».

[88] См., например: Инструкцию по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. № 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации».

[89] От лат. methodus - «прием», «способ», «метод» // Большой словарь иностранных слов. - М.. ООО «Дом Славянской книги», 2009. С. 494.

[90] Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1996. С. 185.

[91] Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. - М.: Академия МВД СССР, 1987. С. 130.

[92] Вельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. 2003. № 4. С. 11-18.

[93] СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 269.

[94] См.: п. 12 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

[95] См.: п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

[96] Перечень опасных предметов и веществ, запрещенных пассажирам и членам экипажей к перевозке в салонах гражданских воздушных судов, установлен Министерством транспорта Российской Федерации (см. приложение 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденным приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. № 104).

[97] См.: постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

[98] См.: постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации».

[99] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965. С. 137.

[100] См.: приложение 1 к приказу МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

[101] См.: постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».

[102] См.: приложение 1 к приказу МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

[103] БНА ФОИВ. 2004. № 40.

[104] См.: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ. 2003. № 27 (часть II). Ст. 2805.

[105] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

[106] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». - М: «Проспект», 2000. С. 313.

[107] Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. Наук. Омск, 1998. С. 56-57.

[108] Соловей Ю.П., Черников В.В. Указ соч. С. 315-316.

[109] Специальная подготовка к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, состоит из трех обязательных составных частей: а) изучения материальной части, тактико-технических характеристик табельного огнестрельного оружия, правил обращения с ним; б) изучения положений законодательства, регламентирующих правила применения и использования огнестрельного оружия; в) огневой подготовки.

[110] Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 28 октября 2006 г. № 860.

[111] См.: приложение к приказу МВД России «Об организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации» от 12 июля 1995 г. № 269.

[112] См.: приказ МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

[113] См.: постановление Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства об ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» от 22 сентября 1989 г. № 4 // БВС СССР. 1989. №6. С. 11; постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах практики применения судами республики законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка и мелкую спекуляцию» от 27 июня 1978 г. № 4 // БВС РСФСР. 1978. №9. С. 6.

[114] Приказ МВД России от 5 ноября 2003 г. «Об утверждении Инструкции о порядке применения органами внутренних дел специальных средств».

[115] В Федеральном законе «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. огнестрельное оружие определяется как «оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда».

[116] Опасность - «возможность, угроза бедствия, несчастья» // Словарь русского языка. - М.: Изд-во «Русский язык», 1983. Т. 2. С. 620.

[117] Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. «Внимание: оружие!» (правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции). - М.: Интердетектив, 1992. С. 31.

[118] Соловей Ю.П., Каплунов А.И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Учебно-практическое пособие. - Омск: Омская высшая школа милиции МВД России, 1995. С. 40.

[119] Бюллетень Верховного Суда (БВС) СССР. 1989. №6. С. 11. Следует отметить, что действующий УК РФ не содержит данного состава преступления, поэтому указанные действия следует рассматривать только как разновидность противодействия, с которым сталкиваются сотрудники при пресечении различных противоправных действий.

[120] Необходимо особо подчеркнуть, что субъектом данного преступления могут быть только лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, либо лица, осужденные к лишению свободы и отбывающие это наказание. Лица, задержанные по основаниям, указанным в ст. 91 УПК РФ, в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ. субъектом данного преступления не являются.

[121] Под групповым в данном случае понимается такое нападение, когда лицо, в отношении которого применяется огнестрельное оружие, действует совместно хотя бы еще с одним соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния здоровья.

[122] В случае, если специальные средства и огнестрельное оружие применяются по приказу начальника, оценка его правомерности производится в соответствии со ст. 42 УК РФ (исполнение приказа или распоряжения). Однако и эта норма основывается на принципе индивидуальной вины.

[123] См.: постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий халатности и должностном подлоге» от 30 марта 1990 г. //БВС СССР. 1990. №З.С. 17.

[124] См.: постановление Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» от 16 августа 1984 г. № 14 // БВС СССР. 1984. № 5. С. 12.

[125] Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования: Монография. - Киров, 2001. С. 163.

[126] Там же.

[127] Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. п. 16-19), утвержденное приказом МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 // БНА ФОИВ. 1999. №39.

[128] Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М., 1965. С. 88.

[129] Разаренов Ф.С. Основы административной деятельности милиции. - М, 1986. С. 14.

[130] Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. - Омск, 1993. С. 144-145.

[131] Там же.

[132] См., например, Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Бюрократизм в правоохранительной деятельности: истоки и пути преодоления // Советское государство и право. 1990. № 9. С. 63-64.

[133] В 2002 г. О.И. Бекетовым с помощью специально разработанного инструментария было опрошено 320 участковых уполномоченных милиции, непосредственно осуществлявших административный надзор в Омской и Новосибирской областях.

[134] Бабаев М.М., Блувштейн Ю.Д. Там же. С. 63-64.

[135] «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: Материалы парламентских слушаний, 8 июня 2006 года. - М.: Издание Государственной Думы, 2007. С. 3.

[136] СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5740.

[137] Большой юридический словарь. - М., 1998. С. 782.

[138] Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел. - М., 2002. С. 7.

[139] Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. - М., 2003. С. 10.

[140] См.: приказ МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» // БНА ФОИВ. 2005. №31.

[141] См.: приказ МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

[142] См., например: постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»; от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»; от 26 июня 2008 г. № 475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов»; Инструкцию о порядке осуществления привода, утвержденную приказом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»); и т. д.

[143] См.: письмо МВД России от 18 июня 2003 № 13/ц-72 «О направлении методических рекомендаций».

[144] См.: письмо МВД России от 18 июня 2003 № 13/ц-72 «О направлении методических рекомендаций».

[145] См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апр.

[146] См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

[147] В этом случае согласно ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ жалобу рассматривает суд.

[148] См.: приложение № 1 к приказу МВД России от 26 февраля 2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации».

[149] См.: Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденную приказом МВД России от I декабря 2005 г. № 985.

[150] Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - М.: 1997. С. 164.

[151] Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23 августа 2005 г.

[152] Российская газета. 2006. 15 июня.

[153] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

[154] См., например, приказы МВД России от 2 августа 1996 г. № 426 «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России»; от 7 марта 1998 г. «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам»; от 17 августа 2004 г. № 515 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при приеме, регистрации, учете и рассмотрении заявлений о преступлениях» и др.

[155] Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд «Университет». 2004. С. 268.

[156] Строгович М.С. Проблемы общей теории права // Избранные труды. Т. 1. - М., 1990. С. 111.

[157] Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. - М.: Академия МВД России, 1993. С. 8.

[158] Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

[159] СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

[160] СЗ РФ. 2001. № 24. Ст. 2416.

[161] См.: ст. 30.7 КоАП РФ.

[162] См.: приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. № 751 «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений».

[163] См.: приказ МВД России от 29 марта 2005 г. № 215 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

[164] См.: приложение № 2 к приказу МВД России от 18 ноября 2004 г. № 751 «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений».

[165] Подробнее см.: приказ МВД России от 5 октября 2005 г. № 815 «Об организации и проведении инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел».

[166] Порядок проведения и документирования скрытого контроля определяется Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности».

[167] Громыко С.С. Обеспечение законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти (административно-правовой аспект): Дисс.... канд. юрид. наук. - СПб.: СПб университет МВД России, 2003. С. 143-146.

[168] Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

[169] Российская газета. 1993. 12 мая.

[170] СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

[171] БНА ФОИВ. 2006. № 49.

[172] См.: ст. 38 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

[173] См.: ст. 38 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[174] См.: ст. 2.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45; ст. 2.6 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях»; ст. 4.1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. № 81 -ЗАО «Об административных правонарушениях» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.