Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. 2 страница




В узком смысле в качестве особого метода государственного регулирования понимается экспортный контроль, установленный Законом "Об экспортном контроле", а также Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" <1>, что и будет рассмотрено ниже.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

 

Под экспортный контроль в соответствии с вышеназванными Законами подпадают следующие объекты:

- вооружение и военная техника;

- товары, информация, работы, услуги, технологии, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

- товары, информация, работы, услуги, технологии, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;

- товары и технологии двойного назначения (отдельные виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые хотя и предназначены для использования при создании обычной продукции, но могут быть использованы и при создании вооружения, военной техники, оружия массового уничтожения и средств его доставки).

Конкретные перечни (списки) номенклатуры товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, устанавливаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580, которым утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль // СЗ РФ. 2004. N 19 (ч. II). Ст. 1881.

 

Механизм экспортного контроля предусматривает:

- создание организациями внутрифирменной программы экспортного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176, которым утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля // СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1139 (с изм. и доп. от 22 января 2001 г., 3 октября 2002 г., 4 февраля 2005 г.).

 

- создание организациями внутрифирменной системы экспортного контроля <1>;

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минэкономики РФ от 9 февраля 1999 г., которым утверждено Временное положение "Об организации, регистрации и аттестации внутрифирменной системы экспортного контроля на предприятии (в организации)" // Текст размещен на сервере Федерального компьютерного центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр) в Internet (www.db.ftcenter.ru).

 

- проведение независимой идентификационной экспертизы контролируемых товаров и технологий <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2001 г. N 477, которым утверждено Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2687 (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г., 4 февраля 2005 г.).

 

- получение письменного обязательства иностранного контрагента о том, что передаваемые контролируемые товары и технологии не будут использованы для создания оружия массового поражения и средств его доставки;

- государственную экспертизу внешнеэкономических контрактов экспортеров <1>;

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. N 294, которым утверждены Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1713 (с изм. и доп. от 4 февраля 2005 г.).

 

- ведение экспортерами учета этих контрактов;

- подготовку и выдачу соответствующими министерствами и ведомствами заключений о возможности экспорта товара;

- лицензирование.

В определенных случаях, исходя из национальных интересов и в целях выполнения международных обязательств РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспортных операций с контролируемыми товарами.

За нарушение законодательства об экспортном контроле установлена административная ответственность в виде штрафа, а также конфискации (ст. 14.20 КоАП РФ).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает в себя осуществление контроля за импортом. Государственный контроль за импортом также может пониматься в широком и узком смысле слова. Рассмотрим одно из направлений контроля за импортируемыми товарами. В целях защиты потребителей установлен контроль за качеством импортируемых товаров.

Законодательством установлены требования, которым должны соответствовать ввозимые на территорию РФ товары. Такие требования, а также правила осуществления контроля за импортными товарами едины и обязательны на всей территории РФ.

Для обеспечения соответствия импортных товаров установленным требованиям в РФ действует система сертификации. Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации, не производится без наличия сертификата.

В целях обеспечения поступления на российский рынок качественной продукции запрещен ввоз на территорию РФ товаров, которые:

- не соответствуют установленным стандартам и требованиям;

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в необходимых случаях;

- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

В целях обеспечения качества и безопасности использования на территории РФ импортных товаров запрещается продажа на территории РФ импортных товаров без информации о них на русском языке.

 

25.11. Предотгрузочная инспекция

 

К новым способам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится также предотгрузочная инспекция, проводимая в отношении товаров, перечни которых утверждаются Правительством РФ. Данная мера направлена на защиту прав потребителей и противодействие недобросовестной практике импорта товаров. Такая мера носит срочный характер и по общему правилу может вводиться на срок до трех лет, однако этот срок может быть продлен решением Правительства РФ. Процедура предотгрузочной инспекции предусматривает проведение инспекции в срок до трех рабочих дней (по общему правилу) и за счет импортера. В целях обеспечения равенства прав участников внешнеэкономической деятельности на время установления предотгрузочной инспекции снижаются ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых введена инспекция. По результатам предотгрузочной инспекции выдается сертификат о ее прохождении или принимается решение об отказе в его выдаче. В случаях введения предотгрузочной инспекции выпуск товаров, подлежащих такой проверке, в обращение на территорию РФ осуществляется только при наличии сертификата о ее прохождении. Положение о предотгрузочной инспекции, а также перечень товаров, подлежащих такой инспекции, содержится в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ подписано, но не вступило в силу. Текст официально не опубликован.

 

25.12. Валютное регулирование

 

25.12.1. Общие положения

 

Валютное регулирование - вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемое в целях охраны публичных интересов государства.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является принятый 10 декабря 2003 г. Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", регулирующий как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например предусматривающий особые требования к некоторым валютным операциям.

В Законе "О валютном регулировании" раскрыты основные понятия валютных отношений: "валюта РФ", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты" <1> и т.д., а также определены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и органы и агенты валютного контроля, установлены валютные ограничения.

--------------------------------

<1> Хозяйствующие субъекты - резиденты - это индивидуальные предприниматели и организации (включая их самостоятельные структурные подразделения), зарегистрированные в РФ, а нерезиденты - хозяйствующие субъекты (включая их самостоятельные структурные подразделения), созданные в соответствии с законодательством иностранного государства и находящиеся вне территории РФ.

 

Органами валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются с точки зрения валютного законодательства резидентами и нерезидентами. При ведении внешнеэкономической деятельности они осуществляют различные валютные операции. Валютные операции делятся на текущие и связанные с движением капитала.

По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Ограничения установлены Законом "О валютном регулировании", их перечень является закрытым. В Законе закреплено положение об отмене валютных ограничений с 1 января 2007 г.

 

25.12.2. Валютные ограничения

 

Законом установлен ряд валютных ограничений. Ограничения, устанавливаемые в отношении операций, связанных с движением капитала:

1) Центральный банк РФ в случаях, прямо предусмотренных Законом, может установить требование об использовании специального счета при осуществлении валютных операций <1>;

--------------------------------

<1> См. Инструкцию ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. N 116-И.

 

2) Центральный банк РФ и Правительство РФ также в случаях, прямо предусмотренных Законом, могут устанавливать требования резервирования резидентами своих средств в уполномоченных банках <1>. Предусмотрен размер и срок резервирования. Например, при предоставлении резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте некоторых товаров установлено требование о резервировании резидентом суммы в размере, не превышающем 50 процентов суммы отсрочки платежа на срок в пределах 2 лет.

--------------------------------

<1> См. Инструкцию ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 114-И (уполномоченные банки - кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте).

 

На суммы резервирования проценты не начисляются и проведение с ними операций, кроме установленных валютным законодательством, запрещено. Законом установлено, что при банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.

Валютным ограничением является также требование открытия резидентами валютных счетов в уполномоченных банках. Однако Законом "О валютном регулировании" установлены случаи, когда резиденты вправе открывать счета в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12).

К валютным ограничениям относится требование о репатриации валютной выручки. В целях обеспечения репатриации валютной выручки резиденты обязаны зачислять всю валютную выручку в определенные сроки на счета в уполномоченных банках. Законом установлены случаи, освобождающие резидента от этой обязанности, перечень оснований освобождения является закрытым.

Валютным ограничением является и требование об обязательной продаже части валютной выручки. Размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, устанавливается Центральным банком РФ в пределах 30 процентов суммы выручки. Продажа должна быть осуществлена не позднее чем через 7 дней со дня ее поступления на счет резидента в уполномоченном банке <1>.

--------------------------------

<1> См. Инструкцию ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И.

 

Валютным законодательством установлено, что ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется без ограничений, ввоз и пересылка в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме может предусматривать требование о предварительной регистрации.

По общему правилу запрещена реализация товаров гражданам за наличную иностранную валюту. Однако из этого правила существуют изъятия, в соответствии с которыми организациям предоставлено право вести торговлю за наличную иностранную валюту.

Это, в частности, относится к магазинам беспошлинной торговли, работающим в соответствии с полученными разрешениями.

Установлена обязанность резидентов-импортеров ввезти в определенный срок товары, оплаченные в иностранной валюте, или вернуть в РФ перечисленные за него средства и зачислить на счет в уполномоченном банке <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4654 (с изм. и доп. от 8 апреля 2003 г.).

 

Валютное регулирование предполагает необходимость функционирования системы валютного контроля.

 

25.12.3. Органы и агенты валютного контроля

 

В целях соблюдения валютного законодательства создана система органов и агентов валютного контроля. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а агентами - территориальные органы этой Службы, уполномоченные банки, таможенные органы и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Органы и агенты валютного контроля в рамках своей компетенции контролируют соблюдение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, поступление средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям в уполномоченные банки, а также выполняют целый ряд различных функций в сфере контроля за валютными, экспортно-импортными и иными внешнеэкономическими операциями.

Органы валютного контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и применять меры ответственности за их нарушения.

 

25.12.4. Механизм валютного контроля

 

Механизм контроля определен, в частности, Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" <1>.

--------------------------------

<1> ВБР. 2004. N 36.

 

В Инструкции предусмотрен специальный механизм контроля за поступлением на счета резидентов валютных средств, полученных от ведения внешнеэкономической деятельности. Установлены требования, предъявляемые к оформлению документов при экспортных и импортных операциях.

Документом валютного контроля является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется по каждому внешнеэкономическому контракту и представляется в уполномоченный банк. Паспорт сделки - это документ, содержащий сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. В соответствии с Инструкцией паспорт сделки содержит все сведения о сделке, которые излагаются в стандартизированной форме. Вместе с паспортом сделки в уполномоченный банк должны быть представлены оригинал контракта и оформленная должным образом его копия. Подпись уполномоченного банка на паспорте сделки означает принятие банком контракта на расчетное обслуживание и выполнение функции агента валютного контроля.

Валютный контроль осуществляют также таможенные органы. Они принимают товар к таможенному оформлению только при представлении наряду с прочими документами ксерокопии паспорта сделки, подписанной банком. В свою очередь, таможенные органы представляют в уполномоченный банк учетную карточку, которая является возвратным документом. Учетная карточка оформляется таможенным органом для банка и содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации, которые необходимы банку для контроля по заключенному внешнеэкономическому контракту.

Поскольку оформление паспорта сделки служит целям валютного контроля, его оформление в некоторых случаях не требуется. Так, при вывозе продукции не в режиме экспорта паспорт сделки не оформляется.

 

25.12.5. Ответственность в сфере валютного законодательства

 

За нарушения валютного законодательства установлена уголовная, административная ответственность. Уголовная ответственность установлена за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в сумме, превышающей 5 млн. рублей. Административная ответственность установлена за следующие виды нарушений:

- осуществление незаконных валютных операций или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании;

- нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

- невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки;

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

- несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности, нарушение установленного порядка использования специального счета и резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок;

- нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Последнее положение можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 апреля 2004 г. N А33-15998/03-С6-Ф02-1001/04-С1 указал, что Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено правило, в соответствии с которым импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

В установленные сроки обязанность по ввозу на территорию Российской Федерации товаров либо возврату средств в сумме 7600 долларов США импортером не исполнена, следовательно, он правомерно привлечен органом валютного контроля к ответственности на основании ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ <1>.

--------------------------------

<1> СПС "Гарант".

 

Особые меры ответственности применяются к уполномоченным банкам. За нарушения валютного законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России в сфере валютного регулирования и валютного контроля уполномоченные банки могут быть ограничены в проведении операций купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной форме <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указание ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У // Вестник Банка России. 1999. 24 февр. N 13.

 

25.13. Налоговое регулирование экспорта-импорта

 

Экономическим методом регулирования экспорта-импорта является налоговое регулирование.

Налоговое регулирование экспортно-импортных операций относится к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельности. Оно осуществляется путем взимания налога на добавленную стоимость и акцизного сбора.

Основополагающим нормативным актом, устанавливающим правовое регулирование взимания налога на добавленную стоимость и акцизов, является НК РФ <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340 (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6 июня 2005 г.).

 

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагаются товары, ввозимые на территорию РФ. Законом установлен порядок определения налоговой базы, особенности налогообложения. Ставки НДС зависят от таможенной стоимости товара, величины таможенной пошлины, размера акциза.

Предусмотрено освобождение от уплаты вышеназванного налога некоторых ввозимых товаров. Освобождение от уплаты НДС может предоставляться, если это предусмотрено международными договорами РФ, а также в соответствии с нормами внутреннего права в зависимости от вида товара, его происхождения и хозяйственного назначения. В частности, от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с международными договорами освобождаются товары, происходящие из государств-участников СНГ. Не взимается налог с технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, с материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, с продукции морского промысла, выловленной и (или) произведенной рыбопромышленными предприятиями РФ.

При экспорте производится налогообложение по ставке 0 процентов. Условием применения такой ставки является представление в налоговые органы соответствующих документов (ст. ст. 164, 165 НК РФ).

Налогообложение ввозимых подакцизных товаров также предусмотрено НК. Кодексом установлены виды подакцизных товаров, налоговые ставки, определены порядок их исчисления, круг плательщиков акцизов, предусмотрена возможность освобождения от уплаты акцизов.

 

25.14. Договоры во внешнеэкономической деятельности

 

25.14.1. Общие положения

 

Договоры - правовая форма, в которую облекаются соглашения сторон, содержащие права и обязанности при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Договоры во внешнеэкономической деятельности могут носить различные наименования: контракт, соглашение, собственно договор. Тем не менее, как показывает международная практика, наиболее часто используется термин "контракт". Различные наименования никакой юридической роли не играют, все эти соглашения являются договорами, направленными на создание взаимных прав и обязанностей.

Современные правовые системы, в том числе правовая система России, предоставляют участникам внешнеэкономической деятельности широкие возможности по определению своих взаимных прав и обязанностей. При этом стороны при определении прав и обязанностей могут идти дальше законодательных положений. Ограничительными рамками для такого определения могут быть лишь сами законодательные положения либо интересы публичного порядка России.

В свете особенностей внешнеэкономической деятельности, когда ее участники принадлежат к правовым системам различных государств и не могут детально знать законодательство соответствующего государства, а также в свете интенсивного международного экономического оборота, в заключаемые договоры необходимо включать подробные условия с целью установления взаимных прав и обязанностей, которые могли бы определять и регулировать любые возможные действия и последствия таких действий.

В случае возникновения спора между сторонами арбитражные органы обращаются прежде всего к договору как к правовому документу, определяющему их права и обязанности. И только в том случае, если договор не определяет четко права и обязанности сторон, не содержит подробные условия их осуществления, арбитражные органы обращаются к законодательным актам.

Таким образом, значительная роль договора в регулировании отношений между участниками внешнеэкономической деятельности обусловлена особенностями этой деятельности, имеющей международный характер.

 

25.14.2. Порядок заключения договоров

 

Российское законодательство предусматривает, что внешнеэкономические сделки должны совершаться в письменной форме. Такое требование к форме внешнеэкономической сделки вытекает из ст. 162 ГК РФ и ст. 7 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже) <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240.

 

Договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, или обмена письмами, телетайпограммами, телеграммами, телефонограммами и т.п., подписанными стороной, которая их посылает.

Поскольку иное не предусмотрено в законодательстве, стороны сами определяют язык, на котором заключается договор, структуру договора, его содержание и т.д.

Стороны сами определяют, кто должен подписывать договор: должностные лица в силу учредительных документов или же лица, уполномоченные по доверенности.

 

25.14.3. Виды договоров

 

Во внешнеэкономической деятельности широко используются типовые проформы договоров (контрактов), разработанные, в частности, различными международными организациями и ассоциациями предпринимателей. Например, типовые проформы контрактов поставки (купли-продажи) зерна, оборудования, подряда, договоров фрахтования судов и т.д.

Наиболее распространены во внешнеэкономической деятельности следующие виды договоров: купли-продажи (поставки), подряда, лицензионные, агентские, перевозки.

Подавляющая часть международного экономического оборота приходится на куплю-продажу товаров (продукции). В связи с этим значительная роль в регулировании отношений в данной области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются не только подробным изложением условий купли-продажи, относящихся, в частности, к предмету договора, цене, формам расчета и т.д. Договоры включают также так называемые базисные условия поставок, под которыми понимаются условия поставок (продажи), сложившиеся в международном экономическом обороте. Эти условия касаются в основном места и момента передачи товара, вопросов перевозки, распределения рисков гибели или повреждения товара. Указанные условия выработаны в результате их длительного применения участниками внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в международной практике. Они известны под названием "торговые термины".

Сборники этих терминов регулярно публикуются Международной торговой палатой. В целях единообразного понимания и применения этих терминов во внешнеэкономической практике Международная торговая палата регулярно унифицирует правила их толкования. Результатом этой работы являются издаваемые палатой "Международные правила толкования терминов" (Инкотермс). Последняя редакция этих Правил принята в 2000 г. В контрактах соответствующее положение формулируется следующим образом: "Поставка товара производится на условиях (дается название термина) в редакции Инкотермс - ____ г.".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.