Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики. 4 страница




Статья 40 Кодекса содержит критерии для признания рыночной цены товаров (работ, услуг), рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности, а также правила определения рыночных цен.

Согласно п. 11 ст. 40 Кодекса, на который сослался суд кассационной инстанции, при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

Исходя из п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 данной статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

В частности, при определении рыночной цены товара учитываются информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях, количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств и др. При этом принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Кроме того, в ст. 40 Кодекса приведены и иные методы определения рыночной цены для целей налогообложения, такие как метод цены последующей реализации и затратный метод.

Названные методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам (работам или услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 Кодекса определение рыночных цен производится по правилам п. п. 4 - 11, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, т.е. они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

Налоговая инспекция, доначисляя налоговые платежи по итогам проверки, не определив рыночную цену рыбопродукции по правилам ст. 40 Кодекса, использовала информацию (справку) комитета от 16 июля 2003 г. N 1013-Ц-4/12.

В этой справке, представленной по запросу налогового органа, указан уровень средних оптовых цен на свежемороженую рыбопродукцию, реализуемую рыбодобывающими предприятиями на астраханском региональном оптовом рынке в 2001 - 2002 гг.

Суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства дела и оценив доказательства, пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта обоснованности применения этих цен при определении результатов сделок между взаимозависимыми лицами.

У суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права, что в соответствии с п. 1 ст. 304 АПК РФ является основанием для его отмены.

Законодательство об оценочной деятельности закрепляет правила установления рыночной стоимости объекта оценки.

Вместе с тем, помимо рыночных, существуют и иные виды свободных цен. Для примера можно назвать инвестиционные, ликвидационные, утилизационные цены, а также цены, сложившиеся между взаимозависимыми лицами. Не относясь к рыночным, они являются свободными, поскольку формируются без применения государственного воздействия на них. Таким образом, приходим к выводу, что рыночные цены являются лишь одной из разновидностей цен свободных. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. При этом как общее правило презюмируется, что, если не оговорено или не доказано иное, цена является рыночной.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Надо сказать, что государственное регулирование цен в том или ином объеме осуществляется во всех странах с рыночной экономикой. Основная задача данной главы - рассмотреть правовые основы такого регулирования в Российской Федерации.

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируются соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Применение свободных рыночных цен контролируется также в целях налогообложения. Так, в силу п. п. 2, 3 ст. 40 НК РФ:

"2. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей".

Таким образом, контроль может осуществляться за применением цен, в том числе свободных.

При этом следует иметь в виду, что обязанность установления рыночной цены и доказывания ее значительного отклонения от уровня цен, примененных налогоплательщиком, лежит на налоговом органе. Приведем пример.

ООО "Харви-Яр Инк." обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики к МРИ МНС России N 2 по Удмуртской Республике с заявлением о признании недействительным решения от 16 июня 2003 г. N 18 о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 1 декабря 2003 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 января 2004 г. решение суда оставлено без изменения.

МРИ МНС России N 2 по Удмуртской Республике с судебными актами не согласна, просит их отменить, в удовлетворении требований ООО "Харви-Яр Инк." отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность судебных актов, Федеральный арбитражный суд Уральского округа не нашел оснований для их отмены, что отражено в его Постановлении от 5 мая 2004 г. N Ф09-1732/04-АК.

Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией МНС России N 2 по Удмуртской Республике проведена выездная налоговая проверка ООО "Харви-Яр Инк." по налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автодорог, налогу на землю, налогу на имущество и налогу на содержание милиции за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 16 июня 2003 г. N 18 о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 382833 руб., налог на пользователей автодорог в размере 2842 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налогов - 20556 руб. и 28 руб. соответственно, а также общество привлечено к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 77135 руб.

Данное решение послужило поводом для обращения с заявлением в суд. По мнению заявителя, налоговый орган необоснованно применил ст. 40 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДС и налогу на пользователей автодорог, не принял действующий в обществе порядок ведения раздельного учета и нарушил требования Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 при вынесении решения.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд руководствовался тем, что налоговым органом не исследовался вопрос о рыночных ценах на идентичную продукцию и не доказал отклонение уровня цен, применяемых налогоплательщиком, более чем на 20 процентов.

Данный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и основан на материалах дела.

Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, когда цены товаров, работ или услуг, применяемые сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы или услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Суд сделал правильный вывод о том, что средняя цена реализации дров, установленная Комитетом государственной статистики Удмуртской Республики, не является рыночной ценой товара, так как не отвечает требованиям п. п. 3 - 11 ст. 40 НК РФ. Следовательно, решение налогового органа от 16 июня 2003 г. N 18 не может быть признано мотивированным решением в данной части.

Из смысла ст. ст. 166, 171, 172 НК РФ следует, что налогоплательщики обязаны вести раздельный учет по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным налоговым ставкам.

Поскольку порядок ведения раздельного учета затрат по производству и реализации продукции законодательно не определен, налогоплательщиком правомерно использовался расчетный способ ведения такого учета.

Таким образом, оснований для переоценки выводов суда в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.

3. Объективные экономические законы развития хозяйства позволяют провести деление цен на оптовые и розничные. Классификация цен на оптовые и розничные коррелируется с понятием оптовой и розничной торговли, поэтому для уяснения основания рассматриваемой классификации следует обратиться к выяснению терминов и определений, используемых в нормативных правовых актах.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст <1>, дает следующие определения:

--------------------------------

<1> Официальное издание Госстандарта РФ. М.: ИПК "Издательство стандартов", 1999.

 

- оптовая торговля - торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием;

- розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. N 29 "О торговой деятельности в г. Москве" <1> использует аналогичный понятийный аппарат:

--------------------------------

<1> Вестник мэрии Москвы. 1999. N 6 (с изм. от 6 февраля 2002 г., 16 июля 2003 г.).

 

- оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования;

- розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.

Опираясь на приведенные нормы, можно сделать вывод, что критериями разграничения оптовой и розничной торговли являются:

1) покупатели, в роли которых при осуществлении оптовой торговли выступают оптовые или розничные продавцы, а при осуществлении розничной торговли - непосредственно потребители;

2) цели приобретения товаров - перепродажа, профессиональное использование в первом случае, личное потребление или домашнее использование - во втором.

Как уже указывалось, мы исходим из того, что классификация цен на оптовые и розничные является производной и зависимой от соответствующей классификации самой торговли. Следовательно, выделенные критерии могут быть применимы и для критериев деления цен.

Выделяют также цены, применяемые при мелкооптовой торговле. Как представляется, под мелкооптовой можно понимать разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации.

Разновидностью оптовых цен можно считать цены закупочные, применяемые в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупаемых государством.

Выявление различия между оптовыми и розничными ценами важно для исследования их составляющих.

В оптовых ценах, как правило, можно выделить следующие элементы:

- себестоимость;

- налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость;

- прибыль изготовителя или другого поставщика.

В оптовой цене на продукцию (товары, услуги), реализуемую через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации (заготовительные, оптово-посреднические, торгово-закупочные), учитываются:

- оптовая цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки);

- снабженческо-сбытовая надбавка (включает расходы снабженческо-сбытовых и других посреднических организаций по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товаров, а также прибыль, необходимую для нормальной деятельности).

В розничную цену включены:

- оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки);

- торговая надбавка.

Торговую надбавку составляют издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, и другие расходы по закупке и реализации товаров. Кроме того, в торговую надбавку включаются налог на добавленную стоимость, акцизы и прибыль. Если предприятие-изготовитель реализует продукцию и товары собственного производства непосредственно населению через кассу, то розничная цена складывается из отпускной цены с добавлением торговой надбавки.

4. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен определяются законодательством Российской Федерации. Мировые цены устанавливаются на основе данных биржевых котировок. Например, в информационном письме валютно-кредитного департамента МВЭС мировые цены на металлы приводились по данным биржевой котировки Лондонской биржи металлов, цены на уголь - по данным Канадской, Европейской и Американской бирж. Мировые цены доводятся до заинтересованных лиц, как правило, письмами таможенных органов, телеграммами Министерства экономического развития и торговли, иных органов государственного управления. Получила распространение практика публикации официальных данных о ценах в сборниках указанных органов. Так, мировые цены на энергоносители доводятся до сведения заинтересованных лиц в сборниках, выпускаемых Федеральным агентством по энергетике.

Условия применения внешнеторговых цен могут предусматриваться межправительственными соглашениями. Приведем пример. Межправительственным договором между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой от 29 марта 1996 г. "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях" <1> предусмотрено, что уровень внешнеторговых цен на некоторые виды продукции, поставляемой в эти государства, не должен быть ниже уровня цен предприятия-поставщика (с учетом НДС) при отгрузке на внутренний рынок Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Ведомственное приложение к "Российской газете" от 12 мая 1998 г.

 

Информация о мировых ценах представляет интерес для субъектов, занимающихся внешнеторговой деятельностью. При заключении внешнеторговых сделок цены на импортируемые и экспортируемые товары формируются с учетом ряда факторов, основными из которых являются базисные мировые цены и условия поставок, условия и валюта платежа, объем, качество и иные характеристики товаров. При этом отклонение контрактных цен от мировых цен международной торговли может быть весьма значительным.

Вместе с тем некоторыми нормативными актами предусмотрены основания применения в контрактах мировых цен. Так, в соответствии с подп. "г" п. 18 Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи <1>, в графе 45 "Таможенная стоимость" декларант заявляет условную таможенную стоимость (оценку), определяемую согласно количеству товаров, планируемому к перемещению через таможенную границу, и (или) предусмотренному условиями внешнеторгового договора порядку определения цены указанных товаров. Если такая цена зависит от биржевой цены на дату, фиксируемую после подачи временной грузовой таможенной декларации (ВГТД), для определения предполагаемой цены принимается биржевая цена на дату ВГТД.

--------------------------------

<1> Приказ ГТК РФ от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" // РГ. 2003. 15 окт. N 207. (с изм. от 26 ноября 2003 г.).

 

Следует отметить, что вследствие государственного регулирования, налогообложения и других факторов внутренние цены, как правило, резко отличаются от мировых. Достаточно сказать, что внутренние цены на один и тот же энергоноситель в разных странах различаются в 3 раза и более.

5. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию и оплате таможенных сборов цены также делятся на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 2000 г. До этого применялась редакция 1990 г. Все термины в "Инкотермс" разбиты на четыре категории в зависимости от условий договора. Группа условий "Е" - это случаи, когда продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях. Согласно терминам группы "F" (FCA, FAS, FOB) продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем. К третьей группе "C" (CER, CIF, CIP) относятся случаи, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара. Согласно терминам группы "D" (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP) продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Также в Правилах по всем терминам определены обязательства сторон, в том числе и тип расчетов. Например, цена FAS означает, что продавец несет все расходы до момента доставки товара до причала, цена FOB включает доставку на борт корабля; цена CER подразумевает оплату стоимости товара и фрахта, цена CIF - оплату стоимости, страхования и фрахта. Возможны добавления к торговым терминам, если стороны хотят конкретизировать какие-либо условия. Например, к цене EXW, означающей, что покупатель хочет получить товар на складе продавца, может быть добавлено "с оплатой таможенных сборов для вывоза", если продавец принимает на себя обеспечение таможенной очистки товара.

Следует отметить, что во внутригосударственном обороте России цены традиционно устанавливаются методом F ("франко"): франко-вагон станции отправления, франко-вагон станции назначения и т.п. Применение цен на условиях "франко" рекомендовано и для внешнеторговой деятельности, осуществляемой российскими хозяйствующими субъектами.

6. Основанием деления цен на временные и установленные без определения срока их применения является наличие или отсутствие в правовом акте условия о периоде действия цены. Следовательно, такая классификация имеет первостепенное значение для применения регулируемых цен.

Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что подобные конструкции ценового регулирования зачастую вводятся в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения. Например, в практику регулирования тарифов на железнодорожные перевозки вошло установление на определенный срок (как правило, с 15 сентября по 1 ноября) льготных железнодорожных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции.

Введение временных мер ценового регулирования практикуется в связи с возникновением неблагоприятной экономической ситуации в стране и необходимостью преодоления кризисных явлений. Подобные меры применяются, как правило, в целях защиты прав и интересов потребителей. Например, в соответствии с распоряжением мэра Москвы от 3 марта 2000 г. N 241-РМ "О временном порядке установления торговых надбавок предприятиями розничной торговли г. Москвы" <1> в связи со снижением платежеспособности населения предельный размер розничной торговой надбавки для предприятий розничной торговли Москвы, независимо от форм собственности, закупающих картофель и овощную продукцию на плодоовощных предприятиях города, установлен не выше 20 процентов на период с 1 марта по 1 июля 2000 г.

--------------------------------

<1> Вестник мэрии Москвы. 2000. N 7.

 

Правовое значение установления временной цены (или, что точнее, периода времени, в течение которого цена должна применяться) заключается в следующем. Правомерным будет такое поведение хозяйствующего субъекта, при котором он будет применять цену на товар (работу, услугу), действующую на день осуществления данной хозяйственной операции. Следовательно, дата введения новой цены играет важную роль. Представляется необходимым, учитывая роль цены в предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и последствия изменения ценового воздействия для финансового состояния предпринимателя, установить экономически просчитанный временной период для введения новой цены.

Особенно это актуально для случаев, когда ценовое изменение является неблагоприятным для хозяйствующего субъекта. К сожалению, до сих пор такое правило не нашло отражения в правовых актах.

Помимо необходимости "производственной адаптации" к новой цене, такой период нужен и для доведения информации до хозяйствующих субъектов, чьи права и обязанности затрагиваются применяемой нормой. В настоящее время наше законодательство не всегда учитывает это обстоятельство, однако тенденция к позитивным изменениям наметилась. Например, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1> сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа не позднее чем за десять дней до введения в действие таких изменений, об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, - не позднее чем за пять дней до их введения в действие.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169 (с изм. от 7 июля 2003 г.).

 

В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах наряду с понятием "цена" употребляется термин "тариф" (в переводе с французского tarif - система ставок, по которым взимается плата за услуги). В литературе и нормативных источниках можно встретить разные сочетания терминов "цена" и "тариф".

Как представляется, понятие "цена" является общим и может применяться для обозначения денежного эквивалента как в отношении товаров, так и в отношении работ, услуг. Тариф - понятие специальное, сфера его применения - это область работ и услуг.

Знание механизма формирования и правил применения цен позволяет предпринимателям избежать негативных финансовых последствий. Интерес государства к данной сфере определяется задачей создания конкурентной среды на товарных рынках, необходимостью социальной защиты потребителей.

Механизм ценообразования представляет интерес с позиций как частного, так и публичного интереса.

 

26.2. Правовые основы государственного регулирования цен

 

Приступая к изучению вопроса о законодательном регулировании цен, в первую очередь необходимо остановиться на нормах Конституции РФ. Наибольшее значение для нашего исследования имеет п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, согласно которому основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Как известно, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого федерального закона, регулирующего основы ценовой политики.

Подтверждением того, что проблема ценового регулирования требует законодательной поддержки, служит тот факт, что многие субъекты Российской Федерации приняли соответствующие правовые акты. В качестве примера можно привести Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 20 декабря 1995 г. "О регулировании и контроле за ценами в Ханты-Мансийском автономном округе". Закон является актом комплексного регулирования в данной сфере.

Во многих странах дальнего зарубежья также существуют специальные законодательные акты: в Австрии - Закон о ценах, изданный в 1945 г. и претерпевший несколько изменений (в 1952, 1976, 1988 гг.); в Дании - Закон о ценах и прибыли 1974 г.; в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции 1953 г. В США и Канаде вопросы регулирования цен затрагиваются антимонопольными законами.

В отсутствие единого закона положения о ценах содержатся в ряде иных актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности.

ГК РФ содержит норму (п. 1 ст. 424), которая базируется на принципе свободного ценообразования, с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

НК РФ в ст. 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

Нормы исследуемого института содержатся и в КоАП РФ, который имеет в своем составе ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования".

Вопросам ценообразования посвящен Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <1>. Ценность данного акта, как представляется, заключается, во-первых, в том, что им впервые на законодательном уровне были определены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования тарифов в этой сфере. В Законе указаны цели, принципы государственного регулирования тарифов, полномочия органов государственного регулирования, порядок установления тарифов, порядок разрешения разногласий и споров, освещены другие концептуальные вопросы.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316 (с изм. от 11 февраля 1999 г., 10 января, 26 марта, 7 июля 2003 г., 22 августа, 30 декабря 2004 г., 2 декабря 2005 г.). Согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ настоящий Федеральный закон утрачивает силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона "Об электроэнергетике" (даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.