Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глагол и глагольные формы




Наиболее частые нарушения при использовании глагола связаны с категорией лица. Категория лицаглагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говоряще­го. Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Подавляющее большинство русских глаголов имеют 6 личных форм: чи­таю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают.

Однако существуют глаголы, у которых этих форм больше либо меньше шести. Первые получили название изо­билующих, вторые - недостаточных.

У изобилующих глаголов существуют параллельные личные фор­мы.

Сравните: махать - машет - махает,

метать - мечет - метает,

двигать - движет - двигает,

хлестать - хлещет - хлестает и пр.

В данных парах вторые формы по образованию появи­лись позднее под влиянием живых грамматических процес­сов. Так возникли варианты.

Между возникшими вариантами, как правило, сущест­вуют различия либо стилистические, либо смысловые. Фор­ма машет - нейтральная, махает - разговорная. Такое же стилистическое различие сохраняют формы: рыщет - рыс­кает, полощет - полоскает, колышет - колыхает, мурлы­чет - мурлыкает и др. Но в паре хлещет - хлестает - вто­рая просторечная, следовательно, не рекомендуется, а пер­вая - нейтральная, т.е. является нормой. А вот в паре связы­вает - связует первая форма носит нейтральный характер, а вторая является книжной, устаревшей.

Существуют пары, которые стилистически равноправ­ны: различие форм у них приобрело смысловой характер. Примером может служить пара двигает - движет: первая форма указывает на перемещение, а вторая имеет значение «побуждать к чему-либо». Также различается в смысловом отношении пара метает — мечет.

Сравните: Рыба мечет икру.

НО! Спортсмен метает копье.

В современном языке можно наблюдать стремление к уподоблению форм между глаголами продуктивных классов. Так, формы глаголов на -еть нередко принимают формы гла­голов на -итъ. Например, затруднения в речи вызывает спря­жение глаголов типа выздороветь, опостылеть, опроти­веть, где по правилу должны образовываться формы с двой­ными гласными, неудобными в плане произношения - перед личными окончаниями следует прибавлять -е: выздоровею, опостылею, опротивею. У таких глаголов в устной разго­ворной речи предпочитаются формы, которые соответствуют классу глаголов на -ить: выздровлю, опротивлю, опостылю.

К группе недостаточных глаголов от­носятся те, которые не образуют какие-либо спрягаемые формы.Среди глаголов, у которых форма 1-го лица настоящего или буду­щего времени отвергнута или не принята в академической грамматике, можно выделить следующие группы:

1)глаголы, у которых наличие формы теоретически возможно, но она не благозвучна и труднопроизносима, поэтому в речи отсутствует, например у глаголов: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, дерзить, пылесосить, затмить и пр. Вместо убежу или побежу используются описательные формы типа: сумею победить, хочу убедить;

2) глаголы со значением множества или с указанием на группу участников, такие, как галдеть, обступить и пр.;

3) глаголы, значение которых не может быть связано с говорящим лицом, типа: вскипеть, начаться, означать, осуществиться, удаться, хватать, течь и пр.;

4) глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, меркнуть и пр.

Также можно выделить группу глаголов, которые упот­ребляются только в 3-м лице. Это безличные глаголы типа: вечереть, казаться, повезти рассветать, темнеть, смер­каться, светать и др.

Отсутствуют формы 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться.

Не имеют форм 1 и 2-го лица глаголы щениться, не­стись, ржаветь.

Морфологические изменения коснулись и ряда гла­гольных форм прошедшего времени с суффиксом (-ну)л. Хотя в словарях 1998 года еще даются два варианта в качест­ве нормы для бесприставочных глаголов: гас - гаснул, мок -мокнул, сох - сохнул, в приставочных образованиях форма с -ну- утратила свои позиции: воздвиг, озяб, промерз, воскрес.

В настоящее время насчитывается более двухсот глаголов, у которых возможны вариантные формы в повелительном наклонении, типа выброси - выбрось. В разговорной практике предпочитаются усеченные варианты форм, т.е. нередко можно услышать форму выбрось.

Не образуются формы повелительного наклонения от глаголов мочь, хотеть, ехать, жаждать, видеть.

Не менее важно представлять себе и некоторые процес­сы возникновения вариантов при образовании форм инфи­нитива.

Процессы колебания форм наблюдаются среди инфи­нитивных форм глаголов на - ывать/-ивать, что связано с чередованием корневого гласного о-а под ударением: сосредо­точивать - сосредотачивать. В ряде случаев глаголы, у кото­рых раньше употреблялось только , теперь употребляется только : образование от глагола трогать - дотрагиваться согласно современной норме произ­носится - дотрагиваться. Сейчас мы говорим также: оспаривать, одалживать, приспосабливать, удваивать, утраивать, за­канчивать.

Но свыше 20 глаголов, которые в начале XX века упот­реблялись только с -о, теперь колеблются в употреблении. В этих парах имеет место стилистическое различие. Варианты на свойственны разговорной речи, варианты на более употребительны в письменной: заподозривать - заподазри­вать, обеспокоивать - обеспокаивать, опорочивать - опо­рочивать, подытоживать - подытаживать, удостаи­вать — удостаивать, условливаться - уславливаться.

Действие закона речевой экономии повлекло за собой возникновение вариантов в форме инфи­нитивов: достигнуть - достичь, постигнуть - постичь, произнести - произнесть. Первые две пары в рамках литера­турного языка неконкурентны, хотя формам достичь и по­стичь в словарных статьях отводится первое место. Что ка­сается третьей пары, форма произнестъ, несмотря на то, что она более экономная, пока носит просторечный характер и с точки зрения литературной нормы не рекомендуется.

Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и мно­гообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов.

Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и мно­гообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Однако не все элементы в равной степени используются при образовании гла­голов.

Наглядным примером может служить пара: класть -положить. Следует заметить, что глагол класть употребля­ется только без приставок, а корень -лож-, напротив, образу­ет множество приставочных глаголов: возложить, отло­жить, доложить, разложить. Употребление глагола ложить противоречит норме, считается грубой ошибкой.

Образование вариантов не обошло стороной в большей или меньшей степени и глагольные формы: деепричастия и причастия.

Варианты деепричастий можно разделить на две группы.

Варианты первой группы - это деепричастия совер­шенного вида типа увидев - увидя, которые являются наибо­лее частотными. В этом случае возникновение вариантов объясняется смешением временных значений, т.е. суффиксы -а-, -я-, использованные при образовании деепричастий не­совершенного вида настоящего времени, стали употреблять­ся со значением прошедшего времени. В настоящее время вари­анты на считаются нормативными 1) у деепричастий с возвратной частицей - ся: не спросясь, встретясь, 2) у дее­причастий, образованных от глаголов с инфинитивом на -ти: переведя, принеся, а также в фразеологических оборотах: сломя голову, спустя рукава.

В академической грамматике потенциальная возмож­ность существования форм деепричастий типа заметя при­знается, но предпочтительнее считается использование форм с суффиксом -в- для деепричастий совершенного вида, т.е. в нашем случае - форма заметив.

Возникновение второй группы вариантов связывается действием закона экономии языковых средств. Так, архаически звучащие и более длинные формы с суффиксом - вши-: узнанавши - сменяются формой с суффиксом -в-: узнав.

В настоящее время использование деепричастий с суффиксом - вши - носит экспрессивный характер, указывает на разговорно-просторечную окраску слов. Употребление суффикса - вши является нормой только у деепричастий от глаголов на - ся: встретившись.

Кроме того, формы деепричастий несовершенного вида от ряда глаголов вообще не употребляются согласно действующей норме. Среди них: бежать, беречь, писать, петь, мять, лезть, спать, хотеть, мочь, чистить, мокнуть, мерзнуть и др.

В свою очередь, варианты причастий по сравнению с деепричастиями малоупотребительны. Тем не менее они тоже существуют. Примером является пара промерзший и про­мерзнувший. Различия между ними носят стилистический характер. Первая форма разговорная, вторая является книжной.

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ с одним вариантом ответа

1. В каком примере есть неправильно образованная форма слова?

1) в две тысячи двадцать втором году

2) несколько помидоров

3) достигнул успехов

4) служебные пропуска

2. В каком примере есть неправильно образованная форма слова?

1) в двухтысячном году

2) свежие торта

3) приляг на диван

4) прибег к хитрости

3. В каком примере есть неправильно образованная форма слова?

1) в двухстах метрах

2) якоря подняты

3) промёрзший

4) зажгём свечи

4. В каком примере есть неправильно образованная форма слова?

1) около пятиста километров

2) инспекторы

3) тягчайший проступок

4) без туфель

5. В каком примере есть неправильно образованная форма слова?

1) в обеих руках

2) все слесари

3) более серьёзнее

4) у неё

6. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Победитель определится на состоящемся в среду матче.

2) В школе есть попечительский совет, организующий экскурсии.

3) Съедаемый любопытством, я заглянул в шкаф.

4) В референдуме принимают участие граждане, достигшие 18 лет.

7. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Впишите в слова недостающие буквы.

2) При порывах ветра сухие колышущиеся стебли звенели.

3) Старик-садовник охотно прощал раскаивающих шалунов.

4) Киты относятся к млекопитающим.

8. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) После перерыва выступил адвокат, убедившийся в правоте своего подзащитного, кажется, всех, кроме судей.

2) Предупреждение учёного долго не принимали всерьёз, пока не произошло событие, убедившее коллег в том, что он прав.

3) Призы получили студенты театрального училища, блестяще разыгравшие несколько этюдов.

4) Разыгравшиеся в коридоре малыши опрокинули цветок.

9. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Жители нашего города были очевидцами событий, описываемых в романе.

2) Цветы, даримые первоклассникам 1 сентября, выращивались на пришкольном участке.

3) Картины Айвазовского, часто копируемые художниками-любителями, получили широкую известность.

4) Нужно решить вопрос, касаемый в первую очередь жителей нашего дома.

10. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Новгородцы опасались, что они могут потерять права, отстоянные ими в многолетней борьбе.

2) Воду приходилось экономить, поэтому умывались и стирали одежду только растаянным снегом.

3) На стульях и креслах были развешаны рубашки, брюки, пиджаки.

4) Бельё было аккуратно развешено на туго натянутых верёвках

11. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Принеся присягу, можно было поступить на службу.

2) Подрастя немного, птенцы начинают учиться летать.

3) Невозможно сделать что-то, ни разу не ошибясь.

4) Улёгшись на лапнике, я попытался заснуть.

12. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Байкал - глубочайшее в мире озеро.

2) С возрастом мы становимся более терпимы к недостаткам людей.

3) Оставалось выполнить самое труднейшее упражнение.

4) Будьте терпеливее.

13. В каком предложении есть неправильно образованная форма слова?

1) Профессия лётчика для детей более привлекательнее, чем профессия слесаря.

2) От моих слов девочка заплакала ещё горше.

3) Двести лет назад климат здесь был более суровым.

4) Нет растения горче полыни.

14. От какого(их) прилагательного(ых) нельзя образовать простой формы сравнительной степени?

1) стойкий

2) весомый

3) чудной

4) чудный

15. От какого(их) глагола(ов) нельзя образовать страдательное причастие?

1) настигнуть

2) вести

3) касаться

4) рекомендовать

16. От какого(их) глагола(ов) нельзя образовать причастия настоящего времени?

1) состоять

2) состояться

3) мобилизовать

4) мобилизоваться

17. Напишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

1) свечи - _____________________________

2) плечи - _____________________________

3) комментарии - _______________________

4) церемонии - _________________________

18. Напишите действительные причастия прошедшего времени.

1) завянуть - _________________________

2) продрогнуть - ______________________

3) проклюнуться - _____________________

4) вымокнуть - ________________________

19. Напишите глаголы в форме множественного числа повелительного наклонения.

1) бежать - _________________________

2) положить - ______________________

3) лечь - ___________________________

4) помолоть - _______________________

20. Напишите прилагательные в простой форме сравнительной степени.

1) молодой - _________________________

2) слабый - ___________________________

3) робкий - ___________________________

4) плохой - ___________________________

21. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

Писатель в своём рассказе затрагивает такие темы, как гармония в природе, гармония природы и человека. Он хочет, чтобы люди были более ближе к природе.

22. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

Тема, затронутая автором, по-моему, действительно важна сейчас, когда в русском языке появляется много новых слов, меняются значения старых. И многие такие изменения ухудшают наш язык. К такому мусору, загрязняющему нашу речь, можно отнести неправильно использоваемые крылатые выражения.

23. Найдите грамматические ошибки в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

Если у человека есть какая-то правительственная награда, то он берегёт её как зеницу ока, а окружающиеся невольно смотрят на него с уважением.

24. Найдите грамматическую ошибку в данном фрагменте сочинения школьника. Исправленный вариант запишите.

В этом тексте-рассуждении автор говорит о проблеме нехватки времени. Время нет не только у деловых людей, его нет и у школьников, и у студентов, и даже у стариков.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.