Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 12. Основные понятия. Из истории опеки и попечитель­ства детей в России




СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Основные понятия. Из истории опеки и попечитель­ства детей в России. Попечение сирот в современных условиях. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей. Социально-педагогическая деятель­ность в учреждениях государственного попечения.

- Основные понятия

В начале лекции дадим определение основных понятий, ко­торые мы будем рассматривать ниже. Опека — это «форма ох­раны личных и имущественных прав недееспособных лиц (де­тей, лишившихся родителей, душевнобольных)»1. Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Попечительство — понятие близкое по своему значению к опеке. Попечительство — это форма защиты личных и имуще­ственных прав несовершеннолетних (и некоторых других кате­горий людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей.

Проблемы, которые мы будем рассматривать в лекции, каса­ются прежде всего детей-сирот. В настоящее время широко ис­пользуются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социаль­ное сиротство). Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родите­лей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях бе­рет на себя общество и государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попече­ния родителей, относятся дети, у которых родители:

• умерли;

'Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. - С. 445.


• лишены родительских прав;

• ограничены в родительских правах; •*

• признаны безвестно отсутствующими;

• недееспособны (ограниченно дееспособны);

• отбывают наказание в исправительных колониях;

• обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

• уклоняются от воспитания детей;

• • отказываются забрать детей из лечебных, социальных уч­реждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» опека и попечительство — форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечитель­ство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социаль­ного сироту.

Из истории опеки и попечительства детей в России

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по разным причинам остаются без попече­ния родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

В России, как было показано выше, практика социальной помощи детям-сиротам имеет свои глубокие культурно-истори­ческие традиции и до Октябрьской революции 1917г. была свя­зана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

После 1917 г., когда большевики осудили благотворитель­ность как буржуазный пережиток, государство было вынужде­но взять на себя защиту о тех детях, которые находились в осо­бенно тяжелом положении. Сиротство и беспризорность стали в тот период острейшими социальными и педагогическими про­блемами, которые требовали безотлагательного решения.

В России создается система социально-правовой охраны не­совершеннолетних (СПОП), одной из задач которой явилось воспитание и перевоспитание детей, оказавшихся без родите­лей. Н. К. Крупская (1869-1939), видный советский государ­ственный деятель, одна из основоположниц системы народно-


 

 

7. Зак. 7151 Галагузова

 


7*

го образования, так описывала ситуацию, сложившуюся в Рос­сии в самом начале становления советского государства: «Сей­час у нас нет недостатка в ребятах, которые нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании — вопрос крайне острый, и мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос совсем не в том, что нет средств — это само собой, — вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы ра­боты в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о будущем целой массы ребят»1.

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветв­ленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов и др.), а также трудовые колонии и трудовые комму­ны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве сво­ем были сиротами или потеряли связь с семьей.

Однакогв. середине 30-х годов с окончательным утверждени­ем в стране тоталитарного режима все это многообразие различ­ных видов детских учреждений исчезло и было заменено уни­фицированной системой домов младенца и детских домов-ин­тернатов, которая сохранялась на протяжении всего советско­го периода.

В 30-х годах Н. М. Щелованов (1892-1984) — физиолог, спе­циалист по изучению нервно-психического развития детей пер­вых лет жизни, разработал руководство по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. Он подчеркивал, что в органах здраво­охранения существует неправильный взгляд на дома младенца как на временную организацию, которая за ненадобностью ско­ро перестанет существовать, которая является бесперспектив­ной. Это мнение опровергала прежде всего сама жизнь, посколь­ку на практике наблюдалась совсем другая картина: количество детей, которые появлялись в домах ребенка, непрерывно возра­стало. Н. М. Щелованов в своих работал утверждал, что «дома младенца нужны не для «подкидышей», а для детей, временно или навсегда утративших родителей, главным образом для си­рот или полусирот, которые, конечно, всегда будут, а в связи с этим необходимы и дома младенца для их воспитания»2»

1 Крупская Н. К. К вопросу о детдомах//На путях к новой школе. 1924. №6. -С. 6-9.

2 Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитатель­ной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. 1938. — С. 16-24.


Н. М. Щеловановым вместе с сотрудниками была разработа­на система организации и воспитания детей в доме ребенка, которая могла бы дать положительные результаты при условии: первое — хорошей и правильной постановки оздоровительной и воспитательной работы в каждом отдельно взятом учрежде­нии для детей соответствующихдозрастов; второе — цри нали­чии взаимосвязи и преемственности воспитания различных возрастных групп детей и соответствующих воспитательных учреждений; третье — при обеспечении фактической возмож­ности перевода детей из специализированного учреждения в учреждение для более старших групп, т. е. из дома младенца в дома ребенка, из последнего в дошкольный детский дом и т. д.

В 80-х годах система учреждений, оказывающих помощь детям-сиротам расширяется: появляются детские дома семей­ного типа, начинает разрабатываться институт приемной семьи и др. Функции таких учреждений также расширяются, начи­нают включать социальную защиту ребенка, медико-психоло­го-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию таких детей в общество.

Попечение сирот в современных условиях

В современных условиях количество детей,, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона де­тей разного возраста остаются без попечения родителей. Реаль­ную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное зна­чение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории де­тей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «кон­сервировало»..

Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием про­блем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным об­разом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на разви­тии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые


 

наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Дет­ство — период, когда закладываются фундаментальные каче­ства личности, обеспечивающие психологическую устойчи­вость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизне­способность и целеустремленность. Эти духовные качества лич­ности не формируются спонтанно, они формируются в услови­ях родительской любви, когда семья создает у ребенка потреб­ность быть признанным, способность сопереживать и радовать­ся другим людям, нести ответственность за себя и других.

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настояще­му трагический мир. Потребность иметь отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

Проблема социального сиротства является сегодня пробле­мой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по вс'ему миру больницы, родильные дома, специальные заведе­ния заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному — «отказные дети», «казенные младенцы», «рож­денные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Вос­точной Европы. Отмечается рост таких детей и в развиваю­щихся странах.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процес­сами в обществе, характеризующими развитие России на про­тяжении XX века и связанными с тремя разрушительными вой­нами (первая мировая война, гражданская война, Великая Оте­чественная война), террором 20—30-х годов, а также последстви­ями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые раз­ных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать. Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ре­бенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные но­ворожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специаль­ным юридическим документом. В течение трех месяцев роди-


тели (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребен­ка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в це­лях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают ал­коголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособ­ны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо при­родных или социальных катаклизмов, вынуждающих населе­ние страны к хаотической миграции.

Одна из главных задач любого общества и государства — осу­ществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятель­ных выделяются следующие права ребенка: право жить и вос­питываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, пред­почтение отдается поискам для него новой семьи. Но при пере­даче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, кото­рая была бы связана с его этнической группой, местными обы­чаями и культурными корнями.

В каждой стране создается, развивается и укрепляется си стема социальных альтернативных решений, касающихся вос­питания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты:

— сохранение ребенка в родной семье;

— возвращение в семью,

— усыновление внутри страны,

— усыновление в другой стране,

— передача на воспитание в семью,

— передача в специальные воспитательные учреждения.


Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя пу­тями — усыновлением или передачей на государственное попе­чение, что представлено на схеме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.