Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимо­действия общины или ее представителей с личностью)




На макроуровне церкви как субъект социально-педагогичес­кой деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих мораль­ных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропаган­дировать про-жизненные ориентиры (выступления против абор­тов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответству­ющие законодательные акты. На экономическом уровне церк­ви жертвуют на осуществление социально-педагогических про­грамм.

На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в об­щину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учрежде­ние благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы хри­стианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы вос­кресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и ду­ховном мире группы.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожана­ми и восполнение духовных нужд в процессе действия благода­ти Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте вза­имодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфе­ре, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исклю­чением исповеди) редко бывают запланированными и целенап­равленными (кроме случаев, когда они являются частью кате-хизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрез­вычайно эффективными и продуктивными в процессе социаль­ного перевоспитания члена церкви.


 

 

 


Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве

Христианство началось как одна из сект иудаизма. Взяв мно­гое из иудаизма, оно дополняет его своими учениями, которые складываются в три этапа: период раннего христианства, пери­од средневековья, и — для протестантизма — период реформа­ции и до наших дней.

Социальное воспитание в иудаизме.

Иудаизм по сути своей религия более социальная, нежели индивидуальная. Одна из основ иудаизма — идея избрания од­ного народа, этноса. Именно в пределах этого народа Бог реша­ет осуществить свой план по обращению этого народа к вере и его перевоспитанию. Из законов Моисея (книги Пятикнижия Моисеева: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие) видно, что законы касаются духовной, культовой и социальной жиз­ни еврейского народа. Не было бы ошибкой сказать и то, что в иудаизме религиозное воспитание в принципе не отделимо от социального, и носит вполне преднамеренный характер.

«Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «Что значат сии уставы, постановления и законы, которые за­поведал вам Господь, Бог Ваш?» То скажи сыну твоему: «раба­ми были мы у фараона в Египте; но Господь вывел нас из Егип­та рукою крепкою... и заповедал нам Господь все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего...» (Второзаконие 6:20-24). В Писаниях иудаизма видна вполне определенная за­бота о передаче учения из поколения в поколение. Это станови­тся обязанностью семьи, общества, государства.

Процесс передачи учения осуществляется путем как когни­тивного поглощения информации о законе и его содержании, так и культовым путем — через участие в Богослужениях и жертвоприношениях, которые также имеют обучающий харак­тер: «и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» (Втор. 16:14). Сама же суть закона, который одно поколение должно передать другому — в послушании Богу, а важнейшей частью послушания является социальная праведность: «не суди превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в за­лог... когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его, пусть он останется пришель­цу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24:17-19). Проблеме воспитания посвящено несколько книг еврейской Библии (Ветхий завет), таких как Притчи и Екклесиаст, которые включают в себя со-


веты по воспитанию, и наставления подрастающему поколе­нию.

Проблема воспитания всегда очень остро стояла в иудаизме, вина за грехи детей ложилась на родителей или на семью, если они не делали все для того, чтобы воспитать достойное поколе­ние. Образование было в основном социальным и основывалось на передаче знаний, традиций и обрядов.

Социальное воспитание в христианстве.

Христианство унаследовало от иудаизма серьезное отноше­ние к воспитанию, но и значительно расширило его. Посколь­ку, исторически христианство не начиналось как общенацио­нальная религия, то его педагогический заряд направлен, в первую очередь, не на новое поколение, но на присоединяющих­ся к общине людей.

Социальный аспект учения Христа «возлюби ближнего сво­его, как самого себя» имеет глубокое влияние на проблему со­циального воспитания в христианстве. Заповедь любви конк­ретна и в то же время кажется недостижимой. В ее свете с осо­бой силой вспыхивает необходимость постоянного воспитания и перевоспитания каждого. Ответственность за воспитание пе­реходит с общества на церковь как общину (малое общество) и на семью (как на домашнюю церковь). И по сей день эти два института являются основными инструментами христианской социальной педагогики.

В христианстве под перевоспитанием понимается процесс, направленный в сторону замены сложившегося отношения к Богу, миру и людям в нем на качественно иной уровень: отно­шение любви к Богу «всей силой, всей душой и всей крепостью своею» и отношения любви к ближнему «как к самому себе». Этот процесс нельзя путать с самовоспитанием — в христиан­стве это действие спасающей благодати на человека, которая действует извне и «изнутри наружу». Вначале под действием благодати меняется сердце (мировоззрение и психика), а затем и поведение человека. Зачастую светская коррекция поведения направлена на изменение внешнего поведения человека, обра­щая мало внимания на внутренние изменения. В этом его корен­ное отличие от христианского перевоспитания.

Таким образом, в христианстве под социальным перевоспи­танием понимается направляемый Богом и фасилитируемый в церковной общине процесс спасения души человека, ведущей к изменению отношения к церкви, людям и обществу. Основны­ми характеристиками такого процесса можно считать следую­щие: проявление некондиционной любви ко всем людям, раз-


 

 

 


рушение эгоцентризма в психике человека, удаление от греха мира как в частных, так и в общих проявлениях. Это постоян­ный процесс «отвращения зла и прилепления к добру» (Рим. 12:9).

Социальное воспитание в ранней церкви.

Как мы уже сказали, объектами социального воспитания и социального перевоспитания в церкви становятся все — ведь Христос предлагает радикально новый путь построения обще­ства и общественных отношений, следовательно, все нуждаю­тся в перевоспитании. Субъектом и объектом этой деятельнос­ти выступает вся церковь, вся община.

Апостол Павел пишет в послании к Галатам: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляй­те такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким об­разом исполните закон Христов» (6:1-2). Таким образом, общи­на, заботясь о своих членах, может вся вместе возрастать в люб­ви. В результате в ранних христианских общинах появляется уникальная атмосфера, где люди обретают не только веру, но и новый вид общества: «верующие были вместе и имели все об­щее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45).

Такая жизнь общины способствует радикальному социально­му перевоспитанию и в то же время отрывает человека от при­вычного для него общества. Но вместе с тем человек отрывается и от социально-деструктивных аспектов этого общества., Так, в ранней церкви оказываются бывшие воры и проститутки, убий­цы и беглые рабы, оставляющие прежний образ жизни.

Социальное воспитание в средние века.

В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем свидетельствуют постановления соборов того времени. Хри­стианские общины постепенно теряют способность к радикаль­ному социальному корректированию, и эта роль переходит к монастырям.

В монастыри уходят люди, особенно остро сознающие нуж­ду в своем социальном и духовном перевоспитании. Позже, осо­бенно на западе, туда направляют в административном поряд­ке согрешивших священников и мирян. Монастыри в средневе­ковом христианстве выполняют ту же роль, что и общины в раннем христианстве. Именно при монастырях образуются бо­гадельни и приюты, именно монахи призывают людей в миру «к покаянию».


Но сам процесс духовного обращения и христианской соци­альной педагогики сильно видоизменяется. Субъектом соци­ального воспитания выступает уже не вся община, как прежде, а лишь опытный духовный наставник. Обычно эту роль выпол­няют настоятели монастырей, монахи и священники. Процесс становится гораздо более целенаправленным, вырабатываются методики «исцеления души». Так, появляются многочислен­ные руководства по духовной жизни, например, «Устав» Бене­дикта и «Лествица» Иоанна Лествичника.

Как и прежде, исцеление души связано с изменением поведе­ния. Но в этот период вкрадывается идея о том, что можно из­менить поведение, а соответствующее этому расположение сер­дца придет потом. Эти идеи можно найти в писаниях многих отцов аскетики, в том числе и у преподобного Иоанна Лествич­ника.

Поскольку путь в монастырь был явно не для всех, то церковь перемещает ответственность за воспитание в духе христианства на семью. Здесь заимствуются соответствующие идеи из насле­дия иудаизма (Ветхий завет). Развивается и институт крестных отцов и матерей. Его развитие было связано с тем, что повсеме­стное распространение получает крещение младенцев, креща-емых по вере родителей и крестных, которые давали обещание воспитывать детей в христианской вере через свои слова и дела. Как известно, в случае, если семья не могла выполнять свои обязательства по отношению к ребенку (материальные или ду­ховные), то обязанностью крестных было вмешаться в судьбу ребенка и напрямую заняться его воспитанием. Но даже в слу­чае, если ничего выходящего за пределы нормы и не происхо­дило, крестные все равно принимали активное участие как в духовно-моральных, так и материальных аспектах христианс­кого воспитания ребенка. Таким образом, можно сказать, что институт крестных в церкви был прообразом института совре­менных социальных педагогов.

Социальное воспитание под влиянием реформации.

Реформация католической церкви в Европе повлекла за собой серьезные изменения мировоззрения и, соответственно, лрак-тики существования христианства. Реформаторы взялись за искоренение пороков церкви и общества с идеей возвращения к первоосновам христианства. На почве этого расцветает гер­манский пиетизм — стремление к практическому освящению жизни. Параллельно все большую популярность получает идея о том, что «нет святости, кроме святости социальной» (Джон Уэсли).


 

 

 


Таким образом, призыв к христианскому перевоспитанию всего мира, которое неизбежно приводит к перестройке обще­ства и связей в нем, звучит во времена реформации с новой си- | лой. «Армия Спасения» возникла именно на волне уэслеанско-го учения о социальной святости, а ее основатель Бутс просла­вился инновациями в социальной работе.

Христианская социально-педагогическая деятельность опять 'приобретает новый размах. Церковь идет к людям, которые погрязли как в бедности, так и в своих грехах, и помогает им выбраться из этого положения. Именно в период поздней рефор­мации и Великого Пробуждения в США начинают приобретать современную форму теории христианской социальной работы и социальной педагогики. Как и прежде, социальное перевос­питание и воспитание в протестантизме не строится на том, что­бы помочь человеку найти место в этом мире. Оно начинается с резкой критики мира и порядков в нем, создания альтернати­вы в виде земной общины и помощь человеку при вхождение в жизнь и деятельность этой общины.

Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях

В ходе рассмотрения раннехристианской, средневековой и реформационных моделей социальной педагогики в христиан­стве мы наметили следующие тенденции: христианство всегда выступало оппозиционно существующему социальному строю. Даже когда «официальная иерархия» его поддерживала, появ­лялось монастырское движение, которое обличало грех мира и призывало к святости, покаянию и перевоспитанию. Модель христианской социальной педагогики строится на том, что уче­ние Христово в совокупности с силой Бога и жизнью поместной общины может изменить жизнь человека и присоединить его к другому социальному порядку и,мировоззрению, пусть даже в рамках большего социума. В этот период происходит социали­зация человека в христианской общине (приходе, церкви, мо­настыре). Церкви также заботятся о тех, кто оказался на «обо­чине жизни» и стремятся включить этих людей в круг своей миссионерской и катехизаторской деятельности. Внутри себя община стремится поддерживать должный уровень социализа­ции и делает это как напрямую, так и через семью.

В настоящее время в России социально-педагогическую дея­тельность осуществляют, в основном, структурные организа-


ции русской православной церкви и многочисленные проте­стантские церкви. Последние разнятся в методике и технологии осуществления этой деятельности, но в целях этой работы мы будем рассматривать их как одно целое. Приходы католической церкви по форме деятельности схожи с православной церковью.

Русская православная церковь.

Русская православная церковь (РПЦ) как наиболее влиятель­ная религиозная организация современной России осуществля­ет широкую социально-педагогическую деятельность. Как мы сказали раньше, призыв к перевоспитанию, в том числе и к со­циальному перевоспитанию, заложен в вероучении церкви.

Вначале рассмотрим внутрицерковные (катехизаторские) формы христианской социальной педагогики. Катехизаторская деятельность в первую очередь направлена на тех, кто уже на­ходится в церкви, и здесь используются самые разнообразные методы.

Например, беседа с духовником и таинство исповеди, поми­мо его прямых сакраментальных функций, дает возможность священнику проводить анализ семейной ситуации, влиять на нее, давать советы и консультировать. Семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации де­тей, и внимание церкви направлено на нее. Священнослужите­ли могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания. В ма­леньких приходах создается возможность посещения священ­ником домов прихожан (патронажа).

Крещение детей дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности воспитания ребенка в христианс­ком духе, и тем самым церковь является косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время ин­ститут крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отно­шение крестных к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем скором изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети (патронаж), наблюдать за домашней ситуацией (анализ и диагностика), по­могать родителям и детям в трудных ситуациях как материаль­но, так и духовно (адресная помощь). Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансо­вых затрат от организации, но при достаточной подготовке кре­стных может служить важным фактором социально-педагоги­ческой деятельности церкви.

В приходах организуются классы воскресной школы, клубы пения и иконописи. Эти организации создают положительную


 

 

12. Зап. 7151 Галагузова

 


среду для общения детей и способствуют процессу социализа­ции личности в христианскую субкультуру. Широко практику­ются и паломничества, которые дают возможность целенаправ­ленного совместного туризма, что обычно оказывает положи­тельное влияние на процесс социализации.

В порядке миссионерской деятельности церковь соприкаса­ется и с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы. Зачастую в этих местах нет полноценной возможности для создания общины как основного структурно­го элемента в процессе социального перевоспитания.

РПЦ также посещает детские дома и интернаты, поддержи­вая их как материально, так и духовно. В этой работе важен и демонстративный фактор — нередки случаи, когда христиане идут к тем, к кому никто больше не идет, тем самым, способ­ствуя становлению их психического и социального статуса и положительно влияя на процесс их социализации.

Протестантизм.

Некоторые традиционные формы протестантизма имеют в России уже довольно давнюю историю (около трех столетий), но всплеск активности протестантизма в России приходится на начало демократических преобразований.

Протестантизм в большинстве своем конгрегациален (основ­ным структурным звеном церкви является приход, или конгре­гация). Поэтому вся социально-педагогическая деятельность на мезоуровне и на микроуровне осуществляется именно через приходы или даже через домашние церкви.

Вообще, в большинстве протестантских церквей нет термина «прихожанин», но есть понятие члена церкви. Член церкви обычно присоединяется к общине через определенный обряд (конфирмацию, исповедание веры) или через крещение. От чле­на церкви ожидается, что он будет посещать все богослужения, активно участвовать в жизни церкви. В процессе такого присо­единения к общине происходит первичная христианская соци­ализация. Поэтому в ряде протестантских церквей между чле­нами складываются близкие отношения, большая часть членов общины знает друг друга по именам и проч. В традиционной протестантской общине от 80 до 100% процентов присутствую­щих на Богослужении — члены церкви.

В протестантизме традиционно хорошо функционирует си­стема воскресных школ, где даже в самых маленьких церквях есть программы для детей всех возрастов. У учителей склады­ваются особые отношения с учениками, и в некоторых церквях


назначаются отдельные детские пасторы и молодежные пасто­ры для духовной опеки над соответствующими возрастными группами. Классы воскресных школ являются основным ме­стом христианской социализации, здесь традиционно старают­ся совмещать когнитивный и духовно-нравственный подход к образованию. Каждый класс воскресной школы становится сво­еобразной микрообщиной, где отмечаются дни рождения и устанавливаются прочные межличностные отношения.

В некоторых классах воскресной школы практикуется так называемая «публичная исповедь». Люди регулярно рассказы­вают друг другу о своих проблемах, грехах и сомнениях. Такой уровень межличностного общения подразумевает необычайно высокий уровень доверия в группе, свидетельствует о серьезно­сти намерений по перевоспитанию ее членов. Этим методом пользуются и внецерковные группы по социальной и психоло­гической реабилитации и перевоспитанию лиц с девиантным поведением (Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Ал-Анон), берущие свое начало именно в таких классах воскрес­ной школы.

Еще одной интересной формой работы протестантских общин является организация домашней церкви, или «ячеечных групп». В церквях, придерживающихся «ячеечной модели» каждый член общины, вдобавок к общему богослужению, по­сещает и собрания такой домашней группы. Как и в классах воскресной школы, люди в домашних церквях хорошо узнают друг друга, поддерживают материально и духовно. Домашние группы обычно не больше двенадцати человек, состоят из не­скольких семей и способны оказывать друг другу всестороннюю консультативную, духовную и материальную помощь. Члены домашних групп обычно живут в одном и том же районе и в случае необходимости могут посещать друг друга дома.

Как видно из приведенных выше примеров, структура проте­стантских церквей позволяет устанавливать межличностные связи, отличающиеся высоким уровнем доверительности, что способствует контролю со стороны общины за жизнью каждо­го ее члена и дает возможность для оказания своевременной помощи. В таких условиях легко восполняется потребность в социализации, появляются возможности мониторинга динами­ки христианского воспитания и создаются условия для превен­тивной деятельности.

Протестантские общины помогают детским домам и местам заключения, организуют там богослужения и библейские уро­ки. В либеральном протестантизме понимание миссии значи-

12*

тельно шире простого духовного перевоспитания, поэтому мис­сионерская деятельность идет рука об руку с просветительской и обще-гуманистической. Такие общины организуют консуль­тации медиков, психологов и прочих специалистов, заботятся об общем социально-культурном уровне незащищенных слоев населения, тем самым являясь положительным фактором их ресоциализации.

Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях

Христианские конфессии осуществляют социально-педагоги­ческую деятельность как составную часть их общей централь­ной миссии проповеди и утверждения Евангелия Иисуса Хри­ста.

Субъектами социально-педагогической деятельности высту­пает церковь как централизованная религиозная организация на макроуровне, община на мезоуровне и каждый христианин на микроуровне. Объектами социально-педагогической дея­тельности являются все, попадающие в поле влияния церкви. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Христианская община дей­ствует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией хри­стианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога». Основным компонентом этого процес­са является христианское социальное воспитание или, вернее сказать, перевоспитание. Перевоспитание происходит в контек­сте христианской общины.

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна стро­иться на следующих принципах: уважения к свободе вероиспо­ведания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тща­тельного изучения процесса и динамики христианского пере­воспитания в каждом конкретном случае. Участие социально­го педагога в деятельности христианской общины может сво­диться к консультированию служителей и прихожан, исследо­ванию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать соци­альный педагог. Это утверждение особенно верно в тех случаях, когда семья не справляется со своими основными функциями, а для ребенка отсутствует возможность пребывания в другом


месте. Церковное общение также дает положительные резуль­таты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиан-тным поведением. На этих основах может строиться плодотвор­ное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте функции религии как социального института и их отно­шение к проблемам социальной педагогики.

2. Раскройте функции христианских общин по отношению к личности и их отношение к проблемам социальной педагогики.

3. Выделите исторические аспекты становления идеи христианского социального перевоспитания. Кто выступает в качестве объектов и субъектов перевоспитания?

4. Через какие каналы возможно осуществление социально-педагоги­ческой деятельности в православии и протестантизме? Сравните их.

5. Расскажите о перспективах института крестных в социальной пе­дагогике.

6. Каков характер взаимодействия между христианской общиной и социальным педагогом в процессе осуществления его профессиональной деятельности?

Литература

1. Библия: Ветхий и новый завет. — М., 1994.

2. Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской ант­ропологии. — М., 1993.

3. Илъин-И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. — М., 1993.

4. КлючаревА. О семейном счастии и христианском воспитании. — М., 1997.

5. МеньА. В. Сын человеческий. 4-е изд. — М., 1991.

6. Милосердие: Учеб. пособие. — М., 1998.

7. Шестун Е. Православная педагогика: Истор. психолого-педагоги­ческие очерки. — Самара, 1998.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.