Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарские и практические занятия




ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая и практическая подготовка студентов, осваивающих профессию социального педагога, осуществляется при изучении курса «Социальная педагогика» на лекционных и практических занятиях. Качество такой подготовки зависит как от содержания, так и от органи­зации учебного процесса.

Авторы предлагаемого пособия исходят из того, что содержание кур­са социальной педагогики способствует повышению качества подготов­ки студентов к социально-педагогической деятельности, если в нем нахо­дит отражение современный уровень развития социальной педагогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики. Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными про­блемами социально-педагогической практики, поможет будущим специ­алистам в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение студентами научных фактов, социально-педагогических концепций, идей позволит им не только объяснять существующие в жизни проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Социальная педагогика — относительно молодая отрасль педагогичес­кого знания, включенная в государственный образовательный стандарт среднего и высшего профессионального образования. Определение содер­жания и структуры программы такого курса для подготовки социальных педагогов в средних и высших профессиональных учебных заведениях весьма сложная задача, поскольку сегодня сама наука находится в ста­дии становления. Это определило и структуру пособия: первый раздел включает программу курса по социальной педагогике, которая состоит из трех взаимосвязанных частей: введение в профессию «социальный педа­гог», основы социальной педагогики и основы социально-педагогической деятельности.

Второй разДел посвящен содержанию и методике проведения практичес­ких занятий, которые способствуют закреплению и расширению теорети­ческих знаний студентов в области социальной педагогики, формированию у них умений и навыков социально-педагогической деятельности. Семи­нарские и практические занятия носят репродуктивный и творческий ха­рактер. Для актуализации теоретических знаний рекомендуются семина­ры-диспуты, а также практические занятия, посвященные решению задач по социальной педагогике. Включение студентов в активную творческую работу осуществляется через микроисследования, которые отражаются в темйтике реферативных работ, приведенной в каждой теме.

В третьем разделе пособия приводятся примерные темы курсовых ра­бот, варианты вопросов к курсовому экзамену по социальной педагогике; общий список рекомендуемой литературы по изучению курса, проведе­нию практических и семинарских занятий, а также для самостоятельной работы студентов.

Учебное пособие адресовано преподавателям средних и высших учеб­ных заведений, преподающих курс социальной педагогики; студентам, осваивающим специальность «социальная педагогика», и всем, кто ин­тересуется проблемами социальной педагогики.


ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

(пояснительная записка)

Предлагаемая примерная программа по социальной педагогике отра­жает требования государственного образовательного стандарта к подго­товке социальных педагогов в высших учебных заведениях.

Основные задачи курса:

• формирование у студентов теоретических представлений о социаль­ной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предме­те исследования и основных категориях;

• формирование целостного представления о факторах и закономер­ностях социализации ребенка;

• раскрытие специфики социально-педагогической деятельности и ее гуманистической направленности; овладение основными методами и формами социально-педагогической деятельности с различными катего­риями детей;

• формирование у студентов знаний и умений социально-педагогичес­ких исследований.

Программа включает три раздела:

Введение в профессию «социальный педагог». который знакомит студен­тов с культурно-историческими традициями возникновения социальной педагогики и профессии «социальный педагог», спецификой профессио­нальной деятельности социального педагога и особенностями его професси­ональной подготовки.

«Основы социальной педагогики», в котором раскрывается взаимо­связь социальной педагогики с гуманитарными науками и педагогикой, выделяются предмет и объект исследования науки, ее категории, пробле­мы социальной педагогики как науки и области практической деятель­ности.

«Основы социально-педагогической деятельности», посвященный методике и технологиям социально-педагогической деятельности, выяв­лению специфики социально-педагогической деятельности с различны­ми категориями детей.

Объем изучаемого курса зависит от учебного плана, который разраба­тывается вузом в соответствии со стандартом высшего профессионально­го образования. На дисциплины специального блока согласно стандарту отводится 100 часов. Он включает различные курсы, и поэтому часы мо­гут быть распределены по-разному.

В данной программе на изучение курса отводится 100 часов, которые распределяются между лекционными, практическими и семинарскими занятиями. В предлагаемой программе распределение часов строится таким образом: лекционные занятия — 58 часов, практические и семи­нарские — 42 часа. Однако такое распределение носит примерный харак­тер, все зависит от возможностей и особенностей ведения курса социаль­ной педагогики в том или ином высшем учебном заведении.

В процессе изучения курса студенты выполняют реферативные рабо­ты, курсовую и выпускную работы по социальной педагогике. Заканчи­вается курс сдачей экзамена по социальной педагогике. Примерные темы курсовых работ и вопросов к курсовому экзамену приведены в пособии.


 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема   Лекции   Пракг.  
Введение в профессию «социальный педагог»       занятия  
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной      
педагогики в России          
2. Профессиональная деятельность социального педагога      
3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов      
Основы социальной педагогики       .  
4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической дея-      
тельности          
5. Развитие ребенка в социуме      
6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педа-      
гогике          
7. Категории социальной педагогики      
8. Принципы социальной педагогики      
9. Социально-педагогическое исследование      
Основы социально-педагогической деятельности       _  
10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности      
11. Социально-педагогическая деятельность с семьей      
12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися      
без попечения родителей          
13. Девиации как социально-педагогическая проблема      
14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей      
1 5. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей      
16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей      
17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения      
детей          
1 8. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного по-      
ведения          
19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к      
употреблению алкоголя          
20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними      
правонарушителями          
21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях      
ИТОГО:      

Введение в профессию «Социальный педагог»

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения со­циальной педагогики в России

Благотворительность и милосердие как культурно-истори-. ческие традиции социально-педагогической деятельности. Сущность понятий «милосердие» и «благотворительность». Этапы развития благотворительности в России: церковная, го­сударственная и частная благотворительность в досоветской России. Советская система социального обеспечения детей. Социальная политика России по обеспечению защиты и прав детей в постсоветский период. Исторические предпосылки вве­дения профессии «социальный педагог» в России.

2. Профессиональная деятельность социального педагога Профессиональная деятельность педагога и социального пе­дагога: общие и отличительные признаки профессии. Функции деятельности социального педагога. Личностные качества ср-циального педагога. Профессиональная компетентность соци­ального педагога, его квалификационная характеристика. Фор­мы и виды социально-педагогической помощи детям. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.

3. Система профессиональной подготовки социальных педа­гогов

Принципы и система непрерывной профессиональной подго­товки социальных педагогов. Подготовка социальных педаго­гов в средних профессиональных учебных заведениях. Государ­ственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Моно- и многоступенчатая подготовка соци­ального педагога в вузе. Особенности подготовки специалиста в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Переподготовка и повышение квалификации социальных педагогов.

Основы социальной педагогики

4. Социальная педагогика как наука и как сфера практичес­кой деятельности

Социальная педагогика как отрасль научного знания. Соци­альная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь со­циальной педагогики с педагогикой и социологией. Ребенок и закономерности его социализации — объект и предмет исследо-


вания социальной педагогики. Семья, образование, религия и культура — основные институты социализации ребенка. Соци­альная педагогика как область практической деятельности, взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы. Со­циальная педагогика как учебная дисциплина.

5. Развитие ребенка в социуме

Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые фак­торы развития ребенка. Роль деятельности и общения в разви­тии ребенка. Противоречия — движущие силы развития ребен­ка. Влияние наследственности на развитие ребенка. Патологии в физическом, физиологическом и психическом развитии ре­бенка и ее влияние на социализацию ребенка. Макро-, мезо- и микрофакторы, социализации ребенка. Влияние среды на раз­витие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющая процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Соци­альная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в соци­ализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная ре­абилитация ребенка.

6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике

Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» асоци­альной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонений в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические откло­нения от нормы и социализация ребенка. Особенности социали­зации детей, не получивших общего и профессионального обра­зования. Социальные нормы и отклонения от них. Роль психо­лого-медико-педагогических комиссий в диагностике отклоне­ний от нормы.

7. Категории социальной педагогики

Система категорий и понятий в науке. Категориальная взаи­мосвязь педагогики и социальной педагогики. Педагогическая и социально-педагогическая деятельность: общие и отличитель­ные признаки. Социальные знания и умения — основа социа­лизации ребенка. Сущность социального обучения. Соци­альный феномен воспитания в истории развития общества. Ха­рактеристика социального воспитания. Проблемы развития теории социального воспитания и социального обучения в со­временных условиях.

8. Принципы социальной педагогики

Сущность понятий «принцип» и «правило» в науке. Назна­чение принципов в социальной педагогике. Принцип природо-сообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации.


Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между ми­лосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченны­ми возможностями. Правила реализации принципа гуманизма.

9. Социально-педагогическое исследование

Сущность научного исследования. Особенности развития на­учного знания в социальной педагогике. Источники социально-педагогического исследования. Эмпирическое и научное иссле­дование в социальной педагогике. Понятийный аппарат иссле­дования. Этапы и методы социально-педагогического исследо­вания. Оформление научно-исследовательской работы.

Основы социально-педагогической деятельности

10. Методика и технологии социально-педагогической дея­тельности

Сущность понятия «методика социально-педагогической де­ятельности». Метод, прием и средство: общие и отличительные признаки. Методы убеждения, упражнения и коррекции в со­циальной педагогике. Использование социологических методов в работе социального педагога. Характеристика и структура социально-педагогических технологий. Виды социально-педа­гогических технологий»

11. Социально-педагогическая деятельность с семьей Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ре­бенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особен­ности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоци­альной семьей, семьей ребенка-инвалида. Формы социально-педагогической помощи семье.

12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Исторические корни современной системы опеки и попечительства. Социаль­но-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-ин­тернат; деятельность социального педагога в этих учреждени­ях.

13. Девиации как социально-педагогическая проблема Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. При­чины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и от­клоняющееся поведение подростков. Типичные проявления


отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делин-квентное и криминальное поведение подростков: общие и отли­чительные признаки. Факторы девиации подростков. Концеп­ции девиации детей.

14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведе­ния детей

Детский алкоголизм как социально-педагогическая пробле­ма. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

15. Наркомания как форма проявления девиантного поведе­ния детей

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классифи­кация и типы наркотиков, употребляемых подростками. При­чины и последствия подростковой наркомании. Стадии разви­тия подростковой наркомании.

16. Проституция как форма проявления девиантного пове­дения детей

Детская проституция как социально-педагогическая пробле­ма. Из истории развития проституции в России. Особенности детской проституции: причины и последствия. Факторы, сдер­живающие развитие проституции в России.

17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей

Преступность несовершеннолетних как социально-педагоги­ческая проблема. Причины и последствия преступности несо­вершеннолетних. Социальные и психолого-педагогические осо­бенности несовершеннолетнего осужденного. Система специ­альных учебно-воспитательных учреждений для несовершенно­летних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, воспита­тельные колонии; цели, задачи и особенности их работы.

18. Социально-педагогическая деятельность с детьми деви­антного поведения

Профилактика и реабилитация — основные виды социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения: сущность понятий. Основные подходы к деятельности с детьми девиантного поведения: информационный, медико-биологичес-


кий, социально-психологический и социально-педагогический. Социально-педагогическая профилактическая деятельность: задачи, содержание, методы и формы работы. Социально-педа­гогическая реабилитационная деятельность: задачи, содержа­ние, методы и формы работы.

19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склон­ными к употреблению алкоголя

Принципы и функции социально-педагогической деятельно­сти с детьми, склонными к употреблению алкоголя. Профилак­тика детского алкоголизма: содержание, методы и формы рабо­ты социального педагога. Социально-педагогическая реабили­тация детей-алкоголиков: содержание, методы и формы рабо­ты социального педагога. Роль социального педагога во взаимо­действии специалистов по профилактике и реабилитации де­тского алкоголизма.

20. Социально-педагогическая деятельность с несовершенно­летними правонарушителями

Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Роль общего и профессионального обра­зования в социальной реабилитации несовершеннолетних пра­вонарушителей. Индивидуальная и коллективная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних правонаруши­телей: цели, задачи, содержание и технологии. Творческая ак­тивность несовершеннолетнего правонарушителя как средство его социальной реабилитации.

21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях Функции религии в обществе: аксеологическая, духовная, гносеологическая, педагогическая, политическая, экономичес­кая, историческая, социальная, психотерапевтическая. Хри­стианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. Историческая обусловленность социального вос­питания в конфессиях. Особенности социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Качество теоретической подготовки студентов определяется действенностью полученных ими на лекциях теоретических знаний. Причем для студента важно не столько умение воспро­изводить знания, теории, идеи, сколько уметь применять их на практике; необходим «перевод» теоретических знаний в прак­тику реальной социально-педагогической деятельности.

Студенты должны понимать, что какой бы совершенной ни была теория, она не может быть непосредственно реализована на практике. Необходимы знания иного уровня, которые дол­жны содержать ответы на вопросы: как, используя теоретичес­кие положения, ведущие идеи социальной педагогики, выяв­ленные ею закономерности социализации ребенка, следует строить социально-педагогический процесс, как учитывать при этом психолого-педагогические и социально-педагогические особенности ребенка, как учитывать возможности конкретно­го социального института и учреждения, в котором развивается ребенок, и как учитывать свои собственные способности и воз­можности, свою профессиональную готовность к этому виду деятельности? Решению этих'и других вопросов и посвящены семинарские и практические занятия по социальной педагоги­ке. Основные задачи таких занятий:

• закрепление у студентов системы знаний по социальной пе­дагогике, специальная работа над социально-педагогическими понятиями;

• формирование системного подхода к изучению социально-педагогических явлений;

• развитие научного подхода к изучению, овладению и само­стоятельной разработке методики и технологии социально-пе­дагогической деятельности;

• овладение конкретными способами, необходимыми соци­альному педагогу для самостоятельного конструирования и организации социально-педагогической деятельности;

• овладение навыками самостоятельной работы при освое­нии курса социальной педагогики;

• формирование эмоционально-положительного отношения студентов к изучаемому курсу и дальнейшей профессиональной деятельности.

Теоретические знания студенты получают на лекциях. При­ведем некоторые советы по работе студентов на лекционных


занятиях, ибо от этого зависит, насколько продуктивно они в дальнейшем смогут работать на семинарских и практических занятиях.

Лекция (от латинского 1есИо «чтение»), как известно, одна из /основных форм учебных занятий в высших учебных заведени­ях, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела кон­кретной науки или учебной дисциплины.

Такая форма передачи знаний обучающимся возникла в практике еще в средневековых университетах. Тогда это слово точно отражало характер деятельности преподавателя. В XII-XIII вв., когда в Европе еще не получило распространение кни­гопечатание, сочинения ученых переписывались от руки и по­этому существовали в немногих экземплярах. Получить такое сочинение для изучения каждый студент, конечно, не мог, и университетские преподаватели в аудиториях в буквальном смысле слова читали свои или чьи-то научные произведения — философские, религиозные трактаты, сопровождая чтение под­робными комментариями и разъяснениями.

На протяжении веков, прошедших с тех пор, очень многое изменилось. Возникло и постепенно усовершенствовалось кни­гопечатание, книга (в том числе и учебная) как один из важней­ших источников знания перестала быть редкостью и роскошью, стала доступной каждому. Кроме того, в последние десятилетия все большее распространение приобретают компьютерные фор­мы хранения и передачи информации, которые активно приме­няются в обучении. Однако лекция всегда была и до сих пор остается неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшей формой изложения учебного материала в высших учебных за­ведениях во всем мире.

В чем же причина такого «консерватизма» лекции? А дело в том, что лекция как способ сообщения знаний имеет очень мно­го достоинств. Постараемся показать наиболее существенные из них.

Прежде всего, необходимо сказать о том, что любая наука, — а студенты знакомятся в вузе именно с различными науками — представляет собой очень сложное явление. В каждой науке, в том числе и в социальной педагогике, встречается большое ко­личество различных точек зрения, мнений, подходов и спосо­бов разрешения научных проблем. Наряду с положениями, которые признаются всеми и не вызывают сомнения, всегда есть спорные вопросы и воззрения. Разобраться в этом клубке раз­норечивых, а часто и противоречивых взглядов студенту, толь-


ко вступающему в мир научных знаний, чрезвычайно сложно. И именно лекция позволяет преподавателю в течение очень непродолжительного времени сориентировать студентов в рас­сматриваемой научной проблеме (теме), раскрыть ее наиболее важные, существенные стороны, дать анализ различных взгля­дов и теоретических концепций по рассматриваемому вопросу, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.

К достоинствам лекции нужно также отнести и непосредствен­ное общение студентов с опытными преподавателями, которые, как правило, сами являются учеными; Их творческая мысль, живое слово, эмоциональный контакт с аудиторией иногда игра­ют решающую роль в усвоении студентами учебного материала, который перестает быть только набором сухих фактов, станови­тся ярким и интересным, а поэтому способствует развитию же­лания знать изучаемый предмет лучше и глубже.

Таким образом, лекция — очень экономичный, эффективный и эмоционально наполненный способ передачи знаний. У сту­дента поначалу складывается мнение, что на лекции он — лицо пассивное, и все, что от него требуется, — слушать и записывать то, что говорит преподаватель. Но это ошибочное, и даже опас­ное представление. На самом деле слушание лекции предпола­гает активную мыслительную деятельность студента, главная задача которого — понять сущность рассматриваемой темы, уловить логику рассуждений лектора; размышляя вместе с ним, оценить его аргументацию, составить собственное мнение об изучаемых явлениях и соотнести услышанное с тем, что уже изучено. И при этом студент должен еще успевать делать запи­си изложенного в лекции материала. Понятно, что ведение та­ких записей, которые называются конспектами (от латинско­го сопзресЪиз «обзор»), также является творческим процессом, требует определенных умений и навыков. Чтобы вам было лег­че их приобрести, рекомендуем запомнить

несколько практических советов:

Не старайтесь записать дословно все, что говорит препода­ватель— это невозможно, да и не нужно. Если вы будете к это­му стремиться, в ваших записях неизбежны недописанные предложения, пропуски, а значит — нарушения логики изло­жения материала, которые сделают конспект бесполезным. Учитесь формулировать мысли кратко и своими словами, запи­сывая только самое существенное.


• Учитесь «наслух» отделять главное от второстепенного. Но это не означает, что записывать нужно только основные поло­жения и определения, которые без примеров и иллюстраций могут впоследствии, при чтении конспектов, оказаться непо­нятными. Поэтому факты, которые приводит лектор, также лучше отмечать; иногда для этого бывает достаточно несколь­ких ключевых слов.

• Записи должны быть сжатыми, логично связанными, представлять собой нечто вроде развернутого плана лекции.

• Если в лекции предлагаются схемы, таблицы, чертежи, обязательно полностью заносите их в тетрадь, выполняя акку­ратно и внимательно.

• По ходу лекции преподаватель обычно отмечает те или иные мысли, положения, поэтому сразу делайте соответствую­щие смысловые выделения в ваших записях. Для этого можно использовать не только разные виды подчеркиваний (прямая, волнистая линии, пунктир и т. п.), разноцветные выделения, но и различные значки, например:! — «важно»,? — «проверить, уточнить», N8 (поЪаЪепе) — «обратить внимание» и др.

• Оставляйте в тетради поля, которые можно использовать в дальнейшем для уточняющих записей, комментариев, допол­нений и т. п.

• Используйте красную строку для выделения смысловых частей в записях.

• Постарайтесь выработать свою собственную систему сокра­щения часто встречающихся слов или их замены определенны­ми знаками. Это даст вам возможность меньше писать, больше слушать и думать.

• Сразу после лекции постарайтесь просмотреть записи и по свежим следам восстановить пропущенное, дописать недопи­санное, завершить выделение существенных моментов.

Очень важно подчеркнуть, что лекция — это не весь матери­ал по изучаемой теме, даваемый для того, чтобы студенты его «вызубрили». Прежде всего это — «путеводитель» в их дальней­шей самостоятельной учебной и научной работе.

Лекционный материал, который строится в соответствии с программой учебного курса по социальной педагогике, находит отражение в содержании семинарских и практических заня­тий. К каждой теме программы предлагается два семинарских занятия, одно из которых носит репродуктивный характер и преследует цель — закрепление и уточнение определенных зна­ний по социальной педагогике. Второе занятие имеет преиму­щественно творческий характер и в большей степени связано с


самостоятельной работой студента по тому или иному разделу курса.

Формы организации студентов для закрепления, уточнения и расширения теоретических знаний, полученных на лекции, могут быть самыми различными. Мы рассмотрим две из них: семинары и практические занятия.

Семинар (от латинского зепипагшт «рассадник»; переноси, «школа») — это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному '| курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдель- | ной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студен­ческой группе отдельно.

Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объясне­нии вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподава­тель, давая студентам, возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студен­ты были хорошо подготовлены к нему. В противном случае семи­нар не будет действенным и может превратиться в скучный об­мен вопросами и ответами между преподавателем и студентами.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты забла­говременно знакомятся с планом семинарского занятия и ли­тературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Далее приводя­тся темы семинарских занятий, а также литература, рекомен­дуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сооб­щение. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, наконец, спорить в по­исках истины — а это и есть главное назначение семинара, го­товиться к нему должны все.

При подготовке к семинару:

проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основ-ных проблемах, вынесенных на обсуждение;

• внимательно прочитайте материал, данный преподавате­лем по этой теме на лекции;


• изучите рекомендованную литературу, делая при этом кон­спекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументирование его обосновать;

• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.

В процессе работы на семинаре:

внимательно слушайте выступления других участников се­минара, старайтесь соотнести, сопоставить их высказывания со своим мнением;

• активно участвуйте в обсуждении рассматриваемых вопро­сов, не бойтесь высказывать свое мнение, но старайтесь, чтобы оно было подкреплено убедительными аргументами;

• если вы не согласны с чьим-то мнением, смело критикуй­те его, но помните, что критика должна быть обоснованной и конструктивной, т. е. нести в себе какое-то конкретное предло­жение в качестве альтернативы;

• после семинара кратко сформулируйте окончательные правильные ответы на вопросы, которые были рассмотрены.

Семинар помогает студентам глубоко овладеть учебным пред­метом по социальной педагогике, способствует развитию у них умения самостоятельно работать с учебной литературой и пер­воисточниками, освоению ими методов научной работы и при­обретению навыков научной аргументации, научного мышле­ния. Преподавателю же работа студента на семинаре позволя­ет судить о том, насколько успешно и с каким желанием он ос­ваивает материал курса.

Практическое занятие это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретичес­кого материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, при­кладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкрет­ных заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.

Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теорети­ческие сведения, полученные на лекциях и в процессе самосто-


 

 

 


ятельной работы, подобрать необходимую учебную и справоч­ную литературу. Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.

Чтобы преподаватель имел возможность наблюдать за работой каждого студента, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь, практические занятия проводятся обычно с небольшими группами учащихся. Иногда для этого академическая студенческая группа разделяется на две подгруп­пы. Далее приводятся практические занятия в виде семинаров-диспутов, где студентам предложены вопросы, на которые нет однозначного ответа. При этом студенты аргументированно уча­тся отстаивать свою точку зрения. Другая разновидность прак­тических занятий -^ это решение различных социально-педаго­гических задач, некоторые из них предложены ниже.

Каждая тема семинарского или практического занятия за­канчивается списком предлагаемых тем рефератов, которые студенты выполняют самостоятельно либо перед подготовкой к семинарскому занятию, либо после него.

Реферат (от латинского ге^егге «сообщать») — краткое из­ложение в письменной форме определенного научного матери­ала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных при­кладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорныйреферат) научных работ и должен отражать их основ­ное содержание. При его написании студент должен продемон­стрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обо­сновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что зак­лючение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Ком­позиция основной части может быть:

* конспективной, когда ее построение полностью соответ­ствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т. д.);


• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдель­ные части (обычно таким образом реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае состав­ляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список рефери­руемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораз­до сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор ос­новной литературы одного или нескольких авторов по отдель­ной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект про­блемы (теории) социальной педагогики раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в опреде­ленной последовательности (по времени появления, по значи­мости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспек­там проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студен­та широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполнять­ся по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по социальной педагогике должен выб­рать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над ре­фератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сооб­щает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семи­нарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: на-


учиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказы­вания кратко и своими словами, логично выстраивать и систе­матизировать изученный материал.

Студент на семинарских и практических занятиях не только выбирает и пишет реферат по определенной теме: желательно, чтобы он в дальнейшем вошел в содержание курсовой работы студента. Темы курсовых работ приведены далее.

Курсовая работа это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении все­го курса под руководством преподавателя — научного руково­дителя и оформляется по определенным правилам, а затем за­щищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.

Студенты обязательно выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность вы­бора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафед­ры социальной педагогики.

Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполне­ния.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследова­тельских методов, научная работа в любой области — естествен­нонаучной, гуманитарной или технической имеет много обще­го. Так, общими являются два главных направления исследо­вания, которые, взаимодополняя друг друга, позволяют полу­чать серьезные научные результаты, а именно:

— изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками (это может найти отражение в реферате обзорного характера);

— собственная экспериментально-практическая работа сту­дента, которая может быть выполнена в процессе прохождения социально-педагогической практики.

В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере работы над ней расширяется научный кругозор студента по социальной педагогике, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами иссле­дования, вырабатывает самостоятельность мышления, обрета­ет собственные научные взгляды. Проделанная самостоятель-


нал научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите.

Таким образом, в процессе выполнения семинарских и прак­тических занятий студент может выбрать тему курсовой рабо­ты и начать работать над ней.

Важное значение в процессе профессионального становления социального педагога имеет специальная работа над понятия­ми, социально-педагогическими идеями. Поэтому в каждой теме семинарского или.практического занятия даны определе­ния основных понятий, которые выбраны из различных источ­ников, словарной или энциклопедической литературы. Кроме того, представлено собственное видение авторами сущности многих социально-педагогических понятий. Однако это не оз­начает, что каждое определение есть «истина в последней ин­станции». Как уже было показано, социальная педагогика — относительно молодая и развивающаяся область педагогичес­кой науки и социально-педагогической практики, поэтому пре­подаватели и студенты могут предложить и обсудить свое виде­ние толкований тех или понятий в социальной педагогике.

Выбор тем семинарских и практических занятий зависит от преподавателя, а также от интересов и возможностей студента. Излагая ту или иную тему программы по социальной педагоги­ке, преподаватель заранее может распределить, какой матери­ал должен быть обязательно изложен на лекции, а какой сту­денты могут изучить самостоятельно. Знакомство с планами семинарских и практических занятий позволяет студентам выбрать, какую форму они хотели бы рассмотреть на практике: семинар по осмыслению и углублению теоретических знаний, семинар-диспут или практические занятия по решению прак­тических задач или упражнений. Могут быть предложены и другие формы проведения, например круглые столы, сюжетно-ролевые игры, просмотр аудиовидеозаписей и их обсуждение, разработка различных социально-педагогических задач и их использование на практических занятиях — все зависит от творческой работы преподавателя вместе со студентами.

После примерных тем курсовых работ в пособии приведен общий список литературы, который включает литературу, во­шедшую в планы семинарских и практических занятий, а так­же дополнительную литературу. Это позволяет студентам выб­рать литературу как для написания рефератов, так и для выпол­нения курсовых работ.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»

Тема: Благотворительность и милосердие как

культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности

Основные понятия:

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, вы­раженный в типах и формах организации жизни и де­ятельности людей, а также в создаваемых ими матери­альных и духовных ценностях.

Благотворительность — оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения.

Милосердие — готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Семинар 1. Исторические предпосылки развития социаль­но-педагогической деятельности

1. Сущность понятий «милосердие» и «благотворитель­ность».

2. Основные формы социальной помощи детям в Древней Руси в 1Х-ХУИ вв.

3. Формирование государственного призрения детей с XVII до первой половины XIX в.

4. Система социальных служб помощи детям в начале XX в.

5. Изменение отношения государства к благотворительности и милосердию после революции 1917 г.

Семинар-диспут 2. Благотворительность в современ ных условиях — в чем ее сущность?

1. Изменяется ли социальная политика государства в отноше­нии детей в России в современных условиях? В чем ее причины и каковы последствия?


2. Возрождаются ли благотворительная деятельность и бла­готворительные организации в России? По каким фактам об этом можно судить?

3. Развитие системы социальных и социально-педагогичес­ких служб для детей — насколько это отвечает традициям бла­готворительности и милосердия?

4. Как связаны между собой развитие благотворительности и введение в России профессии «социальный педагог»?

Литература

Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Крат, истор. очерк. — М., 1993.

Благотворительные организации социальной направленности. — М., 1998.

Егошина В. Н., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. — М., 1993.

О благотворительной деятельности и благотворительных организаци­ях: Федер. Закон Рос. Федерации. — М., 1995.

Лафарг П. Благотворительность. — М., 1988

Милосердие: Учеб. пособие. — М., 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.