Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СТАТЬЯ 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях




О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ЗАКОН ГЛАСИТ

Право и религиозные нормы

 

Большой интерес представляет сравнение правовых и религиозных норм. Однако следует иметь в виду, что их соотношение будет принципиально различным для светских и теологических государств. Проведем сравнение норм в светском государстве, каковым является Российская Федерация.

Религиозными нормами называют правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, произведениях авторитетных духовных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется отправление обрядов, порядок церковной службы и т. п. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание.

В настоящее время нормы российского права соприкасаются с религиозными.

 

 

26 сентября 1997 года № 125‑ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СТАТЬЯ 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Так, законодательством создана правовая основа деятельности религиозных организаций, установлены гарантии свободы вероисповедания и распространения религиозных убеждений и т. п.

Вместе с тем между правовыми и религиозными нормами имеются существенные различия. Так, религиозные нормы не поддерживаются принудительной силой государства, не имеют формальной структуры, заключены в иных, неправовых формах (источниках) и имеют ряд других отличий. Особенно отличается стиль и форма религиозных и правовых норм. Текст религиозных источников носит описательный, образный, метафорический и даже мистический характер. Предписания изложены образным языком. Они предназначены не столько для понимания, сколько для чувственного восприятия. Требования к юридическим текстам диаметрально противоположны, так как они предназначены для рационального восприятия и точного исполнения.

Имеются также различия в субъектах, адресатах, участниках религиозных и правовых отношений.

 

Рекомендуемая литература

 

Бляхман Б.Я. Трансформация социальных норм в юридические правила правовых систем // Право и образование. – 2007. – № 12.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. – М., 1978.

Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность. – М., 1986.

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. – М., 1986. его же. Право и закон. – М., 1983.

Пеньков Е.М. Социальные нормы – регуляторы поведения личности. – М., 1972; его же Социальные нормы‑регуляторы поведения личности. – М., 1972.

 

 

Глава 9. Источники (формы) права

 

• Понятие источника и формы права.

• Источники права в идеальном, материальном, формальном смыслах.

• Классификация форм права.

• Договор.

• Обычай. Прецедент.

• Нормативный правовой акт.

 

§ 1. Определение формы (источника) права

 

Термин «источники права» является одним из древнейших в правоведении: ему более 2000 лет. Как полагают, впервые термин «источник права» использовал Тит Ливий для обозначения Законов XII таблиц, которые, по его словам, послужили источником всего частного римского права. Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции. А вот термин сохраняется и продолжает вновь и вновь порождать дискуссии о его содержании.

 

Источники (формы) права – это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник (форму) права.

 

Право объективируется в устойчивую, определенную форму, в которой оно содержится и охраняется. Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, не имеющие четкого внешнего оформления. Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.

Форма права обладает следующими признаками: четкость внешнего выражения, определенность содержания, длительность существования, общеизвестность, обязательность, нормативность, разумность, справедливость.

Принципиальным является признак четкости внешнего выражения. Представляется, что форма права непременно имеет устойчивую внешнюю оболочку, носящую чаще языковую форму. Стабильности языковой формы способствует закрепление форм права на устойчивых материалах: камень, бумага и т. п. носители информации. Для нормативных правовых актов этот признак традиционно называется формальной определенностью. Его содержание сводится к требованиям языка, стиля нормативных актов. Неписаные формы права достигают четкость внешнего выражения иными способами: их четкость представляется достаточной, если субъекты права понимают правила и единообразно их исполняют. Конечно, неписаные правила ускользают, но не исчезают, они сами себя воспроизводят.

Другим важным признаком формы права является определенность его содержания, т. е. форма права должна содержать положения, единообразно понимаемые субъектами, адресатами норм.

При помощи приемов законодательной техники достигается определенность содержания лишь одной формы права – нормативного правового акта. И в этом его простота, так как он создается в результате целенаправленной результативной процедуры. Однако этого нельзя сказать почти обо всех других формах права, что вовсе не означает отсутствия у них определенности содержания. Этот признак по‑разному будет выглядеть для различных форм. Наибольшую сложность он представляет для правовых обычаев. Определенность содержания этой формы права состоит в наличии в обществе (во всем или у определенной его группы) единообразного понимания правового требования. Бывает, однако, что определенность из умозрительной становится материальной, например собирание обычаев в письменные сборники (Инкотермс, неофициальные этнографические записи). Приведенные примеры нарочито разнородные, так как для обычаев делового оборота нет определенной внешней оболочки, в том числе бумажной.

Еще одним важным признаком формы права является длительность существования. С точки зрения определенности проявления этого признака ведущее место принадлежит правовым обычаям. Их форма, выкристаллизовываясь продолжительное время, приобретает определенный консерватизм. Можно даже предположить, что устойчивость права во всеобщем смысле существует благодаря обычаям, которые придают необходимую стабильность общественным отношениям. Доктринальные формы права также действуют продолжительное время.

В отношении нормативных правовых актов данный признак наиболее уязвим, так как эта форма отличается изменчивостью. Период их регулятивной активности несравним со сроком действия обычаев. Страны, которым удалось хотя бы в костяке сохранить свои правовые акты в течение сотен лет, могут по праву гордиться своими достижениями. В нашем государстве нет подобных примеров, однако опыт законодательных работ XX века установил рекорд жизнеспособности закона – 30 лет. Именно столько «выстояли» некоторые кодифицированные акты.

Формы права обладают всеми признаками права, в частности такими, как общеизвестность, обязательность, всеобщность.

Важнейшим свойством права и, соответственно, формы права является нормативность. Значение этого свойства для форм права состоит в его предназначении для широкого, неопределенного круга лиц. Форма права теряет свою нормативность, если можно указать точно лицо, которому она адресована. Но это не относится к территориальным границам. Например, может быть использован такой оборот: лица, проживающие на территории Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования. Это описания разных территорий, но все они могут быть в равной степени использованы в нормативных актах. При этом нельзя сказать, что акт, распространяющий свое действие на всю территорию Российской Федерации, – более нормативный, чем акт, действующий в пределах муниципального образования.

Также нельзя количественно характеризовать нормативность по кругу лиц. Так, нормативность присутствует в акте, адресованном судьям, прокурорам, всем российским гражданам.

Сказанное абсолютно очевидно и представляет собой действие нормативного акта по кругу лиц и по территории.

Не менее простой представляется задача действия нормативности во времени. Временной фактор может быть использован для отделения актов нормативных от ненормативных. Если акт действует только один раз и после этого прекращает свое действие, он не является нормативным. Особенность нормативного акта и состоит в том, что он применяется неограниченное количество раз. Его действие не прекращается фактом его разовой реализации. Весь период времени, пока он действует, он порождает одни и те же правовые последствия. Если нормативный правовой акт вообще ни разу не применялся к конкретным правоотношениям, это не лишает его нормативности.

Для формы права имеют существенное значение также разумность и справедливость. Наибольшее значение этот признак имеет для доктринальных форм права, науки и судебной практики. Действительно, в романо‑германской правовой системе, а также (и в особенности) в заидеологизированных государствах принято исходить из презумпции разумности и справедливости нормативного правового акта. Это объясняется идеологической установкой об абсолютных достоинствах и неоспоримой легитимности государства, соответственно, правотворчества и нормативных правовых актов. Действительно, самолюбование и самодостаточность нормативных правовых актов в сравнении с другими формами, которые должны постоянно доказывать свою состоятельность, способствуют снижению эффективности первых.

С учетом сказанного можно сформулировать итоговое определение формы права.

 

Форма права – это объективированное надлежащим образом правовое установление, соответствующее принятым в данном обществе представлениям о разумности и справедливости, неперсонифицированное, длительно и единообразно воплощающееся в поведении субъектов права, гарантированное к исполнению силой авторитета и (или) государственного принуждения, признанное субъектами права в качестве регулятора общественных отношений.

 

§ 2. Классификация форм права

 

Виды форм права многочисленны. Часть из них носит традиционный характер и не вызывает споров со времен римского права. К таким формам права относятся законы, судебные прецеденты и правовые обычаи. Некоторые формы права признаются не всеми, к таким относятся религиозные тексты, доктрина. Редко к формам права относят правосознание, общепризнанные принципы права.

Классификация форм может осуществляться по нескольким основаниям. Так, на основании – сила, порождающая правовые предписания, – выделяют следующие формы права:

• государственная воля (нормативные правовые акты, прецедент);

• общественный опыт (обычаи);

• согласование воль нескольких участников отношений (договор, автономическое право);

• авторитет различного происхождения (религия, доктринальные формы).

В зависимости от силы, охраняющей соответствующие предписания, выделяют формы: охраняемые государством (нормативные акты); охраняемые сторонами (договор, автономии); охраняемые авторитетом создавшей силы (доктринальные источники, обычаи).

По такому основанию, как количество создателей, выделяют:

• единоличные формы (в первую очередь это касается прецедентов и некоторых видов нормативных правовых актов – указов, приказов, но в определенной степени сюда относится и закон, так как законодательный орган действует как консолидированный источник воли);

• коллективные формы (автономии и договоры);

• формы, авторы которых либо многочисленны, либо их установить не представляется возможным, либо это не имеет значения (доктринальные формы права, религия, обычаи).

Комплексное использование приведенных выше оснований позволило выделить следующие формы права, как современные, так и исторические.

Выделяют следующие формы права:

нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый субъектами правотворчества и содержащий нормы права;

договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права;

правовой прецедент (судебный, административный) – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, которое длительно и непрерывно регулирует общественные отношения;

юридическая наука – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи и т. д.), с учетом которых или на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным вопросам при отсутствии норм права;

правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций и т. д., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;

общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т. п.), на которые опираются в применении права при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, правового обычая и договора нормативного содержания;

религиозные тексты – могут быть представлены Кораном, Сунной, Библией, Талмудом и другими священными книгами.

В учебнике будут рассмотрены те формы права, которые занимают значительное место в современном мире.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.