Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях




Пунктуация сложного предложения

Первое, что нужно сделать с каждым предложением в составе текста, – проверить, не является ли оно сложным, состоящим из нескольких сообщений. Ну, например, таких, как в известном стихотворении С.Я.Маршака:

Травка зеленеет солнышко блестит ласточка с весною в сени к нам летит.

Как видим, про травку – одна информация, про солнышко – другая, про ласточку – уже третья. Значит, чтобы потенциальный читатель предложения сразу это понял, мы обязаны подать ему определенные условные знаки (= знаки препинания), указывающие, где проходят границы между этими сообщениями. Наиболее универсальный знак для разграничения простых предложений в составе сложного – запятая:

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

И сразу стало всё понятно. А вот если мы ошиблись с разделительным знаком, обозначили границу между предложениями не там, где она проходит, – могут начаться территориальные недоразумения. Ни к чему хорошему это не приводит – вспомните мировую историю.

Однако в бессоюзных предложениях (то есть таких, в которых отсутствуют соединительные слова между предложениями) можно пользоваться и другими знаками – точкой с запятой, двоеточием, тире.

Точку с запятой, например, можно поставить, если внутри предложений есть другие знаки, поэтому пишущему желательно сделать разделение предложений более четким. Этот знак как-то решительнее обычной запятой, и границу между сообщениями мы с его помощью обозначаем более твердо. Может быть, по этой причине точку с запятой отличал М.Ю.Лермонтов:

Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор; перед воротами расстилалась широкая площадь; за нею базар кипел народом, потому что было воскресенье… и т.д.

Двоеточие и тире ставятся в тех случаях, когда два сообщения явно соотнесены друг с другом по смыслу. Например, как в известных цитатах-афоризмах А.С. Грибоедова:

Сказал бы я: во-первых, не блажи…

Служить бы рад – прислуживаться тошно.

Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами.

Эти знаки считаются замещающими, сугубо функциональными, их задача – не только разграничить два сообщения, но и передать конкретные смысловые отношения между этими сообщениями.

Двоеточие – сигнал о том, что далее последует некое разъяснение,раскрытие смысла предыдущего предложения.Например, объяснение причины какого-либо события:

Я быстро уснул: меня одолела усталость (уснул, ПОТОМУ ЧТО устал).

Или объяснение того, что герой предложения сказал, подумал, увидел, услышал и т.п.

Я увидел: кто-то поднялся на крыльцо (увидел, ЧТО кто-то поднялся).

Или более подробное, детальное разъяснение заявленного тезиса:

Погода была замечательная: небо сияло, солнышко грело уже по-весеннему (второе и третье предложения разъясняют, чем ИМЕННО замечательна была погода).

Тире – знак, противоположный двоеточию по смыслу: он является выражением следствия, противопоставления или сопоставления каких-то явлений:

Меня одолела усталость – я быстро уснул (устал, ПОЭТОМУ быстро уснул)

Я ему слово – он мне десять (я ему слово, А он мне десять

Молвит слово – соловей поёт (молвит слово, КАК БУДТО соловей поёт)

 

Объединим все эти сведения в небольшую таблицу, чтобы легче было запомнить, заменой каких слов служат эти знаки на границе двух предложений:

 

[1]: [2] [1] - [2]
(= потому что) (= поэтому)
(= а именно) (= а)
(= что) (= как)

Упражнение 156. Расставьте знаки препинания.

1. Громкий ропот пробежал в толпе все заколыхалось и пришло в движение. 2. Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету ночью нас никто не встретит мы простимся на мосту. (Ник.) 3. Неслышно качали над головой ветвями берёзы ласково шумел орешник шуршали под ногами травы. 4. Приближалась роковая минута полет направлялся к раскрытым окнам дворца. (Ю.О.) 5. Стояла она долго устали ноги и глаза. 6. Сам толст его артисты тощи. (Гр.) 7. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 8. Дунул ветер все дрогнуло, ожило и засмеялось. 9. Я знаю вы преодолеете все препятствия. 10. Снова замерло все до рассвета дверь не скрипнет не вспыхнет огонь только слышно по улице где-то одинокая бродит гармонь. (Исаак.) 11. Любишь кататься люби саночки возить. 12. Ветер подул с гор будет дождь. 13. Но он очень обманулся Николай Всеволодович оставался спокоен. (Дост.) 14. И вдруг я слышу кто-то стучит в калитку. 15. Волков бояться в лес не ходить.

Упражнение 157. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Случилось это так мы шли в разведку в диком лесу. 2. Готовь сани летом телегу зимой. 3. Продравшись сквозь толпу, Шурка видит по примятой траве золотым браслетом вьется медянка. (В.См.) 4. Давно пора бы каждому свернуть своей дорогою они рядком идут.(Некр.) 5. Наружностью Шатов вполне соответствовал своим убеждениям он был неуклюж, белокур, космат, низкого роста и широкоплеч. (Дост.) 6. Наступят каникулы поедем на дачу. 7. Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колеса скрипели лошади фыркали. 8. И молчание нарушилось самым неожиданным образом над зверинцем в голубом небе разорвалась бомба. (Ю.О.) 9. Улыбнется она солнце красное взойдет. 10. Правду говорил отец лён крепко спит, закрыв свои ясные бирюзовые глаза. (В.См.) 11. Он оглянулся кругом все покоилось тихим сном. 12. Станьте солнцем вас все и увидят. (Дост.) 13. Имеющий в кармане мускус не кричит об этом на улицах запах мускуса говорит за него. (Посл.) 14. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить. (Тютч.) 15. Тем временем погода окончательно испортилась небо затянуло тучами стал накрапывать мелкий дождик.

Упражнение 158. Расставьте знаки препинания.

1. Давно зашло солнце погасли окна в избах пала на траву роса. (В.См.) 2. Дождь прошел вечернее небо очистилось в селе было тихо избы темны. (Бун.) 3. Таинственно шелестит осинник глухо гудят вспугнутые осы. (В.См.) 4. Вы просыпаетесь ранним утром дом еще спит комната наполнена солнцем. (Ю.О.) 5. Раздается финальная ария представление кончилось. (Григ.) 6. По улице тащились обозы несли доски суетились рабочие люди. (Сол.) 7. От меня ушли мелкие чувства я стал абсолютно самостоятельным. (Ю.О.) 8. Выглянуло солнце туман растаял посветлела и расширилась Волга. (В.См.) 9. Вы входите в глухой темный переулок сердце ваше сжимается еще сильнее прежнего. (Григ.) 10. На заре ты ее не буди на заре она сладко так спит утро дышит у ней на груди ярко пышет на ямках ланит. (Фет) 11. Где-то скрипнула калитка проскрипел журавль колодца. (В.См.) 12. Солнце жгло непокорную голову пот выступил на висках и загривке. 13. Я помню их наперечет зима подходит к середине дороги мокнут с крыш течет и солнце греется на льдине. (Паст.) 14. Тучи затянули небо можно ждать дождя. 15. Утренние грозы страшны редкие молнии бьют сокрушительно и долго после каждого удара ходит по оврагам гул. (Т.)

Упражнение 159. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Все кругом цвело жужжало и пело вдали сияли воды прудов праздничное, светлое чувство охватывало душу. (Т.) 2. Погода совсем неблагоприятная по временам идет мелкий осенний дождик и постоянно дует сильный ветер. 3. Дети улыбаются всем хочется улыбаться. 4. Студенты хорошо учатся им надо успешно закончить семестр. 5. Запрещено охотиться он охотится. 6. Не плюй в колодец пригодится воды напиться. 7. В аудитории долго горел свет студенты занимались. 8. А лесной запах все усиливался слегка повеяло теплой сыростью влетевший ветерок замер около нас. (Т.) 9. Все понимали потеря невосполнима. 10. Нивы сжаты рощи голы от воды туман и сырость. (Ес.) 10. У ворот увидел я старую чугунную пушку улицы были тесны и кривы избы низки и большей частью покрыты соломой. (П.) 11. Вот мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения. (Л.Т.) 12. Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она молчит. (П.) 13. Вы улыбнетесь мне отрада вы отвернетесь мне тоска. (П.) 14. С ранней молодости Татьяну держали в черном теле работала она за двоих, а ласки никакой не видела. (Т.) 15. Раздался удар грома дети вздрогнули.

Упражнение 160. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Шёл в комнату попал в другую. (Гр.) 2. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (П.) 3. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет, за копейку зарежет. (Г.) 4. Андрей промолчал он не любил много разговаривать. 5. Андрей не люил много разговаривать он промолчал. 6. Искру туши до пожара беду отводи до удара. 7. Разговаривали мало ветер с моря и скрип гравия заглушали голоса. (Пауст.) 8. Оказано доверие надо оправдать. 9. В сакле стало душно я вышел на воздух освежиться. (Л.) 10. Плыть дальше он не мог силы оставили его. 11. Шлюпка царапала днищем о камни добраться до берега было трудно. 12. Еще мгновение он скрылся из виду. 13. Я посмотрел кругом все лица выражали напряженное ожидание. 14. Молод был людей кормил. 15. Печален я со мною друга нет. (П.)

Упражнение 161. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Я любил ее слушать мне нравился ее нежный голос. 2. Взялся за гуж не говори, что не дюж. 3. Смотрю лес кончился а впереди белеет что-то. 4. Горя бояться счастья не видать. 5. Мы не умрем мучительною жизнью мы лучше верной смертью оживем. (В.В.) 6. Что б ни случилось, помни одно — стих тончайший громоотвод. Любишь стихи не сорвешься на дно поэзия сыщет, поймет, позовет. Живи же, искусства не сторонясь люди без лирики как столбы. Участь наша ничтожнее нас человек выше своей судьбы. (Сел.) 7. Погода переменилась пошел снег задула по улицам белая поземка. 8. Глубже пахать больше хлеба видать. 9. Я взглянул вокруг темная туча висела над лесом. 10. Будешь книги читать будешь все знать. 11. Малый мне понравился глядел он очень умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. (Т.) 12. Не хочешь отвечать я скажу. 13. Умрешь начнешь опять сначала, и повторится все, как встарь ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь. (Блок) 14. Она мгновенно заснула сказалась многодневная усталость. 15. Как все московские, ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами да с чинами. (Гр.)

Упражнение 162. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Горя бояться счастья не видать. 2. Вдруг видим он бежит назад. 3. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья дожди поливали их с утра до ночи. (Бун.) 4. Гляди в окно Молчалин на ногах давно! (Гр.) 5. Забил заряд я в пушку туго и думал угощу я друга. (Л.) 6. Вдали туман мне грустно поневоле. (Пол.) 7. Уже прошли сентябрьские ливни переулки между садами стали грязными. 8. В какой-то критический момент так и получилось с крученого каменистого обрыва тронулась, дрогнув от звукового удара, небольшая осыпь и тут же остановилась. (Айт.) 9. Штольц продолжал покатываться со смеху он видел всю происходящую сцену. (Гонч.) 10. Должен сказать тебе ты совершенно неправ. 11. Молвит слово соловей поет. 12. Тихо мерцала в небе одинокая звезда чуть шумел в темноте ночной лес. 13. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь. (П.) 14. Ребенок не дождался предостережений матери он уже давно на дворе. (Гонч.) 15. В кабинете до утра горела лампа отец готовился к семинару.

Упражнение 163. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Наш профессор никогда не излагал готовые истины он как будто мыслил вслух, заставляя студентов участвовать в его размышлениях. 2. Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться лошадь моя вязла. (Т.) 3. Любишь кататься люби и саночки возить. 4. Не хочешь отвечать я скажу. 5. Я знал его мы странствовали с ним в горах востока и тоску изгнанья делили дружно. (Л.) 6. Лес рубят щепки летят. 7. Об одном вас прошу стреляйте скорее. (Л.) 8. Все говорят любовь — самое высокое, самое неземное чувство. (Т.) 9. Бояться смерти что бояться сна она, бедняжка, вовсе не страшна. (Сел.) 10. Я знал удар судьбы меня не обойдет. (Л.) 11. Хотел он крикнуть замерло дыханье. (Ник.) 12. Не таю, мне стало страшно на краю грозящей бездны я лежал. (Л.) 13. Замела метель дорожки пробираться нелегко. (Исак.) 14. Наивен, кто в любви искал покоя в любви покоя нет. Найдешь не верь. (Щип.) 15. Когда я вошел, все замолчали видно, говорили обо мне. (Л.)

Упражнение 164. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Сколько просьб у любимой всегда у разлюбленной просьб не бывает. (Ахм.) 2. Дни стояли ясные, холодные мы спали в палатке не раздеваясь. (Пауст.) 3. Ночь принесла много непредвиденного стало необычно тепло для такого времени моросил дождь. (Пауст.) 4. Вижу кто-то скачет на лихом коне. (Фет) 5. Дохнул осенний хлад дорога промерзает. (П.) 6. Необыкновенно приятно смотреть на мелькающий в воздухе снег настоящей Русью пахнет! (Бун.) 7. Волков бояться в лес не ходить. 8. Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно. (Т.) 9. Дороги, в сущности, не было ее начисто смыло водой. (Наг.) 10. Ученых много умных мало. (П.) 11. Сергей смертельно устал он работал вторую смену подряд. 12. У счастливого недруги мрут у несчастного друг умирает. (Н.) 13. Идти по мшарам надо осторожно в глубоком мху торчат обломленные и заостренные временем, как пики, стволы берез. (Пауст.) 14. Смотрю лес кончился, и несколько казаков выезжают из него на поляну. (Л.) 15. В один-два дня степь принимала новый вид по-весеннему темнели равнины, окаймленные ледно-синеватой далью. (Бун.)

Упражнение 165. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Вору дай хоть миллион он воровать не перестанет. (Кр.) 2. Погасло древнее светило на море синее вечерний пал туман. (П.) 3. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств он мягок, гибок тело не чувствует его на себе он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. (Гонч.) 4. Выйдет солнце из-за облака чувствуешь на лице горячую ласку света. (Бун.) 5. Двор живет обычной жизнью гремят телеги грохочут бочки переругиваются грузчики с возчиками. (Наг.) 6. Вдруг чувствую кто-то осторожно берёт меня под руку. 7. Хотелось бы заметить понять эпоху можно только на огромном историческом фоне. (Лих.) 8. Он всегда работал по ночам никто не мешал сосредоточиться. 9. На темно-сером небе кое-где мигают звезды влажный ветерок изредка набегает легкой волной слышится неясный шепот ночи. (Т.) 10. В осуждении зла непременно кроется любовь к добру негодование на общественные болезни предполагает страстную тоску о здоровье. (Лихач.) 11. Ворон каркает к несчастью ворона к ненастью. 12. И знаю молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (Л.) 13. Выйдет в пояс травка вырастет и колос. (Кольц.) 14. Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победительной, чем наука. (М.Г.) 15. На дворе палил летний зной в доме было прохладно. (Бун.)

Упражнение 166. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Я обернулся повсюду были смеющиеся лица. 2. Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса. (Шол.) 3. Он просил на праздник оставить его дома родители не оставили. (Расп.) 4. Синцов дал очередь танкист исчез. (Сим.) 5. Сквозь сон я услышал кто-то тихо отворяет калитку. 6. Правильный путь такой усвой, что сделали предшественники, и иди дальше. (Л.Т.) 7. Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересек наискосок. (Тв.) 8. Путешествовал мало не позволяло здоровье. (Лих.) 9. Ночью выпал снег в лесу стало светло и нарядно. 10. Луна сияла всё было тихо топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии. (П.) 11. И тут он явственно услышал в соседней комнате тихо скрипнула половица. 12. В его кабинете до утра горел свет отец работал. 13. Все говорят нет правды на земле, но правды нет и выше. (П.) 14. Маша была в восторге она в первый раз получила подарки, полагающиеся взрослым барышням. (Алд.) 15. Я ему слово он мне десять.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.