Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические цели и принципы деятельности религиозных организаций




Первая цель религиозных организаций заключалась в том, чтобы добиться от государства полного официального признания и защиты в качестве утвержденной религии, если это возможно, а если нет, то в качестве вторичной, но признанной и пользующейся поддержкой религии. Вторая политическая цель религиозной элиты состояла в том, чтобы обеспечить свою независимость при выполнении основных функций, особенно в сфере самоуправления, организации религиозной деятельности и вовлечении новых членов. Это означало относительную самостоятельность в распространении веры и поддержании святилищ, храмов и учебных заведений, равно как и самостоятельность в определении и распространении основных религиозных ценностей и принципов. Требования самостоятельности были направлены в основном против правителей и бюрократии, которые зачастую стремились подчинить своему контролю деятельность религиозной элиты и инкорпорировать эту элиту в систему государственной администрации.

Третья важная политическая цель религиозной элиты заключалась в том, чтобы сохранить и расширить материальную базу (т.е. собственность) религиозных групп и институтов, повысить их статус в обществе. Четвертая цель, которой руководствовались по крайней мере некоторые члены религиозной элиты, заключалась в том, чтобы заполучить влиятельные политические и административные должности. Помимо личных амбиций они руководствовались желанием стать духовными проводниками правителей и бюрократов, чтобы обеспечить приверженность власти тем ценностям и символике, которые отстаивала религиозная элита. И конечно, ими двигало стремление усилить политическую и экономическую власть религиозных институтов и групп.

Влиятельность религиозных организаций в этих политических системах особенно ярко проявлялась в размахе их политической активности. Религиозные группы и элиты могли прибегать к разным способам ведения борьбы и развертывать ее в различных общественных сферах. Их близость к центру и вместе с тем широкий охват населения позволял им действовать как на локально-провинциальном, так и на столичном уровне. В силу своих тесных связей со всеми слоями населения они были в состоянии оказывать на эти слои политическое влияние и мобилизовывать их на поддержку своих акций. С другой стороны, эти элиты имели доступ и к центральным сферам политической борьбы – двору и высшим эшелонам бюрократии.

Религиозные институты служили весьма мощным регулятором политической пассивности и активности, что существенно влияло на судьбы Политических систем. Они могли направить это влияние на поддержку действий правителей или же на оппозицию им, а также могли целиком отвлечь народные массы от участия в политической деятельности.

Комментарии. В предшествующей главе были изложены основные положения концепции Ш. Эйзенштадта о роли религии в формировании духовного пространства цивилизации, об основных характеристиках и структуре этого пространства, а также его взгляды на институциональное оформление религии. В этой главе приведены некоторые существенные фрагменты, содержащие анализ структуры религии в рамках сложных политико-цивилизационных образований и соотношения религии с политической системой. Ш. Эйзенштадт раскрывает сложность и многовариантность такого соотношения в силу того, что религия, с одной стороны, отделена от политической системы и отнюдь не совпадает с обществом в целом, воплощая в себе особые ценностные ориентации и представляя собой особый институт, а с другой – тесно связана с другими сферами и институтами, прежде всего с государством. Как подчеркивает Ш. Эйзенштадт, религия, с одной стороны, содействовала легитимизации власти через вовлечение части активного населения, она могла и воздействовать на нее через свои институты и кадры, а с другой – религия служила важным средством отвлечения масс от политической деятельности и создания устойчивых сфер неполитической регуляции.

 

Глава 1V. Цивилизация и государство

Ф. Энгельс




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.