Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические материалы




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рабочая программа дисциплины.............................................. 8

Пояснительная записка................................................... 8

Содержание дисциплины.............................................. 10

Рекомендации по самостоятельной работе обучающегося... 21

Календарно-тематический план................................... 21

Методические рекомендации по отдельным видам
самостоятельной работы.............................................. 26

Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.............................................. 36

Глава 1. Эволюция концепций общественного развития...... 36

§ 1. Античность и Средневековье:

от анализа цикличности к идее прогресса............ 36

§ 2. Формирование прогрессистских концепций

будущего................................................................. 41

§ 3. Развитие идей о будущем общества во второй

половине XX в........................................................ 50

Глава 2. Социально-экономическое прогнозирование

в системе научного знания....................................... 57

§ 1. Зарождение и развитие современной прогностики 57

§ 2. Отечественная прогностика.................................. 69

Резюме........................................................................... 80

Вопросы для самопроверки......................................... 82

Раздел П. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.............................................. 84

Глава 1. Общая характеристика методологии современного

социально-экономического прогнозирования......... 85


§ 1. Основа методологии современного

социально-экономического прогнозирования....... 85

§ 2. Классификация прогнозов

и методов прогнозирования................................... 94

Глава 2. Логико-интуитивные методы прогнозирования..... 102

§ 1. Логические методы ситуационного анализа...... 103

§ 2. Опросные и групповые экспертные методы....... 112

Глава 3. Формализованные математические методы

прогнозирования в государственном управлении. 116

§ 1. Модели временных рядов.................................... 118

§ 2. Эконометрическое моделирование..................... 129

§ 3. Разработка индикаторов...................................... 153

§ 4. Метод «затраты-выпуск» и модель межотраслевого

баланса.................................................................. 160

Глава 4. Технология прогнозного исследования.................. 173

§ 1. Составление программы исследования.............. 173

§ 2. Исходная модель и ее анализ.............................. 181

§ 3. Модель прогнозного фона................................... 190

§ 4. Поисковый прогноз.............................................. 194

§ 5. Нормативный прогноз......................................... 202

§ 6. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций

для управления..................................................... 213

Резюме......................................................................... 216

Вопросы для самопроверки............................................ 218

Раздел III. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ...... 220

Глава 1. Прогнозирование социодемографического развития....221

§ 1. Демографическое прогнозирование.................... 221

§ 2. Прогнозирование труда и занятости.................. 224

§ 3. Прогнозирование динамики уровня жизни

населения.............................................................. 228

§ 4. Вопросы прогнозирования и стратегического

планирования развития социального комплекса 230

Глава 2. Прогнозирование экономического развития......... 233

§ 1. Прогнозирование экономического роста

и темпов развития экономики.............................. 233

§ 2. Прогнозирование динамики цен и инфляции..... 244


§ 3. Прогнозирование развития сферы финансов...... 250

§ 4. Прогнозирование инвестиционной деятельности

и капитальных вложений...................................... 260

§ 5. Прогнозирование НТП и развития инноваций.... 268

§ 6. Прогнозирование внешней торговли.................. 270

§ 7. Прогнозирование развития агропромышленного

комплекса.............................................................. 278

§ 8. Прогнозирование развития транспорта и связи. 283

§ 9. «Экологическое» прогнозирование.................... 289

Глава 3. Государственное социально-экономическое

прогнозирование: основы организации.................. 295

§ 1. Государственное социально-экономическое
прогнозирование и управление социально-
экономическим развитием за рубежом............... 295

§ 2. Государственное социально-экономическое

прогнозирование в Российской Федерации......... 303

Вопросы для самопроверки........................................ 320

Заключение.............................................................................. 322

Практикум................................................................................ 327

Задания для контроля............................................................. 344

Тесты для самоконтроля............................................. 344

Ключи к тестам для самоконтроля............................ 348

Вопросы для подготовки к зачету.............................. 348

Глоссарий................................................................................. 352

Список источников информации.......................................... 358


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по дисциплине «Социально-экономическое прогнозирование» предназначено для изучения в рамках подготов­ки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Курс рассчитан на один семестр, итоговая форма контроля — зачет. Для сдачи зачета необходимо пройти тестирование, возможно введение и иных дополнительных контрольных испытаний (в соот­ветствии с утверждаемым учебным планом и/или по усмотрению ведущего преподавателя).

Основой изучения дисциплины в рамках заочной формы обу­чения с применением дистанционных технологий является собст­венная активность студента в течение периода обучения. В содер­жание работы входят учебно-методические материалы, призванные помочь обучающемуся в приобретении знаний и навыков в сфере анализа и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. Представленные в учебном пособии теоретические мате­риалы — в первую очередь, базовый ориентир, а не исчерпываю­щий справочник по предмету, поиск и изучение литературы и ис­точников — неотъемлемая обязательная часть обучения.

В настоящее время прогностика — самостоятельная научная отрасль, задача которой заключается в развитии научной методоло­гии исследования динамики общественного развития, выработке суждений о возможных будущих состояниях изучаемых объектов. Именно поэтому особое внимание уделяется концепции так назы­ваемого «технологического прогноза», выработанной в 1960-80-е гг. на базе работ и достижений отечественных и зарубежных авторов. Основанное на научном методе прогнозирование сегодня является действенным инструментом изучения тенденций и предсказания возможных направлений развития, разнообразные рациональные методики и алгоритмы выработки прогнозов составляют исходный пункт планирования, суть предплановых работ.

Квалифицированный управленец должен владеть методологией проведения прогнозных исследований, ясно представлять себе спе­цифику прогнозной деятельности и уметь прогнозировать развитие ситуации. Современная философия и наука обладают развитым ин-


струментарием, который может быть успешно использован для этих целей. Достаточно сказать, что на текущий момент существует более 200 различных методов анализа и прогнозирования динамики соци­ально-экономических объектов. Заложить фундамент, достаточный для использования хотя бы некоторых из них и самостоятельного ос­воения в случае необходимости каких-либо иных методов и методик прогнозирования, — главная задача курса.

Наилучший вариант построения учебного процесса — обуче­ние в ходе выполнения студентом самостоятельной работы, связан­ной с изучением и прогнозом развития какого-либо социально-экономического явления. Выполнение самостоятельных исследова­тельских работ, возможные темы которых обозначены в пособии, таким образом, крайне желательно. Студент может сам выбрать направление своего прогнозного исследования, ориентируясь на общие методические указания, сформулированные для такого рода задания. Начать работу над ним можно с начала семестра, по мере необходимости осваивая соответствующие разделы курса. По окон­чании курса выполненная работа также может стать основанием для выставления зачета по дисциплине.


Методические материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Учебное пособие «Социально-экономическое прогнозиро­вание» предназначено для методического обеспечения изучения методов и технологии осуществления прогностической деятельности в государственном и муниципальном управлении. Прогнозные ис­следования составляют значительную часть в общем объеме пред­плановых работ. Более того предвидение в управлении не исчерпы­вается исключительно необходимостью подготовки обоснованных и адекватных действительности планов и программ действий, прогно­зирование — неотъемлемая составляющая процедур управленче­ского мониторинга, отслеживания последствий реализации приня­тых решений, а также выработки корректирующих мер.

Описанные в учебном пособии методы, приемы и техника про­гнозирования могут быть непосредственно применены в процессе государственного и муниципального управления.

Основные задачи дисциплины:

— ознакомить студентов с теоретической основой социального прогнозирования, методологии прогнозирования;

— охарактеризовать особенности методов социального прогно­зирования и техники прогнозного исследования;

— ознакомить студентов с существующей в государственном управлении в России системой разработки социально-экономических прогнозов;

— изучить методологию и методику прогнозной работы, кото­рые могут быть использованы для целей государственного и муни­ципального управления;

— сформировать навыки разработки управленческих прогнозов.


Дисциплина «Социально-экономическое прогнозирование» ба­зируется на материале, изучаемом в рамках следующих дисциплин: «Математика», «Экономическая теория (Политэкономия)», «Общая теория статистики», «Социально-экономическая статистика», «Ма­тематические модели в государственном управлении», «Информа­ционные системы управления», «Система государственного и му­ниципального управления», а также тесно связана с дисциплинами: «Социология», «Исследование социально-экономических процес­сов», «Разработка управленческих решений», «Стратегический ме­неджмент», «Планирование и прогнозирование развития муници­пального образования», «Планирование и программирование разви­тия региона».

Курс состоит из 3 разделов. Содержание лекционного курса не полностью совпадает по структуре с теоретическими материалами по дисциплине в силу различности задач, которые решаются этими частями учебного пособия.

Рекомендуется обязательно помимо данного учебного пособия пользоваться при изучении описанных в нем методов и другой ли­тературой (например, указанной в списке источников информации).

Изучение курса предполагает выполнение самостоятельных зада­ний, в том числе решение расчетных задач. Учебное пособие содержит практикум, в котором задачи сгруппированы по разделам теоретиче­ской части. В процессе изучения дисциплины желательно выполнение заданий исследовательского типа (в виде прогнозного исследования по выбранной студентом проблематике).

Итоговая форма контроля — зачет. Для сдачи зачета необхо­димо пройти тестирование (или собеседование). Может быть преду­смотрена необходимость решения задач по применению различных методов прогнозирования (по усмотрению ведущего преподавателя). Зачет может быть выставлен и по результатам проведенного сту­дентом самостоятельного прогнозного исследования (по усмотре­нию ведущего преподавателя).

Предполагается, что после изучения курса студент получит пер­воначальные базовые знания, позволяющие ему:

— определять возможности применения того или иного из опи­санных методов прогнозирования в данном конкретном случае;


— иметь представление об информации, необходимой для при­менения избранного метода прогнозирования или построения про­гнозной модели;

— применять в практике управления методы и модели, опи­санные в учебном пособии, для прогнозирования динамики соци­ально-экономических явлений и процессов;

— продолжить приобретение новых знаний в данной сфере.

Содержание дисциплины




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.