Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология прогнозов




Методология прогнозирования и проблема терминологии

Важным фактором, затрудняющим создание четкой классифика­ции методов прогнозирования, является нечеткость терминологии (определение понятий приема, процедуры, метода, методики, способа, системы, методологии прогнозирования). С отсутствием общеприня­тых и однозначно понимаемых терминов столкнулись в свое время и в СССР. Проблема в каком-то смысле была решена на основе раз­работанного Комиссией по научно-технической терминологии переч­ня рекомендуемых терминов, утвержденного Комиссией в 1970-х гг. В соответствии с подготовленным им документом «Прогностика (Общие понятия. Объект прогнозирования. Аппарат прогнозирова­ния). Терминология» сформулированы следующие определения.

Прием прогнозирования — конкретная форма теоретического или практического подхода к разработке прогноза, одна или не­сколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза.


Процедура прогнозирования — ряд приемов, обеспечиваю­щих выполнение определенной совокупности операций.

Метод прогнозирования — сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов и процедур, направленных на раз­работку прогноза.

Методика прогнозирования — упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования на основе одно­го или определенного сочетания нескольких методов.

Методология прогнозирования — область знаний о мето­дах, способах, системах прогнозирования.

Способ прогнозирования — получение и обработка инфор­мации о будущем на основе однородных методов разработки про­гнозов, объединенных в единый подход.

Система прогнозирования (прогнозирующая система) — упорядоченная совокупность методик и средств их реализации (технических и организационных), предназначенная для прогнози­рования явлений и процессов.

Кроме того, в указанном перечне терминов содержатся краткие описания-характеристики отдельных методов прогнозирования и прогнозных процедур.

Разработка этого документа в некотором смысле позволила упорядочить систему категорий дисциплины, структурировать ме­тодологическую базу социального прогнозирования. Указанные термины прогностики можно рассматривать как понятийный сло­варь теории социального прогнозирования и своего рода методиче­ские рекомендации.

§ 2. Классификация прогнозов и методов прогнозирования

Работа по выработке типологии прогнозов имеет значение не только с точки зрения теоретического анализа и систематизации информации в рамках учебной дисциплины. Выработка классифи­кации прогнозов позволяет на упорядоченной основе проводить в жизнь целый ряд методологических принципов прогнозирования, к примеру, принципы согласованности и непрерывности. Кроме то-


го, классификация типов прогнозов — один их источников форми­рования терминологии дисциплины.

Возможно выделить сравнительно большое количество прогноз­ных типологий по различным основаниям, в том числе и сугубо ав­торские. Ниже приведены самые распространенные и общеупотре-бимые.

По цели разработки:

— поисковые (исследовательские, изыскательские, трендовые, ге­нетические и т. п.) — прогноз, содержанием которого является опре­деление возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;

— нормативные (программные, целевые и т. п.) — прогноз, со­держанием которого является определение путей и сроков дости­жения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели.

По степени точности определения прогнозных значений:

— интервальные — прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнози­рования для заданной вероятности осуществления прогноза;

— точечные — прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.

По периоду упреждения (промежутку времени, на кото­рый рассчитан прогноз):

— оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объек­та исследования, ни количественных, ни качественных, содержит обычно детально-количественные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца);

— краткосрочный — прогноз на перспективу только количест­венных изменений, содержит, как правило, общие количественные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 месяца до 1 года);

— среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным прогнозом с преобладанием количественных измене­ний над качественными, содержит, как правило, количественно-качественные оценки (с периодом упреждения для социальных, на­учно-технических и экономических объектов от 1 года до 5 лет);


— долгосрочный охватывает перспективу не только количест-венных, но преимущественно качественных изменений, содержит, как правило, качественно-количественные оценки (с периодом упре-ждения для социальных, научно-технических и экономических объ-ектов от 5 до 15 лет);

— дальнесрочный (сверхдолгосрочный) охватывает перспекти-ву, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что можно говорить о предвидении лишь самых общих перспектив развития природы и общества, содержит, как правило, общие каче­ственные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов свыше 15 лет).

Классификация прогнозов по периоду упреждения ориентиро-вана на деление, принятое в экономическом и управленческом планировании: оперативно-календарное (до 1 месяца), текущее (от 1 месяца до 1 года), перспективное (от 1 года до 5 лет) и долго-срочное (от 5 до 15 лет).

По объекту исследования:

1. Естествоведческие:

— метеорологические (погода, воздушные потоки и другие ат-мосферные явления);

— гидрологические (морские волнения, режим стока воды, па-водков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);

— геологические (залежи полезных ископаемых, землетрясе­ния, срыв лавин и другие литосферные явления);

— биологические, включая фенологические и сельскохозяйст-венные (урожайность, заболеваемость и другие явления в расти­тельном и животном мире, вообще в биосфере);

— медико-биологические (ныне преимущественно болезни че­ловека);

— космологические (состояние и движение небесных тел, га-зов, излучений, всех явлений космосферы);

— физико-химические прогнозы явлений микромира.

2. Научно-технические:

— в узком смысле (технологические) — перспективы состоя-
ний материалов, режима работы оборудования, приборов, аппара-
туры, всех явлений (объектов) техносферы;


— в широком смысле (перспективы НТП) — перспективы про­
блем развития науки, ее структуры, сравнительной эффективности
различных направлений исследований, дальнейшего развития на­
учных учреждений и кадров, перспективные проблемы техники,
точнее, управляемых аспектов НТП в производстве.

3. Обществоведческие (социальные в широком смысле слова):

— социально-медицинские (здравоохранение, включая физиче­скую культуру и спорт);

— социально-географические (перспективы дальнейшего освое­ния земной поверхности, включая Мировой океан);

— социально-экологические (перспектива сохранения равнове­сия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);

— социально-космические (перспектива освоения космоса);

— экономические (перспектива развития народного хозяйства, вообще экономических отношений);

— социологические, или социальные в узком смысле (перспек­тива развития социальных отношений);

— психологические (личность, ее поведение, деятельность);

— демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения);

— филолого-этнографические, или лингво-этнологические (разви­тие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);

— архитектурно-градостроительные (социальные аспекты рас­селения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды);

— образовательно-педагогические (воспитание и обучение, раз­витие кадров и учреждений в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров; самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);

— культурно-эстетические (материально-техническая база ис­кусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры — книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т. д.);


— государственно-правовые, или юридические (развитие госу­дарства и законодательства, права и криминологии, вообще право­вых отношений);

— внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);

— внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом);

— военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).

Перечисленные подтипы прогнозов по критерию объекта ис­следования представляют известную абстракцию. На практике ни один из них в «чистом» виде не существует, т. к. они взаимосвяза­ны, образуют сложные комплексы. Обычно прогноз разрабатывает­ся в рамках определенной группировки прогнозов в зависимости от цели исследования (целевая группировка прогнозов).

Было бы затруднительно, например, дать прогноз развития науки или техники, не располагая данными смежных отраслей (экономики, демографии, культуры и т. д.). Точно так же трудно определить перспективы развития экономики или культуры, не зная перспектив развития науки, техники, народонаселения, градо­строительства, народного образования и т. д.

Для каждого прогноза желательно привлекать возможно больше данных по смежным направлениям. Сейчас используются лишь не­которые важнейшие для цели исследования. Как показывает опыт, при прочих равных условиях степень достоверности прогноза всегда прямо пропорциональна степени полноты используемого материала по другим отраслям, степени полноты целевой группировки.

Целевая группировка слагается из ведущего (профильного) и вспомогательных (фоновых) направлений. В принципе сооб­разно цели исследования ведущим может стать любое направление. На практике среди целевых группировок выделяется одна наиболее развитая — народно-хозяйственное прогнозирование, где ведущими являются экономическое и социальное прогнозирование, а вспомо­гательными — научно-техническое и демографическое (остальные направления играют пока что незначительную роль).

Необходимость формирования целевых группировок прогнозов диктуется требованиями практики прогнозирования. Ни один науч-


ный коллектив не в состоянии разработать прогнозы достаточно высокой достоверности по всем отраслям прогнозирования. Целевая группировка помогает мобилизовать силы специалистов различных областей научных знаний и организовать их оптимальным образом для разработки прогноза.

Ведущее направление целевой группировки образует профиль прогноза, который является предметом исследования. Вспомога­тельные направления составляют прогнозный фон — совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, суще­ственных для решения задачи прогноза. В отличие от профильных, фоновые данные обычно не являются предметом исследования си­лами одного научного коллектива (т. к. это практически невозмож­но и нецелесообразно): их либо получают готовыми по заказу из других, достаточно компетентных научных учреждений, либо чер­пают из имеющейся научной литературы, либо постулируют услов­но с соответствующими оговорками относительно степени их досто­верности. Стандартный прогнозный фон разделяется на научно-технический, демографический, экономический, социологический, социокультурный, организационно-политический, международный. Обычно выбирается несколько подразделений в зависимости от це­ли и задач разработки прогноза.

По уровню прогнозирования:

— прогнозы общих тенденций общественного развития;

— прогнозы тенденций развития отдельных сфер;

— прогнозы социального развития отельных категорий населения.
По этому критерию классифицируются и «технические» про­
гнозы: общие, межотраслевые, отраслевые.

По форме выражения результатов:

— количественные — результаты прогнозного исследования представляют собой совокупность количественно определенных по­казателей, характеризующих объект прогнозирования;

— качественные — результаты прогнозного исследования вы­ражены в качественных показателях, описывающих объект прогно­зирования.

По назначению прогнозов:

— общего назначения (систематические, например, метеороло­
гические);


— специального назначения (с указанием потребителей инфор­мации);

— управленческие (для принятия решений относительно объ­екта управления).

Классификация методов прогнозирования

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих ис­точника информации о будущем:

— оценка перспектив развития, будущего состояния прогнози­руемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами;

— условное продолжение в будущее (экстраполяция), тенден­ции закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны;

— модель будущего состояния того или иного явления, процес­са, построенная сообразно ожидаемым или желательным измене­ниям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хо­рошо известны.

В соответствии с этим существуют три основных дополняющих друг друга способа разработки прогнозов (в зависимости от них можно пытаться группировать конкретные методы и приемы, ис­пользуемые для целей прогнозирования):

экспертиза (опрос, анкетирование, интервьюирова­ние) — изучение мнения населения, экспертов с целью упорядо­чить субъективные оценки прогнозного характера);

экстраполирование и интерполирование (выявление промежуточного значения между двумя известными момен­тами процесса) — построение динамических рядов развития по­казателей прогнозируемого явления на протяжении периода осно­вания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем;

моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогно­зируемого явления на прогнозный период по имеющимся прямым или косвенным данным и масштабах и направленности изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель — система уравнений. Существуют и другие виды моделей: сценарии, имитации, графы, матрицы и т. д.


Приведенное разделение способов прогнозирования достаточно условно, т. к. на практике они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Ни один из них, взятый сам по себе, не может обеспе­чить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза. В определенных же сочетаниях они оказываются в высо­кой степени эффективными. Так, прогнозная оценка обязательно включает элементы экстраполяции и моделирования; процессы экс­траполяции невозможны без элементов оценки и моделирования; моделирование подразумевает предварительную оценку и экстра­полирование. В практике прогнозирования постоянно применяются 10-15 (а в теории существует свыше полутораста) методов прогно­зирования, куда входит несколько методов опроса экспертов, а также несколько способов разработки экстраполяционных и раз­личных других (сценарных, матричных, сетевых, имитационных и т. д.) моделей.

Ни один из способов (методов), взятый сам по себе, как прави­ло, не может обеспечить значительную степень достоверности, точ­ности, дальности прогноза, зато их сочетанием можно добиться эффективного результата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.