Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод Дельфи




Мозговой штурм

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» (от англ. brainstor-ming), ценен именно как метод генерации идей и вариантов разви-тия событий: он дает количество разнообразных идей в 2-4 раза


больше, чем тогда, когда эксперт принимает решение один. Для то­го чтобы применение мозгового штурма было эффективным, необ­ходимы знания его специфики.

Использование этого метода вызвано тем, что:

— при обычном обсуждении проблем возникновению новатор­ских идей препятствуют контролируемые механизмы сознания;

— поток идей сковывается под давлением стереотипных форм принятия решений;

— оригинальные идеи рождаются в процессе побуждения к свободным ассоциациям.

Мозговой штурм обычно проходит в два этапа:

1) генерация идей группы экспертов и их звукозапись и/или стенографирование (максимальная продолжительность — 45 минут);

2) оценка идей путем прослушивания/просмотра записей и группировки мнений.

Основной принцип проведения мозгового штурма — отсутствие критики, разделение этапа генерации и оценки идей. Размер груп­пы должен быть около 8-15 человек плюс модератор (ведущий) (большее количество, обычно, неэффективно, слабоуправляемо, может вызвать хаос). Необходимым условием использования мето­да является создание неформальной атмосферы, раскрепощение участников. Однако сложно создать такие условия в деловой об­становке, кроме того, метод не исключает появления абсурдных идей, ухода от проблемы.

Для применения метода, таким образом, важное значение имеет «квалификация» ведущего, задачами которого являются создание и поддержание обстановки свободы выражения мыслей и безусловного внимания к инициативе каждого (возможно, побуждение к участию), недопущение проявления «лидеров мнения», «заглушающих» других участников, пресечение критики на этапе генерации идей, обеспече­ние фиксации всех поступивших предложений ото всех участников, отслеживание ситуации «ухода от проблемы».

Основным недостатком разовых опросов экспертов, как и дис­куссии, является низкая их эффективность (в смысле соотношения затрачиваемых усилий и полезного результата). Это вызвало разра­ботку заочного варианта «метода соотнесенной оценки», получивше­го название методика «Дельфи» или «дельфийская техника».


Метод Дельфи в своей основе содержит идею о потенциальной возможности самообучения экспертов при проведении заочного оп­роса в несколько туров. Гарантируется соблюдение анонимности респондента (во избежание «давления авторитетов» и опасения за свою репутацию в случае неожиданных ответов). Респондентам предоставляется возможность знакомиться с материалами преды­дущего тура и последовательно уточнять свои оценки по мере изу­чения новых аргументов.

Процедура опроса экспертов по методике «Дельфи» заключает­ся в анкетировании экспертов с помощью опросных листов или внешних устройств ЭВМ в несколько туров с обработкой результа­тов в каждом туре и информированием экспертов об этих резуль­татах. На практике обычно ограничиваются четырьмя турами.

В первом туре опроса эксперты дают свои ответы без аргумен­тирования. Ответы обрабатываются с целью выделения среднего и крайних мнений, экспертам сообщаются эти мнения. Во втором ту­ре опроса они пересматривают и при желании изменяют ответы, данные в первом туре.

Кроме того, эксперты должны объяснить, почему они изменили или не изменили свои ответы. Полученные после второго тура но­вые средние и крайние мнения, а также вся аргументация с сохра­нением анонимности сообщается экспертам и проводится третий тур опроса, в ходе которого эксперты снова пересматривают ответы и аргументируют свое решение. Последующие туры аналогичны.

Как правило, после третьего или четвертого туров опроса ответы экспертов перестают изменяться, что и является сигналом к прекра­щению опросов. Такая процедура позволяет экспертам учесть об­стоятельства, которыми они пренебрегли или о которых не были ос­ведомлены. По решению ведущего опрос обоснование могут предос­тавлять лишь эксперты, мнения которых сильно отличаются от мне­ния большинства.

Необходимость обоснования мнений вынуждает тех экспертов, у которых нет твердого убеждения в собственной правоте, помещать свои ответы вблизи от среднего мнения. В то же время эксперты, ко­торые смогли обосновать свои «особые» ответы, несмотря на новую информацию, придерживаются своих первоначальных взглядов.


Иногда образуются две группы экспертов с различными мне­ниями. Это свидетельствует о наличии двух различных подходов, что может объясняться, например, существованием двух различных научных школ. Дальнейшее проведение опроса в таком случае, как правило, лишь подтверждает создавшееся положение, тогда рас­смотрение разных позиций требует глубоких исследований и не может быть результатом экспертизы. Однако и здесь опрос полезен, поскольку отчетливо выявляет позиции, точки зрения и их аргу­ментацию, что позволяет вести дальнейшее исследование проблемы.

Распространились и упрощенные вариации «дельфийской тех­ники» («мини-Дельфи»), позволяющие собрать оценки двух-трех туров за несколько дней, или даже часов. Особенно упрощается техника сбора оценок при использовании информационных техно­логий подключения экспертов к работе. Имеется еще несколько разновидностей заочного опроса экспертов, но все они занимают то, или иное, как бы промежуточное положение между простейшим разовым анкетированием и сложнейшей «дельфийской техникой».

Важно отметить, что экспертиза в области прогнозирования имеет свою специфику и предъявляет особые требования к специа­листам, которые определяют перспективы развития общества, от­дельных социальных групп, явлений, процессов:

— во-первых, необходимо быть аналитиком;

— во-вторых, уметь находить связи и зависимости между про­цессами и факторами, определяющими их развитие;

— в-третьих, не только прогнозировать на основе существую­щих тенденций, но и предвидеть развитие «скачкообразное» с уче­том влияния возможных различных факторов (допустим, рыночной экономики: процессов коммерциализации, изменений в сфере ус­луг, образования, культуры, нравственности и т. д.).

Глава 3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.