Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и инфраструктура рынка




Функции рынка

Рыночные отношения оказывают воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и санирующую функции.

Информационная. Через постоянно меняющиеся цены рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в «гигантский компьютер», выдающий данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает.

Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат в себе неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь ту их величину, которую согласен оплатить покупатель. Следовательно, на рынке формируются цены товаров. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между издержками и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве и потребностях.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами. Тем не менее, рынок дает ответы на главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить.

Санирующая. Рыночному механизму присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:

По объектам: - рынок товаров и услуг (потребительский рынок);- рынок рабочей силы;- рынок средств производства (капитал);- рынок ценных бумаг, валюты;рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок средств обращения; рынок отдельных товаров (мяса, одежды, обуви и пр.); рынок лицензий и др.

По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов-посредников.

В пространственном разрезе выделяют: местный (локальный) рынок; региональный рынок; внутренний рынок; внешний рынок; национальный рынок; мировой рынок.

По формам контакта различают: рынки на личном контакте; рынки на безличностном контакте.

По уровню насыщения: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.

По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.

По степени ограниченности конкуренции: свободный рынок; монополистический рынок; олигополистический рынок.

По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный рынок;

По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок и т.д.

По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.

С учетом ассортимента товаров: замкнутый рынок (товары только одного производителя); насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей); рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей); смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.