Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен Бэлларда




Количественное улучшение сохранения при последовательных воспроизведениях наблюдали в начале века5 Гендерсон (1903), Бине (1904) и Лобзин (1904). Этот эффект привлек внимание пси­хологов потому, что он противоречил предположениям относитель­но ухудшения сохранения, которые вытекали из работ Эббингауза (1885).


лось сразу же после заучивания, второе — через различные про­межутки времени, от 24 ч до 7 дней. На рис. 27 представлена ди­намика воспроизведения (непосредственное воспроизведение 100%) для'детей 12 лет, полученная при трех видах эксперимен­тального материала. Видно, что воспроизведение становится мак^ симальным через 2 или 3 дня. Аналогичные данные были получены Югененом (1914), Николаи (1922) и Уилльямсом (1926).

Опираясь на собственные результаты, Бэллард пришел к за­ключению, что реминисценция является процессом, противополож­ным забыванию и способным оказывать в течениг нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы. Другая точ­ка зрения, защищаемая Уилльямсом (1926), предполагает, что улучшение долговременной памяти, полученное Бэллардом, в зна­чительной мере вызывается повторением в уме материала в пери­оды между заучиванием и воспроизведением; однако исследование Г. Мак-Геча (1935) показывает, что испытуемые, которые, вероят­но, воздерживались от повторения, обнаружили практически ту же меру реминисценции, как и те испытуемые, которые прибегали к такому повторению8. По-видимому, наиболее удовлетворитель­ным истолкованием феномена Бэлларда является в настоящее вре­мя гипотеза Брауна (1923), сформулированная им для объяснения появления новых элементов при последовательном воспроизведе­нии: согласно этой гипотезе отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминаний, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым их диспонибильность, т. е. вероятность их припомина­ния при последующем воспроизведении; этот процесс благоприят­ствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи...


 


Рис. 27. Динамика сохранения трех различных видов материа­ла у детей 12 лет: стихотворе­ния (А), стихотворения (В), вербальный бессмысленный материал (С) (по Бэлларду, 1913).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.