Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала производственных возможностей




 

Вариант Гражданская продукция, тыс. изделий Средства вооружения, тыс. штук
2 3 4 000 220 140 0 0 80 120 170

Данные табл. 1.3 позволяют построить график производствен­ных возможностей — кривую, которая показывает границу пол­ного использования хозяйственных ресурсов (рис. 1.4).

Глядя на график, можно представить себе множество вариан­тов выбора между выпуском жизненных изделий и военных средств. Предположим, принято решение провести значительную конверсию оборонных предприятий (переключить их работу на выпуск гражданской продукции) и увеличить производство изде­лий для населения со 140 до 220 тыс. штук. Однако при отсут­ствии резервов сделать это можно лишь путем сокращения вы­пуска средств вооружения со 120 до 80 тыс. штук, т.е. на 40 тыс. изделий.

Разумеется, в реальной жизни приходится определять произ­водственные возможности в отношении множества благ. Сейчас в экономически развитых странах принимаются в расчет миллионы видов продуктов. Способы решения возникающих сложных за­дач будут рассмотрены позже.

Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется по-разному в разные периоды хо­зяйственного развития. При этом ограниченность указанных ра­нее традиционных условий производства преодолевается за счет нового мощного фактора — технического прогресса.

Ступени прогресса производства

Отдаленные предки человека по образу жизнедеятельности мало чем отличались от животных. Средства существования они добы­вали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было нала­женного регулярного производства. Вследствие этого уделом предков человека часто был голод.


Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, вызвавшим аграрную рево­люцию, — земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручению диких жи­вотных и разведению их как домашнего скота). Так впервые по­явилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неоли­тической (от греч. neos — новый; litos — камень) революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания стали созда­ваться с помощью более совершенных металлических техниче­ских средств (были изобретены плуг и колесо).

Так началась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладала первичная сфера экономики (сельское хозяйство). По­давляющая часть трудоспособного населения занималась земле­делием и животноводством. В хозяйственной деятельности гос­подствовали ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.

Значительные качественные перемены в материальной куль­туре благоприятствовали резкому увеличению численности насе­ления — произошел так называемый первый демографический



Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль...


1.2. Производство и его современная структура



 


(от греч. demos — народ) взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.

Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые были свойственны производству с применением ручного труда. Это противоречие было преодолено лишь в результате про­мышленного переворота, который начался в Англии в 60-е гг.

XVIII в. и завершился в Западной Европе и США в 50—60-е гг.

XIX в. Сущность промышленной революции состояла в широко­
масштабной замене ручного труда машинами.

На индустриальной стадии производства главной стала вто­ричная сфера экономики — машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразовывала сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основную массу трудя­щихся составляли работники индустриальных отраслей хозяйства. Мощный рост производственных возможностей и многоотрасле­вая структура хозяйства позволяли удовлетворять достаточно ши­рокий круг материальных и культурных потребностей людей.

С индустриальной стадией экономики связан второй демогра­фический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650—1974 гг.) возросла в семь раз (в 1650 г. население планеты составляло 650 млн человек).

Однако для современного этапа развития потребностей и по­требления достижения индустриальной экономики явно недоста­точны. Ведь при механизированном труде работник зачастую уп­равляет одной машиной и не в состоянии устойчиво обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В ито­ге сложилось глубокое противоречие между сравнительно огра­ниченными традиционными производственными возможностями и совершенно новым — в количественном и качественном отно­шениях — уровнем потребностей. Это противоречие разрешает­ся в ходе начавшейся в 40—50-х гг. ХХ в. грандиозной научно-технической революции (НТР). Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (от лат. post — после) ста­дии производства, означающей переход к информационному об­ществу. На этой высшей стадии наибольшее развитие получает третичная сфера экономики — сфера услуг.


На первом этапе НТР (в 1940—1950-е гг.) возникли электрони­ка, атомная энергетика, полимерная химия, ракетно-космическая техника и др. Второй этап НТР (1970—1990-е гг.) ознаменовался появлением микроэкономики (компьютеров), комплексной авто­матизации, генной инженерии и т.д. В результате стала быстро развиваться новая экономика, основанная на микроэлектронной технике и информационных технологиях (об этом подробнее ска­зано в последующих главах).

Означает ли сказанное, что все человечество уже достигло вер­шины экономического благополучия? Отнюдь нет. Сегодня на экономико-географической карте планеты можно видеть страны, находящиеся на разных ступенях развития производства.

Во-первых, во многих странах Африки, Латинской Америки и Азии до сих пор сохранилась доиндустриальная экономика. Око­ло 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Используя примитивные орудия ручного труда, работник может прокормить не более двух человек.

Во-вторых, индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (например, Греция), Азии, на террито­рии бывшего СССР.

В-третьих, постиндустриальная стадия производства утверж­дается в наиболее развитых странах, таких как США и Япония. Здесь работник сельского хозяйства способен произвести в 10— 15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной эко­номикой. В то же время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.

Вместе с тем большинство народов, отставших в технико-эко­номическом отношении, продвигаются к информационному об­ществу, хотя и с разной скоростью. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что в XXI столетии во всем мире еще более широко распространится новейшая структура эконо­мики. При этом каждая страна сможет находить лучшие для себя способы решения противоречия между ростом потребностей и ог­раниченностью ресурсов.

Структура произ­водства в конце XX-началеXXI в.

Человек, живший в условиях доиндуст­риальной и индустриальной экономики, обычно отождествлял производство с та­кой сферой деятельности, которая созда­ет материальные блага. Характерен для XVIII в., например, такой факт. Известный английский экономист Адам Смит считал, что



Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль...


1.2. Производство и его современная структура



 


       
   


богатство общества созидает только производительный труд — работа по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.»1.

Современная экономическая теория отражает новую хозяй­ственную действительность. Для конца ХХ — начала XXI в. ха­рактерна новейшая структура постиндустриального производ­ства. Она имеет ряд отличительных черт.

1. Производство, основанное на новейших достижениях науч­
но-технической революции, способно обеспечить массовое удов­
летворение всего круга действительных и перспективных потреб­
ностей.

2. Экономика нашего времени включает две дополняющие
друг друга сферы производства: материальную (создает веще­
ственное богатство) и нематериальную (создает духовные, нрав­
ственные и иные ценности — произведения духовной культуры,
искусства, науки и т.п.).

3. В современное производство органически входит особая
сфера услуг, в которой занято до 2/3 всех работников.

Услуга — такой вид целесообразной деятельности, 3полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлет­ворением какой-либо потребности. Услуги подразделяются на два вида, которые соответствуют сферам производственной деятель­ности. Различают материальные услуги (их осуществляют грузо­вой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и др.) и нематериальные (их оказывают просвещение, здравоохранение, научное обслужива­ние, искусство, социальное обслуживание, кредитование, страхо­вание и т.п.).

Структура высокоразвитого производства схематически изоб­ражена на рис. 1.5.

4. Сейчас в структуре производства особо выделяется инфра­
структура
— совокупность видов хозяйств, обеспечивающих об­
щие условия производства и жизнедеятельности людей. Она де­
лится на две группы:

производственная инфраструктура, непосредственно обслу­живающая материальное производство (строительство и эксплуа-

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935. Т. 1. С. 279.


тация шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; железнодорожное хозяйство; водоснабжение, канализация и т.п.);

непроизводственная (или социальная) инфраструктура, ко­торая опосредствованно связана с процессом производства (под­готовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохране­ние и др.).

Инфраструктура свидетельствует, что современное производ­ство и его подразделения внутренне связаны между собой обшир­ными и прочными взаимосвязями. Последние объединяют хозяй­ственную деятельность в целостное единство, принимающее форму системы.

Системные Независимо от того, в какой мере люди осоз-

связи нают этот факт, они находятся в разнообразных

связях с другими участниками хозяйственной де­ятельности; такие связи составляют часть всей экономической си­стемы (от греч. sistema — целое, составленное из частей), которая обеспечивает жизнедеятельность общества.

Рассмотрим круг системных связей типичного домашнего хо­зяйства с субъектами (субъект — человек) экономической дея­тельности. В этот круг входят, например, предприятия торговли, учреждения медицины, предприятия жилищно-коммунального хозяйства и бытовых услуг, разные виды транспорта, банки и



Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль...


Литература



 


страховые учреждения, учебные заведения, учреждения культу­ры, искусства и др. Чем полнее мы представим себе все много­образие экономических связей, свойственных домашним хозяй­ствам, тем более убедительными станут следующие обобщения и выводы.

Во-первых, подобно кровеносным сосудам, указанная сово­купность связей обеспечивает все домашние хозяйства необходи­мыми благами. Разумеется, любой человек не сможет существо­вать и достигнуть намеченных целей, если не будет участвовать в хозяйственных отношениях общества.

Во-вторых, разные этапы человеческой жизни связаны с по­следовательным переходом из одного системного образования в другое. Так, начальное образование и воспитание человек полу­чает в семье и детском саду, затем — в общеобразовательной школе, профессиональном среднем или высшем учебном заве­дении.

В-третьих, по разным каналам, словно по сообщающимся со­судам, домашнее хозяйство связывается с другими территориаль­ными хозяйственными образованиями — местными, нацио­нальными и международными. В итоге люди лучше познают качественные признаки всей экономической системы общества.

В хозяйстве каждой страны действуют неодинаковые в каче­ственном отношении и многообразные по своему назначению сис­темы. Мы уже ознакомились, например, с единой совокупнос­тью фаз кругооборота экономических благ (производство, распределение, обмен, потребление), системой («пирамидой») по­требностей современного человека. В ряде дальнейших глав бу­дут рассмотрены разнообразные технические и технологические системы, порожденные научно-технической революцией (комп­лексная автоматизация, роботокомплексы, биотехнология и др.), изучены другие целостные связи — социальные (касающиеся от­ношений людей в обществе), политические (вызванные деятель­ностью государства в области экономики) и др.

Особое внимание в последующих главах будет уделено эконо­мическим отношениям между людьми. Вряд ли нужно доказы­вать, что хозяйственная деятельность, во-первых, не может про­исходить без людей; во-вторых, эта деятельность означает участие членов общества в системных процессах производства, распреде­ления, обмена и потребления благ и услуг.


Литература

Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. М., 1969.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, поли­тика: Пер. с англ. М., 1999. Гл. 2.

Милль Дж.С. Основы политической экономии: Пер. с англ. М., 1980. Т. 1.Гл. 1, 11.

Российский статистический ежегодник: Стат. сб. // Госкомстат Рос­сии. М., 1999.

Российский статистический ежегодник: Стат. сб. // Госкомстат Рос­сии. М., 2000 (ко всем темам).

Россия и страны мира: Стат. сб. // Госкомстат России. М., 2000.

Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика: Пер. с англ. М., 2000. Гл. 1.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935. Кн. 1.

Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М., 2003.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М., 1999. Гл. 1.

Хайлбронер Р., Тарроу Л. Экономика для всех: Пер. с англ. Тверь, 1994.

Хрестоматия по экономической теории. М., 2000 (ко всем темам).


2.1. Из истории экономических учений



 


ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В настоящей главе рассматривается второе понятие, которое именуется термином «экономика», — теория, изучающая хозяй­ственную деятельность людей. Прежде всего необходимо опреде­лить предмет экономической теории — то, что она непосред­ственно изучает. Хотя это покажется странным, но на вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однознач­ного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различ­ных направлений и школ высказывают противоречащие друг дру­гу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяй­ственной деятельности и обновлялось даже название самой на­уки. Чтобы разобраться в таких разногласиях, следует кратко оз­накомиться с историей экономических воззрений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.