Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое регулирование




Преобразование системы управления в Российской Федерации

Командно-админи­стративная система

Помимо рассмотренных типов макроре­гуляторов экономики имеется еще один тип — командно-административная сис­тема управления (в западной экономической литературе эту сис­тему называют «командная экономика»). Что же представляет со­бой данный хозяйственный механизм?

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. С. 58.


21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 347

Командно-административная система управления — это цент­рализованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные зада­ния) с помощью приказов и других неэкономических методов. Ха­рактерные черты этой системы отражены в схеме (рис. 21.6).

Эта система руководства национальной экономикой означает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов административной влас­ти. А это сводит «на нет» самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в резуль­тате чего исключаются свободные рыночные связи между отдель­ными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно-распорядитель­ных методов. Тем самым подрывается свободная предприимчи­вость работников и их материальная заинтересованность в резуль­татах труда.

Приказное управление в полной мере утверждается, когда про­исходит огосударствление экономики. Такая мера оправданно применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. Командное руковод­ство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнить сравнительно простые производственные задачи. В крайних ус­ловиях данный тип управления может оказаться единственно воз­можным и по-своему эффективным.

Впервые командное руководство экономикой возникло в раз­гар первой мировой войны, в 1916 г., в Германии. Тяжелое воен-



Глава 21. Регуляторы национального хозяйства


21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 349


 


ное и хозяйственное положение вынудило государство взять на себя контроль за производством, распределением дефицитных сы­рьевых и энергетических ресурсов, а также непосредственно рас­пределять продовольствие. Центральная власть стала также регу­лировать трудовые отношения на предприятиях. Был введен закон о трудовой повинности граждан с 16 до 60 лет, установлен воен­ный режим на производстве и введен 12-часовой рабочий день.

В нашей стране административное управление хозяйством было установлено в конце 1918 г., когда начались гражданская война и иностранная интервенция. Нужды обороны потребовали централизации управления страной. Была введена продразверст­ка (у крестьян отбирались все излишки продовольствия). Про­мышленность не выпускала товаров для населения, и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена все­общая трудовая повинность. Руководство промышленностью со­средоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их матери­альными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.

Командно-административную систему управления можно при­знать — как это ни покажется парадоксальным — нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под угрозой.

Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой изживает себя и, как правило, устраняется. Приказ­ные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто ад­министративная система управления была упразднена. Однако в конце 1920-х — начале 1930-х гг. вновь произошло полное огосу­дарствление экономики. Вся власть фактически перешла у цент­ральному государственному аппарату, и вновь установилась сис­тема командования народным хозяйством.

В начале хозяйственного строительства сверхцентрализован­ное управление давало определенный результат, ибо объем вы­пуска всей продукции был еще очень невелик, а структура промышленности была сравнительно простой. Кагда же произ­водство достигло современных масштабов, эффективно руково­дить им из центра стало невозможно. Если в 1920-х гг. у нас насчи­тывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале


1990-х гг. имелось свыше 500 отраслей, подотраслей и видов про­изводства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн наименований видов продукции.

Можно ли со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных задач, связанных с развитием такого хозяйства? Разу­меется, нельзя.

Госплан ограничивался разработкой одного варианта госу­дарственного плана, не пытаясь путем многовариантных расче­тов найти наиболее эффективные решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих орга­нов многократно переделывался по объективным и субъективным причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефи­цитная экономика, а нормально необходимые для воспроизвод­ства резервы (свободные производственные мощности, сырье, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план представлял собой некое подобие не раз перекраиваемого «тришкина кафта­на». Его окончательная доводка и исправление осуществлялись в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять «любой ценой».

За более чем 50-летнее существование командно-администра­тивная система управления подорвала основы нормального функ­ционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.

Путь к новой систе­ме регулирования

Мы находимся сейчас в самом начале пути к новой системе регулирования на­ционального хозяйства России. В связи с этим приходится говорить и о нерешенных проблемах.

Исходной является проблема выбора макроэкономического ре­гулятора.

Уже в начале 1990-х гг. было ясно одно: надо уходить вперед от командно-административной системы управления нацио­нальным хозяйством. Но какой иной тип макрорегулятора выб­рать? По этому поводу у экономистов и государственных деяте­лей России не было единства и согласия.

Выбор был сделан в пользу самого быстрого перехода от од­ной крайности (командной системы) к противоположной (свобод­ной рыночной экономике, основанной на частнокапиталистиче­ском предпринимательстве). Весь расчет строился на том, что так называемая «невидимая рука» — свободный капиталистический рынок — возьмет на себя роль хозяйственного механизма.


 

Глава 21. Регуляторы национального хозяйства

Однако хорошо известно, что в 1992 г. в нашей стране появи­лись лишь зачатки рыночных отношений, не принявших цивили­зованную форму. Что касается развитого конкурентного рынка, способного регулировать определенные хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро.

Тем не менее с самого начала сложилосьрезко отрицательное отношение к плановой организации народного хозяйства.

В 1992 г. российское правительство одномоментно уничтожи­ло органы административного регулирования производства. Так, был упразднен Государственный плановый комитет (Госплан), ко­торый разрабатывал централизованные планы и прогнозы соци­ально-экономического развития. Перестал существовать Государ­ственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспе­чивал все отрасли средствами производства. Таким образом, в ожидании «невидимой руки», образно говоря, отрубили «види­мую руку» государственного регулирования. К этому надо доба­вить, что еще раньше (после реформы управления промышлен­ностью в 1987 г.) государство утратило контроль за хозяйственной деятельностью тех предприятий, которые находились в рамках государственной собственности.

Правительство России в 1993 г. признало, что в итоге преобра­зований государственные предприятия оказались неподконтроль­ны ни рынку, которого еще не было, ни плану, которого уже не стало, ни государству как собственнику. Надо было искать выход из этой тупиковой ситуации, прибегая прежде всего к экономи­ческим методам регулирования хозяйственной деятельности.

Однако экономические рычаги управления были использова­ны не для укрепления централизованного хозяйственного меха­низма, а по сути дела для его еще большего ослабления. Стали применяться такие методы регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики:

а) для покрытия большого бюджетного дефицита государство
ввело огромный инфляционный налог. Однако чрезмерно высо­
кие темпы инфляции нанесли сильный удар по экономике;

б) необычайно высокие налоги подорвали нормальную заин­
тересованность предпринимателей и работников в увеличении
производства.

Российская экономика требует оптимального сочетания государ­ственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности.

В первую очередь важно создать эффективную централизован­ную вертикаль макроэкономического управления. Речь идет об


21.5. Преобразование системы управления в Российской Федерации 351

образовании целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Эта система призвана обеспе­чить уравновешенность интересов экономических и социальных сил страны, выработку оптимальных целей общественного раз­вития и создание условий их достижения.

Централизация управления сейчас диктуется необходимостью успешного решения долговременных созидательных задач, при­званных ликвидировать последствия десятилетнего упадка эко­номики страны. Согласно оценке экспертов, чтобы достичь тако­го же уровня душевого производства валового внутреннего продукта, как в современных Португалии или Испании, России понадобится примерно 15 лет при темпах экономического роста не менее 8% в год. Наша страна достигнет уровня душевого про­изводства ВВП Великобритании или Франции, если темпы роста будут на уровне 10% в год.

Чтобы развернуть созидательную хозяйственную деятель­ность, необходимо иметь долгосрочную общенациональную стра­тегию развития. В ней, в частности, целесообразно предусмот­реть: а) поощрение быстрого экономического роста на основе значительного увеличения инвестиций; б) проведение активной промышленной политики посредством преимущественного раз­вития лидирующих направлений научно-технического прогресса; в) создание эффективной финансовой системы; и др.

Оптимальная (наилучшая) система управления экономикой в России призвана, с одной стороны, значительно повысить роль государства в выполнении общенациональных задач, с другой — обеспечить дальнейшее развитие рыночных отношений. При этом важно соблюдать доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг (прежде всего образования и здраво­охранения), перераспределить социальные расходы общества в пользу самых уязвимых групп населения. Целесообразно предос­тавить гражданам возможность более высокого уровня социаль­ного потребления за счет собственных доходов.

Однако речь не должна идти о возрождении директивного пла­нирования и управления всем хозяйством непосредственно из центра. Это привело бы к тому, что всеохватывающее регламен­тирование вновь сковало работу каждого предприятия. Возмож­но, что в будущем — при развитии эффективных методов эконо­мического регулирования — роль государства в экономике во многом сведется к выработке «правил игры» и контролю за их соблюдением.



Глава 21. Регуляторы национального хозяйства


 


Литература

Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. Т. 2. Тема 1. Подтема 11. М., 1995.

Веттенберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора: Пер. со швед. М., 2000.

Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1976. Гл. 24—26.

Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

Корнаи М. Путь к свободной экономике: Пер. с англ. М., 1990.

Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993.

Леонтьев В. Экономические эссе. М., 1990. С. 11—17, 215—241.

Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М., 1988.

Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 12,15.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985.

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 2.

Социально-экономическая эффективность: опыт США. Роль госу­дарства. М., 1999.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 1,4,22.

Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992.


ГЛАВА 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Финансы и их роль Очень важным и эффективным рычагом воздействия государства на национальное хозяйство являются финансы, которыми оно обладает. Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность всех де­нежных средств, которые имеют домашние хозяйства, предприя­тия и государство.

Рассмотрим структуру финансовой системы и взаимосвязи между ее основными частями.

На предприятиях и в домашних хозяйствах образуются первич­ные финансы. Здесь собственники факторов производства приме­няют труд и его вещественные условия для получения изначаль­ных доходов. Эта финансовая деятельность включает: образование денежных средств и их расходование. На уровне низовых звеньев национального хозяйства доходы и расходы уравновешиваются следующим образом. На фирмах состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве по­лученные доходы (от использования факторов производства) со­поставляются с расходами (затратами на текущие потребление и сбережения).

Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первич­ных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обя­зательные платежи, которые государство взимает с учетом вели­чины начальных доходов предприятий и населения.

Возрастание регулирующей роли государства привело к абсо­лютному увеличению объема финансовых ресурсов, которыми оно стало располагать, и относительному возрастанию доли государства в совокупной сумме денежных средств общества. Если в начале ХХ столетия в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9—18% нацио-



354 Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика

нального дохода, то с 1960—1970-х гг. — 50% и более. Новые явле­ния в развитии финансов обусловлены научно-технической рево­люцией, расширением нерыночного сектора экономики, интерна­ционализацией производства и усилением воздействия государства на экономику. В сявзи с этим можно отметить несколько совре­менных направлений финансового регулирования (рис. 22.1).

Для расширения научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновле­ние производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказа­ми. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структу­ры и повышение квалификации рабочей силы.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответству­ют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружений.

Регулированию экономики способствуют расходы на соци­альные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и


 

 

22.1. Финансовое регулирование

услуг, поскольку денежные расходы на социальную инфраструк­туру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяют рынок сбыта для многих отраслей хозяйства.

Структура и объемы государственных финансов, их роль в вос­производстве и распределении национального продукта в стра­нах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на послед­нюю оказывает фискальная политика.

Фискальная Фискальная (от лат. fiscalis — казенный) полити-
политика ка — совокупность финансовых мероприятий го-

сударства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависи­мости от таких стратегических задач, как, например, антикризис­ное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с ин­фляцией.

Современная фискальная политика включает прямые и косвен­ные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспро­изводство; б) непроизводительные расходы государства; в) разви­тие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры по­требительского спроса. Важную роль здесь играет система нало­гообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды дохо­дов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возмож­но более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвен­ных методов различают два вида фискальной политики государ­ства: а) дискреционную и б) политику автоматических стабилиза­торов. Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему ус­мотрению) политика означает следующее. Государство сознатель­но регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучше­ния экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.



Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика


22.1. Финансовое регулирование



 


Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвести­ции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и за­нятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра­станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной поли­тике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта по­литика отличается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государствен­ные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов со­четается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит по­литику сдерживания деловой активности — сокращает государ­ственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики — политика автоматиче­ских (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабили­затор — экономический механизм, который без содействия госу­дарства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами яв­ляются налоговые поступления и социальные выплаты.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населе­ния. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее уве­личиваются суммы налогов. В этот период сокращается безрабо­тица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается сово­купный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически умень­шаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Зна­чит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.


Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налого­обложение в финансовом регулировании макроэкономики. В свя­зи с этим фискальная политика государства должна быть направ­лена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновид­ность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. Как определяется вели­чина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных ис­точников. По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты: а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различ­ные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Зна­чит, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер на­лога на единицу обложения). Различаются следующие ставки на­лога:

прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

пропорциональные — единый процент уплаты налогов неза­
висимо от размеров доходов;

•регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 22.2).



Глава 22. Государственный бюджет и фискальная политика


22.2. Государственный бюджет



 


       
   


Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новатор­ству. Непомерное возрастание в 1960—1970-х гг. в западных стра­нах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое ук­лонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать произ­водство и получать бульшие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступле­ний в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость от­ражена в кривой Лаффера (рис. 22.3).


Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых вы­соких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 1980 — начале 1990-х гг. в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель — ввес­ти более равномерное налогообложение равных по величине до­ходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрес­сивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Кстати, с самого начала экономических преобразований в Рос­сии правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно вы­сокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных, региональных (собираемых субъектами Российской Федерации) и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии националь­ной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии со­брать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.

Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста спосо­бов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

S занижается объем произведенной продукции;

•S завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть при­были);

S торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается;

•S используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей;

S при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (доку­мент о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется; и т.д.

Таким образом, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.


 


Было теоретически доказано: ставка налога в 50% Н0 является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Н0 резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и пред­принимательству.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.