В современной науке принято выделять несколько форм репрезентаций: концептуальные, образные, репрезентации, связанные с действием и со- циальные репрезентации.
Концепты — это естественные категории, которые обозначаются словами обы- денного языка. Вопрос — каково их содержание? Существуют две точки зре- ния: классическая и релятивистская [Richard J., Richard An, 1992, p. 431—437].
Классическая точка зрения
Все элементы, входящие в концепт, должны обладать свойствами, кото- рые являются необходимыми и достаточными для определения данного концепта. Концепты различаются по уровню общности и объему (числу элементов, образующих данный концепт). Чем больше общность, тем меньше объем концепта. Концепт можно описать с точки зрения класси-
ческой логики как класс, все элементы которого эквивалентны, и смеж- ные классы однозначно отделены друг от друга: достаточно указать, обла- дает ли элемент какими-то признаками, для того чтобы определить его принадлежность к классу.
Классическая точка зрения достаточно хорошо описывает искусственные концепты, но не пригодна для моделирования естественных категорий, для которых практически невозможно дать исчерпывающую и полную дефи- ницию. Помимо физических свойств естественные категории характери- зуются функциональными свойствами. Несмотря на то, что естественным категориям присуши большая неопределенность и многозначность, они выполняют роль в структурировании и функционировании наших знаний. Согласно релятивистской точке зрения, не все члены категории (приме- ры концепта) являются равнозначными: некоторые из них оказываются бо- лее репрезентативными по сравнению с другими. Например, время назы- вания и узнавания конкретных примеров какого-либо концепта (фрукты, транспорт) сильно различается. Таким образом, можно говорить, что при- меры различаются по степени типичности. Кроме того, прототипы разде- ляют классы: они максимизируют сходство элементов внутри класса и уве- личивают различие между классами.
Образные репрезентации
Ранее мы продемонстрировали существование образных репрезентаций, описали их свойства и сравнили их с образом перцепции. Образные ре- презентации, так же как и концептуальные, описываются с помощью мо- делей прототипа. Образные прототипы «подчеркивают» сходство между объектами, относящимися к одному классу. В экспериметальном исследо- вании автора этой главы было показано существование так называемых «да» и «нет» прототипов, т.е. ментальных репрезентаций, отвечающих за принятие и отвержение объектов.
Репрезентации, связанные с действием
Функциональные репрезентации по аналогии с концептуальными допус- тимо рассматривать как организованные в таксономическую сеть, в кото- рой выделяются базовый уровень и прототипы. Базовая структура действия организована двумя существенными компонентами: целью действия и спо- собом его реализации. При интерпретации как своих, так и чужих действий возможно доминирование одного из компонентов действия — действие ин- терпретируется либо исходя из его цели, либо в связи с формированием программы действий. Но в отличие от концептов, имеющих языковое вы- ражение, не все репрезентации действия связаны с языком.
Diaea 6. Ментальная репрезентация
Функциональные репрезентации тесно взаимодействуют с образным кодом (в частности, вследствие того, что выполнение операций — элемен- тов действия — зависит от контекста).
Е.Ю. Артемьева [Артемьева, 1999] разработала модель «семантических универсалий», которые наряду с концептуальными и образными компо- нентами включают функциональные структуры. Автор вводит так называ- емые «семантические корреляты активности», которые предопределяют способ «оперирования» с объектом: «то, как мы манипулируем с объектом, зависит от того, что мы о нем знаем» [Артемьева, 1999, с. 214]. По нашему мнению, узнавание образных компонентов сложных объектов (размер, раз- деление на отдельные части, ориентация и пр.) предполагает функциональ- ные репрезентации, связанные с потенциальными операциями, соверша- емыми данным объектом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление