Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Релятивистская точка зрения




Виды репрезентаций

Концептуальные репрезентации

Виды репрезентаций

В современной науке принято выделять несколько форм репрезентаций:
концептуальные, образные, репрезентации, связанные с действием и со-
циальные репрезентации.

Концепты — это естественные категории, которые обозначаются словами обы-
денного языка. Вопрос — каково их содержание? Существуют две точки зре-
ния: классическая и релятивистская [Richard J., Richard An, 1992, p. 431—437].

Классическая точка зрения

Все элементы, входящие в концепт, должны обладать свойствами, кото-
рые являются необходимыми и достаточными для определения данного
концепта. Концепты различаются по уровню общности и объему (числу
элементов, образующих данный концепт). Чем больше общность, тем
меньше объем концепта. Концепт можно описать с точки зрения класси-


ческой логики как класс, все элементы которого эквивалентны, и смеж-
ные классы однозначно отделены друг от друга: достаточно указать, обла-
дает ли элемент какими-то признаками, для того чтобы определить его
принадлежность к классу.

Классическая точка зрения достаточно хорошо описывает искусственные
концепты, но не пригодна для моделирования естественных категорий, для
которых практически невозможно дать исчерпывающую и полную дефи-
ницию. Помимо физических свойств естественные категории характери-
зуются функциональными свойствами. Несмотря на то, что естественным
категориям присуши большая неопределенность и многозначность, они
выполняют роль в структурировании и функционировании наших знаний.
Согласно релятивистской точке зрения, не все члены категории (приме-
ры концепта) являются равнозначными: некоторые из них оказываются бо-
лее репрезентативными по сравнению с другими. Например, время назы-
вания и узнавания конкретных примеров какого-либо концепта (фрукты,
транспорт) сильно различается. Таким образом, можно говорить, что при-
меры различаются по степени типичности. Кроме того, прототипы разде-
ляют классы: они максимизируют сходство элементов внутри класса и уве-
личивают различие между классами.

Образные репрезентации

Ранее мы продемонстрировали существование образных репрезентаций,
описали их свойства и сравнили их с образом перцепции. Образные ре-
презентации, так же как и концептуальные, описываются с помощью мо-
делей прототипа. Образные прототипы «подчеркивают» сходство между
объектами, относящимися к одному классу. В экспериметальном исследо-
вании автора этой главы было показано существование так называемых
«да» и «нет» прототипов, т.е. ментальных репрезентаций, отвечающих за
принятие и отвержение объектов.

Репрезентации, связанные с действием

Функциональные репрезентации по аналогии с концептуальными допус-
тимо рассматривать как организованные в таксономическую сеть, в кото-
рой выделяются базовый уровень и прототипы. Базовая структура действия
организована двумя существенными компонентами: целью действия и спо-
собом его реализации. При интерпретации как своих, так и чужих действий
возможно доминирование одного из компонентов действия — действие ин-
терпретируется либо исходя из его цели, либо в связи с формированием
программы действий. Но в отличие от концептов, имеющих языковое вы-
ражение, не все репрезентации действия связаны с языком.


Diaea 6. Ментальная репрезентация

Функциональные репрезентации тесно взаимодействуют с образным
кодом (в частности, вследствие того, что выполнение операций — элемен-
тов действия — зависит от контекста).

Е.Ю. Артемьева [Артемьева, 1999] разработала модель «семантических
универсалий», которые наряду с концептуальными и образными компо-
нентами включают функциональные структуры. Автор вводит так называ-
емые «семантические корреляты активности», которые предопределяют
способ «оперирования» с объектом: «то, как мы манипулируем с объектом,
зависит от того, что мы о нем знаем» [Артемьева, 1999, с. 214]. По нашему
мнению, узнавание образных компонентов сложных объектов (размер, раз-
деление на отдельные части, ориентация и пр.) предполагает функциональ-
ные репрезентации, связанные с потенциальными операциями, соверша-
емыми данным объектом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.