Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Множественный формат репрезентаций




Г

В сити-блок метрике (r= 1) предполагается, что каждое измерение сти-
мула перерабатывается независимо, и различие стимулов равно сумме раз^
личий по каждому измерению. В евклидовой метрике переработка стиму-
ла по различным изменениям не является независимой, и различие между
стимулами описывается теоремой Пифагора.

Сетевые модели

В сетевых моделях ментальная репрезентация описывается посредством
сетей. Сеть состоит из узлов и связей между ними. В зависимости от ха-
рактера связей распространение активации по сети может описываться
различными функциями. Данные модели с полным правом могут быть от-
несены к «признаковым», хотя «признаком» в них является собственно не
«узел», а связь между узлами. Знаменательна в этом отношении эволюция
модели Андерсона: в ранней модели [Anderson, 1976] активация подчиня-
ется принципу «все — или — ничего». В последующей [Anderson, 1983] вер-
сии сетевой модели тот же автор изменяет правило распространения ак-
тивации в зависимости от числа связей, конвергирующих на данный узел,
вследствие чего узлы имеют континуально изменяющуюся силу активации.
А в окончательной версии, получившей название ACT*, постулируется, что
уже «не сила узла, а сила связи детерминирует поток активации.» (подроб-
нее см. [Ребеко, 1998, с. 39]).

В других сетевых моделях воспроизводится «идеология» построения се-
тей, заданная Андерсоном и состоящая в постулировании принципиаль-
но однотипного (хотя может быть и очень сложного) характера соедине-
ния между узлами.

Коннекционистские модели

В коннекционистских моделях ментальная репрезентация какого-либо
объекта или события описывается как распределение активации по сети,
однако, в отличие от сетевых моделей, в основу функционирования сети
положен принцип параллельности. Элементы связаны между собой нели-
нейно и влияют друг на друга. Каждый элемент имеет некое состояние ак-
тивации, которое непрерывно или дискретно изменяется. Полагается, что
система стремится к равновесному распределению активации, а активация
может циркулировать пока не будет достигнут стабильный паттерн акти-


Глава 6. Ментальная репрезентация

вации. В большинстве коннекционистских моделей полагается, что ин-
станция, следящая за распределением активации, находится в самой сис-
теме (см. подробнее в |Ребеко, 1998, с. 39—40)).

В модели, разработанной Д. Румельхартом и Дж. МакКлелландом (цит
по [Величковский, 1982]), активация идет по сетям трех уровней. Все свя-
зи между уровнями имеют веса, которые изменяются таким образом, что-
бы оптимизировать соответствие между предсказанным и антиципируе-
мым выходом.

Сторонники множественных моделей репрезентации исходят из того, что
имеется несколько принципиально различных форматов хранения инфор-
мации, объясняющих многообразие наших знаний. Формы репрезентации
обладают разными свойствами (специфичный формат входа, хранения и
выхода), и следовательно, недопустимо описывать одну форму репрезен-
таций (например, образную) в терминах, присущих другой форме репре-
зентации (например, вербальной).

Самой известной моделью двойной репрезентации является модель
А. Пайвио (Clark, Pavio, 1987]. Автор предположил, что существует две не-
зависимых системы репрезентации — образная и вербальная, но эти фор-
мы расположены на одном и том же уровне организации когнитивной си-
стемы. Каждая форма репрезентации специализируется для переработки
информации определенного типа, но между ними нет отношений сопод-
чинения. Автор вводит две независимые системы кодирования — невер-
бальную и вербальную. В модели постулируется, что вербальные и невер-
бальные символические системы функционируют разными способами, и
каждая из них специализируется в кодировании, организации, хранении
и воспроизведении разных типов информации. Обе системы имеют спе-
цифичные входы и единицы репрезентации. Автор вводит в качестве еди-
ниц вербальной репрезентации «логогены» (термин, заимствованный у
Мортона) — «похожие на слова сущности,"включающие визуальные и фо-
нематические признаки» [там же, с. 6], а единицами невербальной репре-
зентации являются «имагены», которые «кодируют модально-специфиче-
скую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном
опыте». В имагенах сохраняются «некоторые перцептивные характеристи-
ки, и они изоморфны или аналогичны объектам». Иными словами, в не-
вербальной системе объекты хранятся как интегративные, континуальные,
холистические репрезентанты, которые «не могут быть разделены на от-
дельные элементы».

Между обеими системами существуют связи, так что для каждого има-
гена имеется один или несколько логогенов и наоборот. Автор показал, что
разные задачи адресуются либо одной из систем, либо обеим. В том слу-
чае, если работают обе системы, процесс когнитивной переработки осуще-
ствляется эффективней.


Репрезентация как формат психического отражения

Согласно теории двойного кодирования, логогены и имагены работа-
ют на трех уровнях. На первом, низшем уровне — процессы репрезента-
ции — логогены и имагены активируются соответствующими объектами
"или"словами. Они управляются физическими характеристиками слов и
объектов. Психологическим коррелятом этих процессов является знако-
мость. На втором уровне — референции — логогены и имагены взаимно
активируют друг друга. Этому уровню соответствует задача «представить
слово» или «назвать картинку». И, наконец, на третьем — ассоциативном —
уровне происходит активация одних логогенов посредством других и од-
них имагенов — посредством других. Это — система репрезентации абст-
рактных слов и сложных пространственных образов. На этом уровне ко-
дирования нет прямого перехода между логогенами и имагенами.

Теория двойного кодирования нашла широкое экспериментальное под-
тверждёниёГНапрймер, она объясняет, почему процесс когнитивной пе-
реработки тех явлений, для которых не удается найти образных аналогов,
отличается от переработки высокообразных событий. Согласно этой мо-
дели, продуктивность запоминания повышается в том случае, если инфор-
мация имеет двойную форму кодирования. Доказательствами двойного
кодирования могут служить факты лучшего запоминания тех слов, кото-
рые легче вызывают образные представления, по сравнению со словами,
не имеющими образных коррелятов. Образная память имеет большую
стойкость по сравнению с вербальной памятью. В особенности преимуще-
ства образной памяти проявляются в тестах на узнавание (по сравнению с
воспроизведением — непосредственным и отсроченным).

Теория Пайвио постулировала два способа кодирования информации,
однако, по мнению Айзенка, «не достаточно определила механизмы пе-
реработки выделенных единиц. Этот недостаток был восполнен в экспе-
риментах Косслина» [Eysenk, Kean, 1997, p. 211]. С именем Косслина свя-
зывается введение основной дихотомии, описывающей ментальную ре-
презентацию как образную -/пропозициональную или аналоговую — аб-
страктную. Аналоговая репрезентация является недискретной и конкрет-
ной (т.е. тесно связанной с определенной модальностью или модально-
спетшфичной). Пропозициональная репрезентация является дискретной,
построенной по определенным правилам синтаксиса, и абстрактной (т.е.
модально-неспецифичной). В большинстве исследований аналоговая
репрезентация связывалась с образным кодом, к рассмотрению которо-
го мы перейдем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.