Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реальное творчество




Мышление и творчество

Мышление тесно связано с открытием нового, творчеством. Известный
психолог начала XX века О. Зельц различал мышление продуктивное и ре-
продуктивное. Продуктивное мышление в отличие от репродуктивного
предполагает появление нового продукта: знания, материального объекта,
произведения искусства. Это различение использовал М. Вертхаймер, ко-
торый таким образом проводил грань между мышлением, основанным на
инсайте, новом понимании отношений между элементами, и заученными
навыками. В отечественной психологии разделение продуктивного и реп-
родуктивного мышления проводила З.И. Калмыкова. С этими исследова-
телями не согласен А. В. Брушлинский, который считает, что в самом по-
нятии мышления заложено появление нового. В противном случае речь
идет не о мышлении, а о памяти. Действительно, если мышление основа-
но на переходе от одного состояния репрезентации к другому (см. рис. 1),
то оно неизбежно связано с новизной.

Все сказанное, однако, не исключает того, что мышление может быть в
большей или меньшей степени творческим. Понятно, что заключение по
мокрой крыше о том, что прошел дождь, вряд ли можно поставить по сте-
пени творческой мысли на одну доску, например, с открытием Ньютоном
законов динамики.

Творчество тоже не может быть отождествлено с мышлением. Мыш-
ление, как говорилось выше, — один из видов познания. Творчество воз-
можно не только в познании. Наиболее ясный пример — творчество в ис-
кусстве. Основа искусства — создание прекрасного. Для этого часто тре-
буется познание, но не оно составляет сущность прекрасного. Из различ-
ных видов искусства литература, вероятно, несет в себе больше всего эле-
ментов познания. Например, психологический роман XIX века включал
много интересных психологических наблюдений. И хотя подобного рода
замечания о жизни придают дополнительный интерес художественной
литературе, не они составляют ее суть: ведь не будем же мы считать про-
изведением искусства учебник по психологии, даже если содержащиеся
в нем знания во много раз богаче тех, что можно найти во всех романах
Л. Толстого вместе взятых. В еще большей мере подобные замечания от-
носятся к музыке или живописи.

Психология является по преимуществу экспериментальной наукой: боль-
шинство ее теорий и моделей основано на фактах, добытых в лабора-
торных условиях. Однако далеко не все интересные психологические
феномены на сегодняшний день можно смоделировать эксперименталь-
но. К таким феноменам относятся и многие аспекты творчества, кото-
рое в реальных условиях вытекает из всего контекста жизни человека,
порой годами идущего к главному произведению или открытию своей


Исследовательское поведение

жизни. В связи с этим большой интерес для научной психологии пред-
ставляют свидетельства талантливых людей о процессах их творчества.
Самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркива-
ют значительную роль бессознательного. Эти свидетельства, однако, вы-
являют разную картину в сферах художественного и научного творчества.
Начнем с поэтического творчества. Почти общим местом у поэтов ока-
зывается утверждение о том, что творчество происходит у них как бы само
по себе, без их участия, под чью-то диктовку. Вот что, например, говорит
о своих стихотворениях А.Ахматова:

А есть и такие: средь белого дня,
Как будто почти что не видя меня,
Струятся по белой бумаге,
Как чистый источник в овраге.

(Последнее стихотворение. 1 декабря 1959 г. Ленинград)

Великолепное описание принадлежит И. Бродскому [1991]: «Пишущий
стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или попрос-
ту диктует следующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как прави-
ло, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается крайне удивлен тем,
что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал... Пишу-
щий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение —
это колоссальный ускоритель сознания, мышления, миросозерцания. Ис-
пытав это ускорение однажды, человек уже не в состоянии отказаться от
повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как
впадает в зависимость от наркотиков и алкоголя. Человек, находящийся в по-
добной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». У И.Брод-
ского инстанция, диктующая стихотворения, именуется языком. А. Пуш-
кин и А. Ахматова любили называть ее Музой.

Следствием непроизвольности творчества, независимости от сознатель-
ного намерения становится деление жизни человека на 2 части: личную и
творческую.

Пока не требует поэта к священной жертве Апполон,

В заботы суетного света он малодушно погружен.

Молчит его святая лира, душа вкушает хладный сон,

И средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется...

(А.С. Пушкин. Поэт. 1827 г.)

Итак, процесс поэтического творчества не удается произвольно вызвать,
его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерож-
дению человека, оно становится притягательным, как наркотик.

Примечательно, что, казалось бы, родственное поэтическому творчество
писателя-прозаика осознается писателями совсем по-другому. Дело, по-


Глава 8. Мышление

видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя — образ или
сюжет— оформляется в языке, что требует скорее техники, чем вдохнове-
ния. В поэзии процесс творчества происходит в момент связывания мыс-
ли со словом, в результате чего технический процесс оформления мысли
практически отсутствует. В результате в работе прозаика значительное ме-
сто занимает стадия реализации замысла. В этом плане поэзия является,
возможно, наиболее чистым видом творчества.

Различия между видами творчества станут еще более явными, если мы
затронем работу ученого и изобретателя. Многочисленные исследования
биографических материалов позволили установить типичную последова-
тельность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наибо-
лее известное описание стадий предложено Уолласом, хотя есть сходные
классификации других авторов. На первом этапе ученый предпринимает
длительные и упорные попытки найти решения проблемы, которые, од-
нако, не приводят к успеху. Затем следует пауза, период отдыха, после ко-
торого в голову может неожиданно придти нужная идея. Для того чтобы
идея появилась, оказывается нужен определенный период «инкубации»,
когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее по-
мимо его сознания происходит какая-то скрытая работа, проявляющаяся
в «озарении». На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит
решение проблемы.

Одно из наиболее ярких свидетельств описанного феномена принадле-
жит великому математику Анри Пуанкаре. Вот один из его примеров. «В то
время я занялся изучением некоторых вопросов теории чисел, не получая
при этом никаких существенных результатов и не подозревая, что это мо-
жет иметь малейшее отношение к прежним исследованиям. Разочарован-
ный своими неудачами, я поехал провести несколько дней на берегу моря и
думал совсем о другой вещи. Однажды, когда я прогуливался по берегу, мне
...внезапно, быстро и с...мгновенной уверенностью пришла на ум мысль, что
арифметические преобразования квадратичных форм тождественны преоб-
разованиям неэвклидовой геометрии» (цит. по: [Пуанкаре, 1981, с. 360]). Там
же А. Пуанкаре описывает, как другая идея пришла ему в голову, когда он
ставил ногу на подножку омнибуса и вел светский разговор.

Отличие от художественного творчества налицо. Этап озарения является
мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у
поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тог-
да как у художника результат нередко уходит от цели. Наконец, подгото-
вительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он
достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения
цели, то у художника он, по-видимому, неотличим от суеты повседневной
жизни. Собирание материала для поэмы является прообразом этой подго-
товительной работы, которая не служит достижению цели — это лишь за-
готовка материала.

Отличие процессов творчества в этих сферах связано, конечно, с осо-
бенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в по-
знании, в случае искусства — в создании. В этом плане творчество инже-


Исследовательское поведение

нера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор
впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно
творчеству. В случаях познания, описанных Пуанкаре и другими учены-
ми, цель более точно определена, вернее, определяется интеллектуально
до творчества. В искусстве произведение не отвечает никакой особой цели.
В то же время оба вида творчества явно имеют общие черты, среди кото-
рых центральная — доминирующая роль неосознанных процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.