Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики диагностики узости - широты диапазона эквивалентности




Узкий - широкий диапазон эквивалентности

Данный когнитивный стиль характеризует индивидуальные различия в
склонности использовать либо много, либо мало категорий при восприятии
происходящего (т.е. демонстрировать строгие детализированные либо, па-


Глава 10. Когнитивные стили

против, более обобщенные критерии в оценке объектов) [Gardner, Holzman,
Klein, Upton, Spence, 1959; Gardner, Long, 1962 и др.]. В работах отечествен-
ных авторов этот стилевой параметр интерпретируется как «аналитичность»
(склонность выявлять различия в ряду объектов) и «синтетичность» (склон-
ность выявлять сходство в ряду объектов) [Колга, 1976; Шкуратова, 1994].

Методика «Свободная сортировка объектов» состоит в следующем [Gardner et
al., 1959]. Испытуемому предлагается разложить 75 предметов на группы
наиболее удобным, логичным и естественным, с его точки зрения, спосо-
бом. Подчеркивается, что задание не имеет единственно правильного ре-
шения и что каждый выделяет группы по-своему.

Показатели: количество выделенных групп; количество объектов в наиболь-
шей по объему группе; количество групп, состоящих из одного объекта. Чем
больше выделенных групп, тем уже диапазон эквивалентности (соответствен-
но, выше понятийная дифференциация). Крайним проявлением узости диа-
пазона эквивалентности считается компартментализация — склонность выде-
лять чрезмерно большое количество групп, состоящих из одного объекта.

Широко известна модификация методики «Свободная сортировка
объектов», предложенная В. Колгой. В качестве стимульного материала в
данном случае выступают написанные на отдельных карточках 35 слов, ха-
рактеризующих разные аспекты категории «время» [Колга, 1976].

В работах Гарднера и его соавторов отмечается, что узкий диапазон эк-
вивалентности соотносится со следующими особенностями интеллектуаль-
ной деятельности: близостью свободных ассоциаций к слову-стимулу; бук-
вальностью воспроизведения и меньшей оригинальностью в рассказах по
ТАТ; тенденцией приближать свои оценки к некоторой средней величи-
не; предпочтением простых, симметричных фигур в тесте Баррона-Уэлша,
а также склонностью предлагать более однообразные ответы при выпол-
нении теста «Способы использования предмета» Гилфорда [Gardner et al.,
1959; Gardner, Schoen, 1970].

По данным В. Колги, у школьников узкий диапазон эквивалентности
(«аналитичность») соотносится с более низкими показателями непроиз-
вольного и произвольного запоминания, познавательной ригидностью (вы-
сокими показателями интерференции по методике Струпа), низким тем-
пом обучаемости и низкой учебной успеваемостью [Колга, 1976]. По мне-
нию этого автора, «синтетичность» благоприятствует проявлению любо-
знательности, способности оперировать более обобщенными понятийны-
ми структурами, тогда как «аналитичность» — точности. Следовательно,
аналитичность может быть истолкована как результат использования же-
стких субъективных критериев или оценочных шкал с малой ценой деле-
ния, а синтетичность — напротив, как результат применения мягких кри-
териев или слабо дифференцированных оценочных шкал.

Лица с широким диапазоном эквивалентности («синтетики») в тесте


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей

Роршаха дают больше ответов в связи с различными аспектами человече-
ской жизни, больше выделяют целостных человеческих фигур, у них боль-
ше ответов типа «человеческие движения» [Gardner et al., 1959]. При опи-
сании картинок ТАТ у «синтетиков» преобладает обращенность в прошлое,
т.е. ориентация на поиск причин происходящего [Яничев, 1986].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.