Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праздник как таинство 2 страница




  Обязательно, если есть какая-либо опасность. Ибо лучше несознательно освятиться, чем уйти незапечатленным и несовершенным... О прочих же выражаю такое мнение: дождавшись трехлетнего возраста, или немного раньше, или немного позже, когда можно уже слышать что-либо таинственное и отвечать, хотя и не сознавая полностью, однако запечатлевая (в памяти),- следует освящать души и тела великим таинством посвящения. Ведь дело обстоит так: хотя дети начинают нести ответственность за свою жизнь только когда разум в них возмужает и когда поймут они смысл таинства.., тем не менее оградиться купелью для них во всех отношениях гораздо полезнее из-за того, что могут внезапно приключиться с ними опасности, которые невозможно предотвратить.17  

Бессознательно принятое крещение не освобождает человека от ответственности за свои поступки. Крещение предполагает жизнь по заповедям Христа вне зависимости от того, принято ли оно в сознательном возрасте или в младенчестве. В первом случае речь должна идти о кардинальном изменении образа жизни; во втором - о постепенном прорастании в человеке того зерна благодати Божией, которое вложено в него при крещении. Как крещеные в младенчестве, так и крещеные в зрелости должны постоянно работать над собой, чтобы изжить в себе "ветхого человека" и всецело обновиться при помощи Божественного света: "Очистим, братья, всякий член тела, освятим всякое чувство; да не будет в нас ничего несовершенного, ничего от первого рождения; не оставим ничего непросвещенного".18 Жизнь, достойная крещения, есть всецелое принесение себя в жертву Богу благодаря очищению всех чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса - и всех членов тела через аскетический образ жизни и активное доброделание.19
Григорий воспринимает крещение как встречу со Христом, в результате которой человек получает возможность вырасти в наивысшую доступную для него меру. Пользуясь евангельскими образами, Григорий говорит о том, как в крещении человек освобождается от тяжести греха, расслабленности, духовной смерти и слепоты; его задача теперь - не возвращаться к прежнему падшему состоянию:

  Вчера ты, душа, была хананеянкой20 и скорченной от греха:21 сегодня распрямило тебя Слово. Не сгибайся же снова и не склоняйся к земле, словно под ярмом, которой возложил на тебя лукавый... Вчера на одре лежал ты расслабленным и неподвижным и не имел человека, который опустил бы тебя в купальню, когда возмутится вода:22 сегодня нашел ты человека, который также является Богом, лучше же сказать, нашел Богочеловека. Ты взят с одра, вернее - сам взял одр и разгласил благодеяние. Не греши же тем, чтобы опять слечь на одр, расслабившись удовольствиями греховного телесного покоя... "Лазарь! иди вон" 23,- услышал ты великий голос, когда лежал в гробу.., и вышел - не четверодневный, но многодневный, воскреснув с Тридневным,- и развязаны на тебе погребальные пелены. Не становись опять мертвецом, не пребывай с живущими в гробах, не связывайся цепями своих грехов... Если ты был слеп и лишен света,24 просвети очи свои, да не уснешь сном смертным;25 во свете Господнем узри свет,26 в Духе Божием озарись Сыном - узри свет тройственный и неделимый.27  

В заключительной части Слова Григорий возвращается к идее таинства как праздника и, вспоминая торжественный вход новокрещеных в храм, указывает на прообразовательное значение всего, что совершается во время таинства крещения, на символический смысл храма и богослужения:

  Предстояние твое перед великим алтарем, перед которым встанешь ты сразу после крещения, есть предызображение тамошней славы. Псалмопение, с которым тебя ведут, есть начало тамошнего песнопения. Светильники, которые зажжешь, есть таинство28 тамошнего световодства, с которым мы, чистые и светлые души, выйдем навстречу Жениху с чистыми светильниками веры...29  

Итак, христианский храм есть прообраз Царства Небесного; церковный праздник - предвкушение непрестанного ликования верных в будущем веке; таинство - залог таинственного соединения душ человеческих со Христом. Переход к "жизни будущего века" начинается для нас здесь - через участие в жизни Церкви, в ее таинствах и праздниках.

1 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191-192. ^
2 Ср. Bernardi. Predication, 215-216. ^
3 1 Пет.3:21. ^
4 Сл.40,3,4-4,9; SC 358,200-202 = 1.545. ^
5 Сл.40,8,1-29; 212-214 = 1.547-548. ^
6 Сл.40,10,34-36 = 1.549. ^
7 Сл.40,11-13; 218-226 = 1.550-551. ^
8 Сл.40,14,10-21; 226 = 1.552. ^
9 Мф.20:1-15. ^
10 Сл.40,20,4-20; 240-242 = 1.555-556. ^
11 Сл.40,23,17-21; 248 = 1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью" содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. ^
12 Сл.40,24,13-26,17; 250-256 = 1.558-560. ^
13 Т.е. рождает к новой жизни. ^
14 Фил.2:7. ^
15 Сл.40,26,22-27,6; 258 = 1.560-561. ^
16 Сл.40,17,15-16; 232 = 1.554. ^
17 Сл.40,28,4-21; 262-264 = 1.562. ^
18 Сл.40,38,1-3; 284 = 1.569. ^
19 Сл.40,38,3-40,26; 284-292 = 1.569-570. ^
20 Ср. Мф.15:22. ^
21 Ср. Лк.13:11. ^
22 Ср. Ин.5:7. ^
23 Ин.11:43. ^
24 Aphōtistos - непросвещен. ^
25 Ср. Пс.12:4. ^
26 Ср. Пс.35:10. ^
27 Сл.40,33,1-34,23; 272-276 = 1.565-566. ^
28 Т.е. таинственный прообраз. ^
29 Сл.40,46,1-7; 308 = 1.574. Ср. Мф.25:1-13. ^


 

 

"ТАИНСТВО ПАСХИ"

Теме праздника как "перехода" из одной реальности в другую посвящена и значительная часть Слова 45-го "На Святую Пасху". Это Слово, написанное Григорием в поздние годы, когда он находился на покое в Назианзе, и являющееся "последним плодоприношением"1 его проповеднической деятельности, построено на сопоставлении пасхи ветхозаветной как воспоминания о переходе народа израильского через Чермное море и Пасхи новозаветной как празднования Воскресения Христова. Все детали ветхозаветной пасхи трактуются Григорием как прообразы новозаветных реальностей: в этой трактовке Григорий следует сложившейся традиции, отраженной, в частности, в поэме "О Пасхе" св. Мелитона Сардийского (II в.).
Григорий говорит о Пасхе как главном событии церковного года, превосходящем по своей значимости все прочие праздники. Пасха, так же, как и Крещение Господне, есть праздник света, что символизируется зажжением свечей по всему городу в пасхальную ночь:

  Пасха Господня! Пасха! И снова скажу "Пасха!" в честь Троицы. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств: она настолько превосходит все праздники - не только человеческие и происходящие на земле, но также Христовы и для Христа совершаемые - насколько солнце превосходит звезды. Прекрасно у нас и вчера блистало и озарялось все светом,2 который зажигали мы в частных и общественных домах, так что едва ли не весь род человеческий и люди всякого звания обильным огнем освещали ночь - прообразом великого света, которым небо сияет свыше.., и того света, что превыше небес.., и того, что в Троице, Которой создан всякий свет, неделимым Светом разделяемый и украшаемый. Но то, что сегодня, еще прекраснее и блистательнее. Ведь вчерашний свет был лишь предтечей великого Света, Который воскрес, и как бы неким предпразднственным веселием. Сегодня же мы празднуем само Воскресение - не еще ожидаемое, но уже совершившееся и собравшее собою воедино весь мир.3  

Изложив вкратце основные догматы христианской веры - о Троице, о сотворении мира, об ангелах и диаволе, о грехопадении и Боговоплощении - Григорий совершает этимологический экскурс "для любителей науки и изящества". Слово "пасха",- говорит он,- на еврейском языке означает "переход":4 исторически термин указывает на бегство израильского народа из земли египетской, духовно же - на "переход и восхождение от дольнего к горнему и к земле обетованной". Григорий считает, что греки изменили в слове две согласных и из phaska сделали pascha для созвучности с глаголом paschō - "страдать".5 Сходная этимология содержится у Мелитона Сардийского.6 Созвучие термина "пасха" и глагола "страдать" подчеркивало для грекоязычных верующих ранней Церкви связь между "пасхой страдания" и "пасхой воскресения", т.е. Великим Пятком и Воскресением Христовым. Во времена Мелитона, так же, как и во времена Григория Богослова, пасхальная служба включала в себя одновременное воспоминание страданий Христа и Его Воскресения: скорбное богослужение Страстной Седмицы постепенно перерастало в пасхальное торжество.
Центром христианской Пасхи является воспоминание крестой жертвы Христа, прообразом которой были ветхозаветные жертвы и в особенности заклание пасхального агнца. По закону,7 агнец должен быть "совершенным", символизируя совершенство Христа по Божеству и человечеству; "мужского пола" - потому что приносится за целого Адама и потому что "не несет на себе ничего женского, не-мужественного"; "однолетним" - как Солнце правды;8 "непорочным" и нескверным - как врачующий всякий порок и всякую свкерну.9 Агнец съедается вечером - потому что страдание Христово произошло в конце веков; агнец должен быть не вареным, но испеченным на огне - "чтобы слово наше не имело в себе ничего необдуманного, ничего водянистого и развязного, но было твердо, крепко и искушено очистительным огнем"; агнец не должен быть оставлен "до утра" - "ибо многие из наших таинств не выносятся для внешних".10 Агнец съедается с поспешностью - поскольку в христианской жизни недопустимо медлить и оглядываться назад, подобно жене Лотовой;11 с горькими травами - "ибо жизнь по Богу горька и трудна"; с жезлом в руках - "чтобы ты не преткнулся помыслом, слыша о крови, страдании и смерти Бога, и чтобы не стал безбожником, думая быть защитником Божиим, но смело и без сомнений вкушай Тело, пей Кровь.., без неверия воспринимая слова о плоти и не соблазняясь по поводу страдания".12
Подобного рода развернутые аллегорические толкования ветхозаветных текстов весьма характерны для Климента, Оригена и других представителей александрийской традиции. Ветхий Завет лишь прообразует "таинства" Нового Завета и ведет к их лучшему пониманию. В этом смысле пасхальное празднество христиан есть переход из Ветхого Завета в Новый, от пасхи подзаконной к Пасхе христианской; оно есть восхождение от земли на небо, от дольнего к горнему. Но и сама христианская Пасха, совершаемая нами на земле, есть лишь прообраз той непрестанной Пасхи, в праздновании которой участвуют верующие в Царствии Божием:

  Такой праздник празднуешь ты сегодня!.. Таково для тебя таинство Пасхи! Это предначертал закон, это совершил Христос - разоритель буквы, совершитель Духа...13 Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? 14 Ты низложен Крестом, умерщвлен Подателем жизни. Ты бездыханен, мертв, неподвижен, бездействен... Причастимся же Пасхи - ныне все еще прообразовательно, хотя и более откровенно, чем в Ветхом Завете,- ведь подзаконная пасха, дерзну сказать, была прообразом прообраза, еще более неясным,- но немного позже причастимся совершеннее и чище, когда это новое вино будет с нами пить Слово в Царстве Отца,15 открывая и разъясняя то, что ныне показал нам лишь частично.16  

Как происходит приобщение верующих к пасхальному торжеству? Через соучастие в страданиях Христа, через сопереживание тем героям евангельской истории, которые упомянуты в рассказе о последних днях земной жизни Иисуса:

  Если ты Симон Киренеянин, возьми крест и последуй за Христом. Если ты распят, как разбойник, то признай Бога, как благодарный... Поклонись Распятому за тебя и будучи распинаем... Если ты Иосиф Аримафейский, проси тела у распинающего: твоим пусть станет очищение мира. Если ты Никодим, ночной почитатель Бога, погреби Его с благовониями. Если ты Мария, или другая Мария, или Саломия, или Иоанна, плачь рано утром, узри первой камень, взятый от гроба, а может быть, и ангелов, и самого Иисуса... Будь Петром или Иоанном, спеши ко гробу... Если Он сходит во ад, сойди и ты вместе с Ним. Познай и те таинства, которые там совершил Христос: в чем домостроительство двойного схождения? в чем смысл? всех ли без изъятия спасает, явившись, или и там - лишь верующих?17  

Последний вопрос оставлен Григорием без ответа. Более, чем за полтора века до него Климент Александрийский на вопрос о том, всех ли умерших обратил Христос в аду, или одних евреев, уверенно отвечал "несомненно, всех умерших", имея в виду, что и язычники, которые вели добродетельную жизнь, услышав проповедь Христа в аду, уверовали в него.18 Григорий Богослов, как мы уже видели, был чрезвычайно осторожен в высказываниях на догматические темы и особенно избегал дискуссий по эсхатологическим проблемам (чем отличался от Климента, Оригена и Григория Нисского): он не боялся ставить перед читателем спорные вопросы, однако не спешил с ответами, приглашая читателя самому вникать в "таинства" христианской веры. Григорий давал четкие ответы только тогда, когда у него не было сомнений в их правильности. Говоря на догматические темы, он взвешивал каждое слово и всегда оставлял место "тайне" - тому, что должно остаться недосказанным как превосходящее человеческое слово и мысль. Такая тактика обеспечила Григорию уникальное место в византийской традиции - место богослова, сочинения которого считались непогрешимыми в догматическом отношении, наряду с Библией и богослужебными текстами.

1 Сл.45,30; PG 36,664 = 1.680. ^
2 "Вчера", т.е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. ^
3 Сл.45,2; PG 36,624-625 = 1.662. ^
4 Греческое слово "пасха" произошло от арамейского pascha и еврейского pesach (букв. "переход"). ^
5 Сл.45,10; 636 = 1.667-668. ^
6 О Пасхе 46: "Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от pathein ("претерпевать") произошло paschein ("страдать", "праздновать Пасху"). ^
7 Ср. Исх.12:5 и далее. ^
8 Поскольку солнце совершает полный круг в течение одного года. ^
9 Сл.45,13; 640-641 = 1.669-670. ^
10 Намек на существовавшее в древней Церкви понятие "тайного учения" (лат. disciplina arcana), указывающее на недопустимость разглашения смысла Евхаристии и других таинств нехристианам. ^
11 Ср. Быт.19:26. ^
12 Сл.45,16-19; 644-649 = 1.671-674. ^
13 Ср. Мелитон. О Пасхе 2-3. ^
14 1 Кор.15:55; ср. Ос.13:14. ^
15 Мф.26-29. ^
16 Сл.45,21-23; 652-656 = 1.675-676. ^
17 Сл.45,24; 656-657 = 1.677. ^
18 Строматы 6,6. ^


 

 

ПРАЗДНИК ОБНОВЛЕНИЯ

Праздник весны, праздник обновления, праздник благодарения и ликования - так воспринимал Григорий Неделю новую, первое воскресенье по Пасхе. Слово 44-е, посвященное этому дню,- одно из самых радостных и светлых произведений Григория. Написанное престарелым епископом на закате дней, оно дышит юношеской свежестью, искренней и глубокой пасхальной радостью, благоговейным удивлением перед чудом природы, которая никогда не стареет, но ежегодно обновляется, чтобы подарить человеку новые силы, новое вдохновенье на жизнь. В этом чуде природы Григорий видит живое присутствие Божества, наполняющего все Своим светом, видит воскресшего Христа - Виновника торжества, видит образ и предвкушение будущей нескончаемой весны - Царствия Божия.
Дохристианская история человечества, по мысли Григория, была долгой зимой ожидания Мессии. Пришествие в мир Христа изменило весь ход истории, обновило человечество:

  Был же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима 1 неверия, но пришел Иисус, Бог и храм - Бог вечный, храм новый, в один день разрушаемый, в три дня восстанавливаемый и пребывающий во веки, чтобы я был спасен, воззван от древнего падения и стал новой тварью, воссозданный таким человеколюбием... Обновление, празднество Обновления, братья! Пусть от удовольствия сказано будет об этом многократно!2  

Бог создал человека для бессмертия и блаженства. Но человек преступил заповедь, отпал от Бога, сделался подвластным смерти и тлению. Бог Сам выходит навстречу человеку, Сам становится человеком, чтобы как бы заново сотворить его, чтобы начать историю сначала:

  Если бы мы остались тем, чем были, и соблюли заповедь, то стали бы тем, чем не были, и от древа познания пришли бы к древу жизни. Какими же мы стали бы? Бессмертными и приближающимися к Богу. Но поскольку по зависти лукавого в мир вошла смерть и посредством обольщения овладела человеком, то нашим страданием страждет Бог, став человеком и обнищав до принятия на Себя плоти, чтобы мы обогатились Его нищетой. Отсюда - смерть, гроб и Воскресение. Отсюда - новая тварь и попразднство праздника,3 а я снова возглавитель торжества, празднующий обновление моего спасения.4  

Праздник обновления, посвященный, так же, как и праздник Пасхи, прославлению воскресшего Христа, содержит в себе нравственный урок. Мы призваны подражать Христу, Который умер за нас, призваны учиться исполнению заповедей Его. Мы должны не стоять на месте, но непрестанно совершенствоваться, восходить от силы в силу. Христианство есть "обновленная жизнь", духовный прогресс, созидание духовного дома, непрестанное изменение к лучшему:

  ...Великий Давид... говорит о каком-то обновлении дома,5 но ведь этот дом - мы, удостоившиеся быть, называться и становиться храмом Божиим. Вот вам слово об Обновлении! Но обновитесь и, сбросив с себя ветхого человека, живите в обновленной жизни...6 Не ненавидь брата своего.., за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом... Не презирай слез, ты, который претерпел достойное многих слез, но потом был помилован. Не отталкивай бедного, ты, обогатившийся Божеством... Не презирай странника, ради которого Христос стал странником - а у Христа мы все странники и пришельцы... Дай нуждающемуся кров, пищу и одежду... Прощай, получивший прощение, будь милостив, помилованный; пока есть время, человеколюбием приобретай человеколюбие; пусть вся жизнь у тебя обновится... Древнее прошло, теперь все новое. 7 Это приноси в дар празднику, изменись добрым изменением... Не хочет слово Божие, чтобы ты стоял на одном и том же месте, но чтобы ты всегда продвигался по пути к добру... Доколе тебе хромать на оба колена?8 До каких пор тебе готовиться к строительству (oikonomēsais)? Займись наконец и самим строительством (oikodomēsai).9  

Слово заканчивается торжественным восхвалением весны, с пришествием которой обновляется весь видимый мир. Созерцая праздник весны, Григорий восходит умом к Царствию Божию, которое есть непрестанная весна, непрестанное обновление, непрестанный праздник приобщения к Богу:

  Царица времен года сопровождает царицу дней10 и приносит от себя в дар все самое лучшее и прекрасное. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиряются волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями, растения с взорами (людей). Ныне источники текут прозрачнее, ныне реки полноводнее... Ныне и луг благоухает, и растения цветут.., и ягнята скачут на злачных пастбищах. Уже и корабль выводится из пристани с восклицаниями... и окрыляется парусом. И дельфин с удовольствием прыгает по волнам возле корабля... Уже и земледелец вонзает в землю плуг... Уже пастух овец и волов настраивает свирели и наигрывает пастушескую мелодию... Все воспевает Бога и прославляет Его бессловесными голосами; ибо возносится благодарение Богу и через меня, так что их хвалебная песнь становится моей... Ныне все живое ликует и все гаши чувства испытывают наслаждение. Ныне высокий и гордый конь, наскучив стоять в загоне, разрывает узы, скачет по полю и заигрывает с реками... Чтобы чказать еще короче, ныне весна естественная и весна духовная, весна видимая и весна невидимая. О если бы и там удостоились мы этой весны, изменившись к лучшему и обновленными перейдя в новую жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем...11  

 

1 Ин.10:22. ^
2 Сл.44,2; PG 36,608-609 = 1.655-656. ^
3 Т.е. Неделя новая является "попразднством" (metheortos) Пасхи. ^
4 Сл.44,4; 612 = 1.657. ^
5 Ср. Пс.29:1. ^
6 Ср. Рим.6:4. ^
7 2 Кор.5:17. ^
8 Ср. 3 Цар.18:21. ^
9 Сл.44,5-9; 613-617 = 1.657-659. ^
10 Т.е. наступление весны совпадает с полнолунием. ^
11 Сл.44,10-11; 617-621 = 1.660-661. ^


 

 

ЖИЗНЬ КАК ПРАЗДНИК

В Слове 41-м, посвященном празднику Пятидесятницы, Григорий обращается к ветхозаветной концепции "юбилея" - года оставления. По закону Моисееву, каждый седьмой год считался годом покоя, когда не разрешалось засевать поля и собирать виноград; каждый пятидесятый год объявлялся юбилейным - годом праздника, когда люди возвращались в свои владения, должникам прощали долги, а рабов отпускали на свободу.1 Назначение юбилейного года, особым образом посвященного Богу, состояло не только в том, чтобы дать людям отдых, но и в том, чтобы, насколько возможно, исправить неравенство и несправедливость, существующие в человеческом обществе. Юбилей был годом подведения итогов, когда люди давали отчет Богу и друг другу в том, как они строят свою жизнь, и перестраивали ее в большем соответствии с заповедями Божиими. Юбилей, таким образом, становился прообразом жизни людей в будущем веке, где нет социального неравенства, рабов и господ, заимодавцев и должников:

  Число семь почитают чада народа еврейского на основании закона Моисеева... Почитание это у них простирается не только на дни, но и на годы. Что касается дней, то евреи постоянно чтут субботу.., что же касается лет, то каждый седьмой год у них - год оставления. И не только седмицы, но и седмицы седмиц чтут они - так же в отношени и дней и лет. Итак, седмицы дней рождают Пятидесятницу, которую они называют святым днем, а седмицы лет - год, называемый у них юбилеем, когда отдыхает земля, рабы получают свободу, а земельные владения возвращаются прежним хозяевам. Ибо не только начатки плодов и первородных, но и начатки дней и лет посвящает Богу этот народ. Так почитаемое число семь привело и к чествованию Пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное на себя, дает пятьдесят без одного дня, который занят нами у будущего века, будучи одновременно восьмым и первым, лучше же сказать - единым и нескончаемым.2  

В христианской традиции Пятидесятница есть праздник Святого Духа - Утешителя, Который приходит на смену Христу, вознесшемуся на небо. Дела Христовы на земле окончились, и для Христа как человека с момента его погребения наступила суббота покоя. Для нас же после Воскресения Христова наступила эра юбилея - нескончаемый пятидесятый год, начинающийся на земле и перетекающий в вечность. Эра юбилея характеризуется прежде всего активным обновляющим действием Святого Духа. Под воздействием благодати Духа люди кардинальным образом меняются, превращаясь из пастухов в пророки, их рыбаков в апостолы:

  Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, наступление обещанного срока, исполнение надежды. И как велико, и как досточтимо таинство! Оканчиваются телесные дела Христовы, лучше же сказать, дела Его пришествия в теле... Начинаются же действия Духа... Этот Дух - ибо Он премудр и человеколюбив - возьмет ли пастуха овец, делает его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и провозглашает царем Израильским,3 возьмет ли пастуха коз, соделывает пророком:4 вспомни Давида и Амоса! Берет ли мальчика одаренного, делает его судьей старейшин, невзирая на возраст:5 свидетельствует об этом Даниил, победивший львов во рву. Найдет ли рыбаков, уловляет их для Христа, а они весь мир обнимают сетью слова: возьми Петра, Андрея и "сынов громовых", прогремевших духовными громами. Найдет ли мытарей, приобретает в ученики и делает купцами душ: об этом говорит Матфей - вчера мытарь, а сегодня евангелист. Найдет ли пламенных гонителей, изменяет ревность и делает Павлов Савлами, обращая их к благочестию настолько же, насколько прежде были они обращены к злу.6  

Пятидесятница есть день, в который Святым Духом созидается Церковь как общество людей, вступивших в новые отношения с Богом и обновленные взаимоотношения друг с другом. Действие Святого Духа в момент первой христианской Пятидесятницы выразилось в том, что апостолы начали говорить на иных языках, так что каждый из пришедших в Иерусалим иностранцев "слышал их говорящим его наречием".7 Действительно ли апостолы говорили на иных языках, или каждый из слушателей воспринимал их речь как свой родной язык?- спрашивает Григорий. Если принять последнее толкование, то получится, что чудо произошло не с апостолами, но со слушателями; поэтому Григорий склоняется к первому толкованию.8
Чудо Пятидесятницы состоит в том, что люди, разделенные по национальному, языковому и расовому признаку, действием Святого Духа приводятся в единство. Разделение людей на нации и рассеяние народов произошло, согласно Библии, в результате вавилонского столпотворения9 и было наказанием за грех безбожного строительства, за попытку достичь неба земными средствами. Строительство вавилонской башни навсегда осталось символом построения социальной системы без Бога: единодушие людей в безбожном предприятии неизбежно ведет к разделению между ними и к разрушению самого предприятия. Задачей Церкви всегда было преодоление всяких разделений, существующих на человеческом уровне, и достижение единства при помощи благодати Духа. Именно поэтому Церкви чужд всякого рода национализм; именно поэтому Григорий так восхищался кинической идеей человека как гражданина мира. Сопоставляя вавилонское столпотворение с Пятидесятницей, Григорий говорит:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.