Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, достигший обожения 3 страница




  Ум владыку творя, страсти плотския удержал еси, и вместителен быв божественных озарений, единаго Бога в триех Лицех, просветил еси ны чествовати, Григорие.27 Благочестия велегласен проповедник, и благознаменит богословия богослов, сокровище боговидения обильно предлагается, и раздает богатно нам богатство неотъемлемо.28 Глагол твоих божественное вещание, и догматов благодать божественная, яко скорость молнии всю обтече землю, Троице во Единице, Единице в Троице, поколнятися богослове, богословствуя, и научая нас.29 Да честныя Троицы осиянием обогатиши ум отче, уяснил еси яко нескверное и новоочищенное зерцало, воздержанием изрядным соделав. Темже и боговиднейший показался еси божественными явленми.30 Таинник триипостаснаго единоначалия, и Божества сущаго в Троице, добродетелей обученми быв, троический богослов показался еси, всеблаженне...31 Зарею трисиянныя светлости, от единаго происходящею Божества осияемь священнотаинниче Григорие, поющия тя верою спасей, и твоих догматов богословием световождствуй. Течение доброе совершил еси за начальную Троицу подвизався, и обожения яко богослов получил еси, и божественнаго твоего желания исполнение приял еси достойно, церквей благоукрашение.32  

В каноне преп. Космы Маиумского Григорий Богослов сравнивается с Моисеем, восходящим на гору Синай (один из любимых образов самого Григория). Автор канона говорит о Григории как человеке, достигшем "глубин Божиих", как о великом истолкователе Священного Писания:

  Скрижали богоначертанныя, во мрак Моисей прият вшед некогда, ты же во уме поставив богоприятную трапезу, прилежно Бога умолил еси.33 В непостижимый вшед мрак, и яко из пещеры каменны узрев задняя, сраствореное вещественное невещественному естеству, и неслитнаго смешения был еси сказатель, Христов угодник...34 Потоплен разумом не быв, и до дна испытав глубины Божия, и оттоле бисер почерпл ты Владыце, и молчание якоже слово, Григорие положил еси всеизряднейше.35 Иже худую одежду законнаго расторг Писания, и юже в нем божественную доброту и таинственную, Божественных Духа нам истолковав Писаний, треблаженне отче, тя величаем.36  

Все эти тексты свидетельствуют о том, что св. Григорий Богослов занял прочное место в восточно-христианской литургической традиции. Его почитание как святого быстро вышло за пределы Константинополя, а его известность как богослова распространилась не только в грекоязычном мире, но и по всей христианской "экумене".
Последнее подтверждается также тем, что уже в древнюю эпоху многие его сочинения были переведены на основные языки христианского мира. В 399-400 гг. Руфин перевел девять Слов Григория на латинский язык.37 В течение нескольких последующих столетий появились сирийский, армянский, коптский, грузинский, арабский и эфиопский переводы Слов и стихотворений Григория.38
Первая славянская версия Слов св. Григория появилась в X в. в Болгарии: она включала 16 Слов, которые, по церковному уставу, читались за богослужением. В XI-XII вв. в дополнение к этому сборнику Слов переводятся схолии Никиты Ираклийского. В XIV в. появляется новая редакция того же сборника из 16 Слов.39 В 1665 г. Епифанием Славинецким издан полный славянский перевод всего корпуса Слов св. Григория.40 Первое полное издание всех Слов и стихотворений святителя на русском языке появилось в Москве в 1843-1848 гг. В начале XX столетия творения Григория Богослова в русском переводе были переизданы в двух томах.41 Этот перевод - добротный, но устаревший - до сего дня является единственным доступным русскому читателю переводом сочинений св. Григория. Давно назрела необходимость нового перевода творений св. Григория, так же как и произведений других Отцов Церкви, на современный русский язык.

* * *



В заключение хотелось бы сказать о том, о чем обычно говорят в предисловии, а именно - о причинах, побудивших нас написать настоящую книгу.
Во-первых, причиной написания книги была наша глубокая любовь к св. Григорию как человеку и богослову. Эта любовь зародилась у нас в юности, когда мы впервые познакомились с его Словами и стихотворениями в русском переводе. Нам хотелось написать живую книгу о Григории: не его житие, не сухой научный анализ его богословских взглядов, но его биографию как человека и мыслителя на основе его собственных сочинений. Мы не считали нужным сглаживать те противоречия его жизни и личности, которые, может быть, не вписываются в рамки житийного канона. Мы не считали необходимым говорить о Григории особым возвышенным "православным" языком, несмотря на наше глубочайшее и благоговейное почтение к этому великому Отцу Церкви. Сам Григорий писал о себе откровенно и прямо: так стремились писать о нем и мы, используя его собственные сочинения в качестве основного источника.
Во-вторых, многолетнее изучение восточно-христианской богословской традиции убедило нас в том, что Григорий занимает в ней абсолютно центральное и неоспоримое место: без основательного знания его наследия невозможно по-настоящему понять эту традицию. Нам представлялось в этой связи чрезвычайно важным систематизировать взгляды Григория на различные аспекты христианской и общественной жизни, дать анализ его богословия и мистицизма.
В-третьих, на русском языке не существует монографии о св. Григории, которая давала бы достаточно полное представление о его личности и письменном наследии. В современной западной науке такие монографии существуют, однако, как нам представляется, значение Григория как мыслителя, богослова, философа и мистика еще по настоящему не оценено. В XX веке восточно-христианское богословие было заново открыто Западом, однако интерес сосредотачивался вокруг нескольких имен - главным образом, вокруг Оригена, св. Григория Нисского и автора Ареопагитского корпуса. В настоящее время объектом особеннного внимания становится преп. Максим Исповедник. Что же касается св. Григория Богослова, то, хотя его роль в истории христианского богословия никем не оспаривается, ему уделяется несравненно меньше внимания, чем он заслуживает.
В-четвертых, изучая сочинения Григория, мы встретили в них немало неожиданных и ярких мыслей, обнаружив в Григории необычную широту взглядов. Эта широта характеризует многих великих Отцов Церкви, но ее очень не хватает некоторым сегодняшним православным христианам. "Православие так же просторно, как Сам Бог",- говорит современный богослов.42 Об этом, к сожалению, часто забывают те христиане, которые уверены в несовместимости православия с ученостью, творчеством, искусством, которые выступают против открытого и творческого отношения к жизни. По нашему глубокому убеждению, в православии никому не должно быть душно: в нем должно найтись место и для ученого, и для поэта, и для художника. Православие не должно превращаться в "охранительную" религию, отгородившуюся толстыми стенами от мира: напротив, необходима тесная, живая и творческая связь между Церковью и миром.
Именно так смотрел на вещи св. Григорий, в котором безусловная преданность православной вере и личная святость сочетались с открытостью ко всему лучшему, что накоплено человечеством вне христианства. Остается только пожелать, чтобы в наше время было больше людей, подобных ему "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте".43

1 Деяния Всел. Соборов 1,249. ^
2 Деяния Всел. Соборов 2,192. ^
3 Деяния Всел. Соборов 3,259-260. ^
4 Деяния Всел. Соборов 4,119. ^
5 Деяния Всел. Соборов 4,421. ^
6 См. Noret. Gregoire, 259. ^
7 См., например, св. Григорий Палама. Триады 1,1,6. Первым, кого в византийской традиции назвали Богословом, был св. апостол и евангелист Иоанн. ^
8 Clavis II,181-187; 194-196. Подробнее о схолиях на Григория см. Lefherz. Studien, 111-146; 151-198; 290-292. ^
9 См. Louth. Gregory and Maximus. ^
10 См. Louth. Maximus, 24. Полное название сочинения Максима "О различных недоуменных местах (в сочинениях) святых Дионисия и Григория"; чаще используется сокращенное название "Амбигва" (лат. Ambigua - двусмысленные, сомнительные места). ^
11 Сл.21,2,1-8; SC 270,112-114 = 1.306. Полностью этот текст цитировался нами в разделе "Очищение и озарение" гл.IV. ^
12 См. PG 91,1105 C-1205 C. ^
13 Ср. Louth. Maximus, 22. ^
14 По-латыни оно называется Quaestiones et dubia (букв. "Вопросы и сомнительные места"), однако это название не принадлежит самому Максиму. ^
15 См. гл. III (вступление). ^
16 Подробнее о влиянии Григория на Симеона см. Alfeyev. Symeon, 185-211. ^
17 Ср. Alfeyev. Background, 219; 228. ^
18 Alfeyev. Symeon, 205. ^
19 См. вступление к разделу "Праздник как таинство" главы II. ^
20 Отметим, что в Древней Церкви не существовало "канонизации" святых, т.е. формального провозглашения, по решению Собора или Синода, того или иного человека святым. Если имя святого вносилось в диптихи какой-либо Поместной Церкви, это было следствием уже установившегося в народе почитания конкретного мученика, исповедника, святителя, преподобного или благоверного царя. Впоследствии такому святому составлялись службы. ^
21 Об этих гимнографах см., в частности, Ware. Triodion, 41-43. ^
22 Стихира 3 на малой вечерне. Ср. Григорий Богослов. Слово 12,1,1-2,1: "Я - орган божественный" и т.д. (полностью этот текст см. в разделе "Молчание и слово" гл.III нашей книги). ^
23 Стихира на "Славу" на малой вечерне. ^
24 Стихиры на "Господи воззвах" великой вечерни. ^
25 Богородичен на утрени. ^
26 Стихира на "хвалитех". ^
27 Песнь 1. ^
28 Песнь 3. ^
29 Песнь 5. ^
30 Песнь 6. ^
31 Песнь 8. ^
32 Песнь 9. ^
33 Песнь 1. ^
34 Песнь 3. ^
35 Песнь 6. Ср. раздел "Молчание и слово" в гл.III нашей книги. ^
36 Песнь 9. Под "худой одеждой законного Писания" имеется в виду, по-видимому, буквальный смысл некоторых ветхозаветных текстов, в которых Григорий сумел увидеть сокровенный духовный смысл. ^
37 Quasten. Patrology III,240. ^
38 См. Clavis II,179-181. ^
39 См. Левин. История, 53, 55, 57. Ср. Голубинский. История 1, 732-733; Макарий (Булгаков). История 2, 225-227. ^
40 См. Левин. История, 68. ^
41 См. раздел "Русский перевод" в Библиографии к нашей книге. ^
42 Антоний. О встрече, 86. ^
43 1 Тим.4:12. ^


 

 

БИБЛИОГРАФИЯ1


1. СОЧИНЕНИЯ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.